Жизненно важная «мелочевка»: о чем говорили на встрече с мэром Иркутска активисты  Правобережного округа?

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #6 (1092) от 17 февраля 2023

На прошлой неделе мы рассказали читателям, как в рамках проекта #вместесМэром Руслан Николаевич встречался с участниками ТОС Октябрьского округа. И вот новая встреча — с активными горожанами Правобережки. Сейчас на территории округа зарегистрировано 14 органов ТОС. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации людей по месту их жительства: в микрорайоне, квартале, улице, дворе, доме, подъезде. Проще говоря, горожане, которым не все равно, что происходит вокруг, объединяются и активно работают с властью. Общались с мэром, как всегда, в неформальной обстановке: даже когда градус напряжения в беседе возрастал, его тут же смягчали шутками и смехом. Обсуждали разное — уборку снега в частном секторе, работу общественного транспорта, подвоз детей к школе, ремонт коммунальных сетей в домах. По сути — все те житейские проблемы, решение которых важно каждому горожанину для того, чтобы чувствовать себя комфортно.

Одной из первых слово взяла руководитель ТОС «Радищева» Людмила Алексеевна Баранова. Она рассказала о проблеме, которая актуальна для жителей любого частного сектора, — складировании снега с частных дворов на дороге общего пользования.

— Некоторые жители — настоящие потребители! — в сердцах поделилась наболевшим Людмила Алексеевна. — Только требуют, а сами ничего делать не хотят. Мы постоянно им говорим — не вывозите снег со двора на проезжую часть, от этого на дороге образуются снежные колеи! А в ответ слышим — «Автодор» уберет! Я объясняю, что муниципальное предприятие не обязано чистить дороги в частном секторе, но все бесполезно.

— А зачем в частном секторе снег со двора убирают? — удивился в ответ Руслан Николаевич. — Давно известно — чем лучше увлажнение, тем лучше урожай будет. Или огородов нет?

— Мало огородов сейчас в частном секторе стало, — вздыхает Людмила Алексеевна, — вот люди и творят такое. У нас два дома на улице Дмитрия Пожарского вообще целые горы нанесли на дорогу! Руслан Николаевич, давайте как-нибудь обяжем людей все-таки вывозить снег, не засыпать дороги.

— Вопрос очень правильный! — согласился мэр. — И я хочу сказать, что такое поведение у нас повсеместно, и проблема касается не только вывоза снега. Люди не считают нужным следить за тем, что за порогом их дома, а это в корне неверно. За примерами далеко ходить не надо. На днях, например, я ехал по улице Култукской и заметил много мусорных пакетов вдоль дороги. Причем пакеты не МУП «Иркутскавтодор» (я знаю, как они выглядят), но явно выставленные, чтобы их кто-то увез. И ведь сейчас действительно «Автодор» половину частного сектора вывозит!

Поэтому я с вами согласен — нужно что-то менять. По моему мнению, ситуацию спасут жесткие штрафы. Каждый человек должен понимать, что, нарушая правила благоустройства, от ответственности он не уйдет. Вот в Москве же уже никто не спорит с эвакуатором: встал под знак, попал на фото — плати штраф. Вот и у нас должно быть так же. Если напротив дома бардак, то и убирать надо тому, кому принадлежит эта территория. Либо следить за тем, чтобы другие не мусорили.

Руслан Николаевич также предложил запустить решение этой темы через общественное публичное обсуждение. И активисты ТОС Правобережного округа его предложение поддержали.

Светлана Викторовна Замякина, руководитель органа ТОС «Усадьба», рассказала, что после реконструкции дороги остановку общественного транспорта Площадь Декабристов перенесли, однако людям стало неудобно ею пользоваться: подходы к остановке через трамвайные пути небезопасны.

— Поставили также небольшой остановочный пункт, но он некомфортный, — рассказывает Светлана Викторовна. — Когда идет дождь, со стороны проезжей части на остановку попадают брызги. Как мне сказали, подобный вариант павильона — это пилотный проект, но нам думается, что он неудачный.

— Если людям некомфортно — однозначно неудачный! — согласился Руслан Николаевич. — Более того, я вам так скажу — с проектировщиками дорожных работ у нас в Иркутске вообще беда. Очень часто с проектами, которые нам приносят, просто невозможно работать: ливневые канализации они не предусматривают, карманы и уровни дороги не учитывают. Вот и в вашем случае надо, конечно, решать проблему.

Главное — это определиться со сроками. Ограждения с защитой от брызг уже в ближайшее время поставят, а вот исправлять все недочеты с пандусами и пешеходными переходами можно только в строительный период, когда потеплеет. А чтобы проконтролировать ход работ, Руслан Николаевич предложил активистам ТОС «Усадьба» встретиться в начале сентября.

— Поставим нашу встречу в график на начало сентября, когда подводят итоги строительного сезона, и вместе проведем небольшой рейд, — добавил он. — Кто захочет — присоединится к нам.

О следующей проблеме заговорила представитель ТОС «Сибирь» Анна Львовна Покровская. Она рассказал, что подвалы отдельных домов в самом центре города регулярно топит канализация, и попросила включить жилые дома на улице Марата, 61 и Горького, 10 в программу развития коммунальных сетей.

— Такое может происходить по нескольким причинам, — считает Руслан Николаевич, — и не только потому, что разрушены канализационные сети. Может быть засор труб, например. Или несоответствие гидравлических режимов. (Руслан Николаевич в начале своей трудовой деятельности возглавлял МУП «Водоканал» в Шелехове, так что знает, о чем говорит. — Прим. ред.) С этим кто-то разбирался у вас?

— Мы сами разбирались, — пояснила Анна Львовна, — и выяснили, что у нас перегружены сети. К нашим домам подключены Харлампиевская клиника, офис на Марата, и все деревянные дома на улице Марата пользуются нашей канализацией.

— Я тогда попрошу направить к вам специалистов, — пообещал мэр, — чтобы они провели обследование. И дам поручение произвести расчеты. А потом будем от этого отталкиваться. Надо еще посмотреть состояние труб. Возможно, их тоже надо будет менять.

Продолжая тему, Руслан Николаевич рассказал тосовцам, что в городе сейчас активно идет реконструкция очистных сооружений. Так, уже через год будет полностью закончена реконструкция канализационно-очистных сооружений (КОС) правого берега и уже готовится документация по реконструкции КОС левого берега.

— Отношение к замене инженерных сетей у меня очень серьезное, — добавил он. — Иркутску нужна модернизация инженерного каркаса, а это колоссальный объем работ, который нужно делать последовательно.

О проблеме, которая беспокоит жителей микрорайонов Лесного и Зеленого, рассказал Виктор Владимирович Губанов, руководитель ТОС «Просторный». И это — автомобильные пробки, которые ежедневно возникают по направлению к их жилым массивам.

— Добраться до дома после пяти вечера можно только через пробки, — говорит он. — Мы понимаем, что много людей заселяется в поселки (такие как Хомутово, Грановщина) и ближайшие СНТ, поэтому проблему надо решать как можно скорее. Прежде всего надо убрать это бутылочное горлышко — Покровский рынок и Рабочего Штаба. Какие варианты решения есть у города?

— Эту проблему, к сожалению, нельзя решить быстро, — не стал скрывать Руслан Николаевич, но тут же добавил: — Однако мы работаем над этим вместе с областным правительством. Есть два варианта. Первый — это создание транспортной инфраструктуры и строительство обходных путей. Иркутск — исторический город, расширять улицы которого невозможно, и надо понимать, что любые решения внутри города снимают напряжение лишь на короткий отрезок времени. Я разговаривал с губернатором Игорем Кобзевым и знаю, что сейчас в правительстве региона проектируют новые дороги, которые пойдут в обход Иркутска и помогут снять напряжение в самом городе.

Второй вариант, по которому идет уже город, — это развитие общественного транспорта. Автобусы должны быть вместительные и удобные, на них должно быть проще и быстрее добираться до работы и дома. В этом случае люди станут пересаживаться на общественный транспорт, оставляя машины дома, а значит — дороги станут свободнее. И мы уже делаем многое для этого. Например, на муниципальных предприятиях в прошлом году мы перешли на новую систему контрактов, и наши МУПы стали лучше себя чувствовать. В частности, у них появился ресурс на обновление подвижного состава. Я с гордостью это говорю, потому что раньше они сидели исключительно на дотациях, а вот в конце прошлого года бесконтактный троллейбус «Адмирал» был куплен МУП «Иркутскэлектротранс» за свои деньги — впервые за много лет! Кроме того, мы уже сделали выделенную полосу для общественного транспорта на Трактовой. Закупили больше 40 новых автобусов для МУП «Иркутскавтотранс»…

— А можно тогда троллейбус с автономным ходом пустить до Зеленого? — не растерялся Виктор Владимирович и решил воспользоваться полученной информацией: — Это 11 км туда-обратно, как раз хватит для того, чтобы троллейбус прошел без подзарядки. Надо будет просто готовый маршрут № 3 немного продлить. Сейчас до Зеленого идут только два муниципальных маршрута — № 8 и 32.

— Предложение интересное! — поддержал мэр. — Я не против. Мы сейчас только испытание троллейбуса закончим и сразу же запустим его туда, где он нужен (так и вышло: в минувший четверг новый троллейбус поехал по маршруту № 3. — Прим. ред.).

Со следующим предложением выступила представитель ТОС «Лесной» Юлия Станиславовна Курс. Она рассказала, что территория ТОСа сейчас активно развивается, и поблагодарила за это в том числе городскую власть: недавно в Лесном появился свой образовательный комплекс — школа и садик, а сейчас жители ждут свой физкультурный комплекс. Однако параллельно возникают другие проблемы, которые тоже требуют решения.

— Из микрорайона «Искра» дети начиная с шестого класса до школы ходят пешком, — рассказала Юлия Станиславовна. — Это недалеко — два километра. Но освещение при этом есть не на всем участке пути, а сама дорога — грунтовая, осенью и весной на ней грязь. Мы бы хотели, чтобы ее заасфальтировали и сделали тротуары. Это возможно?

— Конечно! — убедительно ответил мэр. — Однако первое, что мне хотелось бы решить в вашем случае, — это вопрос с доставкой школьников до школы на автобусе. Если есть проблема с дорожными условиями — это просто необходимо сделать. И второе — надо закладывать документацию на строительство асфальтированной дороги. У меня только единственная просьба — с людьми поговорите! Чтобы все интересы были учтены при проекте, ведь кому-то придется подвинуться, чтобы дорога прошла как надо. А так — нет проблем! Давайте работать!

Обсуждали на встрече и другие злободневные вопросы. Например, представители ТОС «Некрасова» попросили запретить для парковки личных автомобилей одну часть улицы Некрасова, чтобы облегчить возможность прохождения этого пути для троллейбуса № 3. А от ТОС «Ушаковский» прозвучала просьба поставить уличные тренажеры на свободном участке земли, который давно пустует. Руслан Николаевич здесь также предложил свои варианты решения проблемы и пообещал, что сделает все возможное, чтобы добиться решения поставленных жителями задач.

А под конец разговора мэр Иркутска поблагодарил всех пришедших на встречу за активное участие в жизни не только своего района, но и всего города.

— Я очень рад, что мы с вами пообщались — это важно и нужно, — отметил Руслан Николаевич. — Многие вопросы, которые мы с вами обсудили, не глобальные, но они житейски важные. Это та самая «мелочовка», которая мешает жить полной жизнью и порой решение таких мелких вопросов даже важнее каких-то глобальных проблем. Опираясь на ваше мнение, я, в свою очередь, понимаю, по каким направлениям у меня есть ваша поддержка, и с радостью отмечаю, что по многим. Поэтому давайте друг друга слышать. Ведь это замечательно, когда вместе собираются люди, которые хотят менять жизнь в лучшую сторону. Остальные, как говорится, подтянутся.

Марина Александрова

Фото Валентина Карпова

В этот момент на кадре нашего фоторепортера Валентина Карпова мэр Иркутска Руслан Болотов говорит активным жителям Правобережного округа, что «один в поле не воин»: «Так же и в городе. Для позитивных изменений требуется работа команды, усилия всех и каждого. Муниципалитет отвечает за решение стратегических задач: на администрации лежит укрепление городских каркасов — инженерного, социального, дорожно-транспортного. Вы берете на себя решение многих локальных вопросов, и они такие же важные и значимые для Иркутска»

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио