За один этот день иркутяне перевели аферистам около двух с половиной миллионов рублей

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #16 (1003) от 29 апреля 2021

Юрий Ильенко, инспектор по особым поручениям отдела информации и общественных связей ГУВД по Иркутской области, знает о мошенниках, казалось бы, все. Но даже его поразила история, которой Юрий считает необходимым поделиться с читателями «Иркутска»: два года назад в Иркутске промышлял мужчина, который представлялся родственником, попавшим в беду. Однажды на его звонок ответил мальчик 7 лет. Мошенник ему сказал: «Папа в полиции, собери все имеющееся в доме деньги и золото и выкини с балкона, подъедет дядя — заберет». Мальчик все послушно выполнил.

За один этот день иркутяне перевели аферистам около двух с половиной миллионов рублей. Больше всего пострадала 66-летняя жительница Ленинского района, которая в восьми (!) банках оформила на свое имя кредиты и через банкоматы перевела на чужие счета больше 1,7 млн рублей. В этот же день 27-летний сотрудник логистической компании перевел лжебанкирам около 900 тысяч рублей, еще 230 тысяч рублей им отправила 26-летняя менеджер, а иркутянка с необычной для женщины профессией грузчик лишилась таким же образом более 180 тысяч рублей. С начала этого года в Иркутске жертвами махинаций стали уже 434 человека. Почему люди легко расстаются со своими деньгами? Об этом мы спросили нашего эксперта — Юрия Ильенко, инспектора по особым поручениям отдела информации и общественных связей ГУВД по Иркутской области.

— Юрий, неужели люди настолько наивны? Или мошенники настолько высокопрофессиональны?

— Аферисты, как правило, хорошо разбираются в психологических особенностях людей. Они, например, обладают хорошо поставленным голосом и копируют манеру речи банковских служащих. Обратите внимание, как обычно говорят специалисты call-центров — у них монотонная, словно на автомате, манера общения. Так же говорят и мошенники.

Кроме того, они пользуются эффектом неожиданности. Всегда обращаются по имени и отчеству (в современных реалиях эту информацию добыть легко, но этот факт по-прежнему вызывает доверие), а потом говорят, что с карты, например, пытаются списать деньги. Получая такую информацию, человек теряется, попадает в ситуацию мини-шока. И непроизвольно вступает в диалог с мошенниками, которые уже наперед знают, какие пять вопросов зададут, что попросят в дальнейшем у потенциальной жертвы.

— И не имеет значения ни возраст человека, ни уровень образования, ни социальный статус?..

— Буквально за сутки до нашей с вами беседы произошли два случая. Женщина 49 лет, работает заместителем руководителя в крупной компании. Ей позвонил неизвестный, представился сотрудником банка и сообщил, что кто-то перевел деньги с ее счета. Чтобы «спасти» ситуацию, попросил назвать данные банковской карты, оформить кредит и перевести деньги на резервный счет.

— И она это сделала?

— Да. Потеряла 905 тысяч рублей. Буквально в этот же день 55-летней иркутянке позвонили с пяти незнакомых номеров, представились сотрудниками службы безопасности и сообщили, что неизвестные пытаются оформить на ее имя кредит. А чтобы это предотвратить, необходимо оформить… другой кредит. В результате лишилась 14 тысяч рублей.

В обоих случаях эти женщины не были наивны, но они были элементарно невнимательны.

— А бывали случаи, которые даже у вас, привычного к таким историям, вызывали недоумение?

— Вспоминаю предпринимателя из Бодайбо, который перевел мошенникам 2,5 млн рублей, покупая на сайте по предоплате башенный кран. Позже выяснилось, что это был сайт-двойник. Но меня все равно поражает, что за две минуты можно так легко перевести такую сумму, даже ничего не проверив. Бывает, что один и тот же человек несколько раз попадается на удочку. Переводит и переводит мошенникам деньги. И это тоже странно.

— Часто ли меняются мошеннические схемы?

— Примерно половина всех зафиксированных случаев — это СМС рассылка либо звонки от лиц, выдающих себя за сотрудников банка. В Иркутской области начала года зафиксировано 358 таких случаев. На втором месте — мошенничества, совершенные на сайтах «Авито», «Дром» и т. д., где люди переводят деньги в качестве предоплаты — всего 54 истории. На третьем месте этого антирейтинга (16 случаев) — сообщения о происшествиях с родственниками.

— Мы часто слышим о том, что произошло мошенничество, но очень редко — что ловят и наказывают преступников. Почему?

— Чисто технически поймать их сложно. Злоумышленники, как правило, находятся в других городах России. Они незаконно приобретают тысячи незарегистрированных сим-карт. Звонят с одной карты на несколько номеров, а как только получается обмануть, карту выбрасывают. С момента звонка до времени, когда человек поймет, что его обманули, могут пройти сутки. Нам приходится работать с оперативниками из других городов, а на это тоже уходит время.

Но все равно мошенников находят. В Иркутске, например, мы смогли установить десять таких человек — тех, кто обманывал жителей других регионов.

— Юрий, и все-таки, как избежать ловушки? Как понять, что звонят мошенники?

— Прежде всего необходимо помнить, что банки по такому поводу никогда не позвонят. Они могут только предложить кредит, а сохранность наших финансов — не их обязанность. При совершении сделок в интернете лучший способ обезопасить себя — запрашивать паспортные данные продавца или потенциального покупателя. Если пытаются сыграть на ваших чувствах к родным — тоже следует прекратить разговор и позвонить своим внуку, сыну, дочери. Спросить лично — все ли так плохо?

Наталья Федотова

Фото ГУ МВД России по Иркутской области

ОПРОС

Корреспондент “Иркутска” спросил прохожих на улицах города: «А вы когда-нибудь сталкивались с мошенниками?»

Александр, студент

Нет, мне не доводилось встречать мошенников. Мне кажется, что на их уловки попадаются только пожилые люди и дети: они принимают все за чистую монету. Если такое произойдет со мной, я лучше в банк схожу и лично узнаю, как обстоят дела, не поверив звонкам якобы из банка. К тому же на моем телефоне стоит специальное приложение, чтобы отслеживать подозрительные номера. Так что ничего у них не получится!

Татьяна, кассир

Мой сын попадал в нехорошую историю. Он менял номер телефона, но не отвязал прежний номер от мобильного приложения одного из банков. И кто-то этим воспользовался, с карты сына пропали все деньги. Сумму украли небольшую, но неприятно. В целом мошенников я не боюсь, потому что знаю — банки обычно такой ерундой не занимаются. Если кто и позвонит мне, я просто не стану с ним говорить.

Людмила Ивановна и Борис Сергеевич, пенсионеры

Бывает, но мы не реагируем. А если звонят — отказываемся разговаривать. Вычислить преступника несложно, обычно они звонят с другого региона, с незнакомых номеров, которые начинаются с непривычного нам набора цифр. С мошенниками лучше не разговаривать, они хорошие психологи. Их жертвами чаще всего становятся одинокие пожилые люди, которые охотно вступают в диалог.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио