Застывшее время: как бороться с иркутскими пробками?

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #12 (999) от 1 апреля 2021

Недавно мне предстояла поездка в Улан-Удэ. Чтобы успеть на поезд в 8:10 утра, я выехала на вокзал из своего Октябрьского округа более чем за час до отправки. В 7:20 мы были на Академическом мосту, там же и оставались до 7:55. Мой поезд ушел по расписанию и без меня. А всему виной — авария с тремя машинами, затормозившая движение по мосту. «Как ты умудрилась опоздать?» — удивлялись знакомые улан-удэнцы. «Это у вас в городе автомобилей в два раза меньше, все размеренно и степенно. А у нас в Иркутске активное движение!» — отвечала я. Какие меры помогут упорядочить дорожную систему в нашем динамично развивающемся городе — попробуем разобраться.

Права по новым правилам

Основные причины дорожных заторов — это низкая пропускная способность дорог при большом количестве машин, несоблюдение правил дорожного движения и временное сужение полос из-за ДТП. Львиная доля аварий совершается по вине неопытных водителей, число которых увеличивается с каждым годом. В Иркутске, например, ежегодно водительские удостоверения получают около 15 тысяч выпускников автошкол. Это пополнение рядов автолюбителей приводит к перенасыщенности дорожного трафика. Чтобы уровень их подготовки стал выше, в России ввели новый регламент сдачи экзаменов на права.

Теперь кандидатам придется сдавать практику в реальных условиях города. Новое правило актуально для всех видов транспортных средств. Места для сдачи экзаменов, правда, будут выбирать менее оживленные, чтобы обеспечить безопасность участников дорожного движения. Маршруты сейчас разрабатываются, в Иркутске их запланировано 26.

Кроме того, теперь на пассажирском кресле рядом с испытуемым будет сидеть не автоинструктор, а инспектор РЭО ГИБДД. Неизменным останется балльная система оценки: чтобы сдать экзамен, необходимо набрать меньше пяти штрафных баллов. Но сейчас перечень ошибок и нарушений скорректирован. В отдельную группу вынесены грубые. Например, если кандидат забыл пристегнуть ремень безопасности или использует во время движения телефон, экзамен окончится. Теоретическая часть, кстати, не претерпела изменений.

— На улицы непозволительно выпускать неподготовленных людей, — отметил начальник УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Григорий Крепель. — По моему субъективному прогнозу, сначала процент не сдавших экзамен водителей будет значительно выше, чем сейчас, но затем ситуация стабилизируется. Автошколы просто изменят подходы к подготовке водителей.

Аварийные места

Какие нарушения ПДД чаще всего фиксируются в регионе? Это нарушение скоростного режима, правил расположения транспортных средств на проезжей части, выезд на встречную полосу. Если же говорить о местах концентрации ДТП в Иркутске, то очаги аварийности в городе — это улица Байкальская (30-й Дивизии, Станиславского), пересечение улиц Советской и Красноярской, объездная дорога микрорайона Ново-Ленино в районе 18-го Советского переулка.

— Ежегодно в ГИБДД составляется статистика концентрации мест ДТП в городе, — отмечает заведующая сектором безопасности дорожного движения департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Ворончихина. — В 2019 году таких мест было 62, а в 2020-м их количество сократилось до 42. Согласно полученной статистике мы разрабатываем перечень мероприятий, направленных на модернизацию этих точек. В этом году подошли плотно к решению вопроса: задействованы и министерство строительства и жилищной политики правительства Иркутской области, и ГИБДД, и городская администрация. Рассматриваются причины аварий, потом уже принимаются меры по их устранению: это установка дополнительных дорожных знаков, светофоров, «лежачих полицейских», наружного освещения, камер фотовидеофиксации.

«Нормальные герои всегда идут в обход»

Пробки в центре города обусловлены его историческим прошлым: застроенные несколько веков назад тесные улицы не предусмотрены для проезда большого количества автомобилей. Силами городских властей сейчас разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Иркутска до 2030 года. Ее рассмотрят на майском заседании городской думы.

Чтобы разгрузить центр, нужно менять приоритет в сторону общественного транспорта — так считает заместитель начальника департамента дорожной деятельности комитета городского обустройства администрации Иркутска Руслан Батраченко.

— Современный мир постепенно меняет философию городского движения, думаю, что мы тоже придем к этому, — отмечает Руслан Батраченко. — В Европе, например, на первом месте как участник движения стоит пешеход/велосипедист, на втором — пассажир общественного транспорта и лишь на третьем — владелец личного автомобиля. Мы двигаемся в этом направлении: например, первой ласточкой стало выделение отдельной полосы для общественного транспорта на улице Трактовой, там же предусмотрена велопешеходная инфраструктура. В 2020 году обустроили велополосу на улице Фурье, провели первый этап реконструкции улицы Баумана, где в проекте велодорожки. Кроме того, в планах ремонт улицы Горной — там тоже хотим сделать велосипедные дорожки, этот вопрос разрабатывается совместно с проектом «Иркутские кварталы». Еще планируется обустройство дорожек на улице  Франка-Каменецкого и проспекте Маршала Жукова. Кстати, в ближайшем будущем частные инвесторы планируют построить многоуровневую парковку около торгового центра «Карамель». А чтобы разгрузить центр, ожидается строительство платных парковок на улице Карла Маркса.

Что же касается ремонта дорог, который часто негативно сказывается на пропускной способности иркутских улиц, то в этом сезоне в городе намечено несколько ключевых точек. Это реконструкция путепровода на Джамбула: первую часть работ подрядчик планирует сдать в конце мая – начале июня 2021 года. После реконструкции там станет не две, а три полосы, что существенно увеличит пропускную способность: в сторону Ново-Ленино откроются две полосы, в обратную сторону — одна. Работы на путепроводе идут с опережением графика, подрядчик обещает закончить до конца 2021 года. Также в этом году запланирован ремонт 17  участков автомобильных дорог.

— В 2021 году начнется капитальный ремонт Верхней Набережной (аварийный участок от Академического моста до дома номер 107) и путепровода через станцию Батарейная, — отмечает Руслан Батраченко. — Да, там планируется перекрытие дороги для более быстрой работы на объекте, ведь капитальный ремонт предполагает глобальную реконструкцию всей системы коммуникаций, ливневой канализации, но там не такой активный трафик, чтобы иркутяне пострадали. Горожанам стоит понимать, что пробки во время летнего ремонта дорог — это неизбежное явление, которое нужно перетерпеть, чтобы получить результат. Конечно, мы стараемся оптимизировать работу: например, сейчас по поручению мэра Иркутска Руслана Болотова разрабатываем временную схему организации движения на улице Трактовой, которая будет частично закрыта. В информационных ресурсах разместим варианты объездных путей, чтобы иркутяне могли сами выбрать подходящий путь.

Спасение от пробок на выезде из города — строительство обходов. Это объекты регионального значения, отмеченные в схеме территориального планирования Иркутской области.

— Для областных властей сейчас в приоритете — строительство Южного обхода, который разгрузит микрорайон Синюшина гора и станет альтернативой пути на плотину ГЭС, например, — говорит Руслан Батраченко. — Трасса Южного обхода Иркутска запланирована от Култукского тракта в районе поселка Смоленщина с выходом в микрорайон Юбилейный (район Мельничной пади). Его общая длина — 16,4 километров. Разработка проекта запланирована на 2021–2022 гг., а реализация — с 2023 года. Конечно, для Иркутска приоритетен Западный обход, который пройдет от объездной дороги Новоленино с выходом на Каю, разгрузив  улицы Маяковского, Боткина, Джамбула. Его строительство возможно после Южного обхода.

Элина Халтанова, Алена Григорьева

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио