Зачем человеку пила на дороге? Так в Иркутске проверяют качество асфальта после ремонтов

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #37 (1073) от 23 сентября 2022

Проезжая по отремонтированной дороге, многие иркутяне наверняка замечали вырезанные на новом асфальте небольшие квадратики. Не стоит ругать дорожников, они знают, что делают — таким способом проверяют качество дорожного покрытия. Сами отверстия еще называют вырубками. Журналисты «Иркутска» узнали, как, а главное зачем выпиливают новый асфальт, на примере новой дороги на Седова.

В этом году улицу Седова ремонтируют по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Работы подрядчика — муниципального предприятия «ИркутскАвтодор» — уже подходят к завершению. На всех этапах обязательно осуществляют контроль качества. В минувший понедельник вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников вместе с и. о. заместителя мэра — председателя комитета городского обустройства администрации Иркутска Сергеем Чертковым и исполняющим обязанности директора МУП «ИркутскАвтодор» Василием Ефремовым прошли пешком по улице Седова вдоль всего участка, покрытого новым асфальтом. Затем по подземному переходу перешли на другую сторону улицы, чтобы оценить, как идет замена подпорной стенки, которая исчерпала свой срок эксплуатации.

— Практически все работы по приведению улицы Седова в нормативное состояние на всем протяжении выполнены в рамках большого общего проекта — в прошлом году ремонтировали основную часть Академического моста, этим летом приводили в порядок пешеходные зоны по подъездным путям к этому мосту. Ремонт практически закончен, есть небольшие, но некритичные замечания, — подвел итоги проверки Дмитрий Ружников. — За две недели подрядчик эти недочеты устранит и приведет объект в соответствие с проектом. В ближайшее время будет выполнена разметка дорожной сети, затем комиссия примет улицу, и это будет еще один объект, ремонта которого автовладельцы ждали. Как водитель, конечно же, знаю, какие здесь были неровности в самом начале моста, сегодня их уже нет.

Но контроль за работами на улице Седова визитом вице-мэра Дмитрия Ружникова не заканчивается. Только представьте реакцию водителей и прохожих, когда они видят следующее: на проезжей части появляется человек с чем-то похожим на циркулярку и буквально начинает пилить новый асфальт. Так проверяют толщину и качество нового асфальта. Но давайте по порядку.

Сначала на асфальте мелом наносят разметку будущей вырубки. По правилам каждую из них делают на площади три тысячи квадратных метров.

— Вырубка берется примерно пять сантиметров в ширину и пятнадцать в длину. На всю глубину асфальта. Работаем с помощью бензореза, — терпеливо рассказывает корреспонденту «Иркутска» сотрудник лаборатории контроля качества МУП «ИркутскАвтодор» Артем Ситников. — Сегодня возьмем для испытаний пробы из верхнего слоя. Сцепление с нижним слоем бывает очень сильное, поэтому приходится топориком доставать.

По ходу своей «лекции» Артем даже успевает шутить:

— Я тот самый хулиган, который делает все эти квадратики на дорогах… Вырубку производят аккуратно, чтобы не повредить образец. От этого зависит точность результатов проводимых испытаний. Пробы асфальта берут на проезжей части, съездах и тротуарах.

Артем Ситников обращает внимание на то, что после выемки образцов измеряют толщину асфальта. Для этого используют линейку. Затем их направят в лабораторию, где сначала помоют и высушат.

— Верхний слой на улице Седова — это асфальт марки ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон). Он более прочный и износостойкий. В нем содержится до семидесяти процентов щебня, поэтому на вид он такой бугристый. В этом году в Иркутске на многих дорогах уложен асфальт ЩМА, — рассказывает начальник лаборатории контроля качества МУП «ИркутскАвтодор» Гертруда Карпец.

В лаборатории определяют коэффициент уплотнения асфальтобетона, его водонасыщение (сколько влаги в процентах от своего объема может впитать асфальт) и водостойкость (способность материала сопротивляться разрушающему действию воды). Оценивают также прочность, морозостойкость асфальта и другие физико-механические свойства.

Важно, что на асфальтовом заводе МУП «ИркутскАвтодор» пробы готовой смеси отбирают с машин. Только потом проводят вырубки. Такой двойной контроль обеспечивает совпадение качества асфальта при отборе на заводе и после укладки.

Если взятые пробы не соответствуют требованиям ГОСТа, подрядчик должен переделать участок. После этого независимый строительный контроль вместе с другими специалистами повторно выезжает на объект и проводит вырубки.

По итогам испытаний в лаборатории эксперты готовят заключение в течение одного-двух дней. Если показатели в норме, на улице Седова начнут наносить разметку и готовить дорогу к приемке.

Александра Агафонова, Ольга Королева

Фото Дарьи Таракановой

В минувший вторник специалисты проверяли характеристики асфальта на улице Седова после ремонта. И не в первый раз. До этого проводились вырубки из нижнего (выравнивающего) слоя. Только после того, как лабораторные испытания подтвердили соответствие уложенного покрытия ГОСТам, подрядчик смог приступить к укладке верхнего слоя. Проект «Безопасные качественные дороги» реализуется при федеральном финансировании, поэтому требования к качеству работ высокие

Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников, и. о. заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Сергей Чертков «на обходе» улицы Седова после серьезного ремонта по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Здесь осталось только завершить обустройство: закончить монтаж ограждений, разбить газоны и установить дорожные знаки.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио