Ямочный ремонт в Иркутске идет полным ходом

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #16 (1102) от 5 мая 2023

Весна в Сибири — самое тяжелое время для дорог. Из-за перепадов дневных и ночных температур на проезжей части появляются ямы (и чем более снежной была зима, тем сильнее повреждается асфальтовое покрытие!). Однако природные катаклизмы не повод опускать руки, уверены иркутские дорожники. Начиная с марта ремонтные бригады МУП «Иркускавтодор» восстанавливают асфальт на дорогах города с помощью ямочного ремонта. И сейчас, когда наконец установилась теплая погода, они усиленно наращивают объемы работ и проводят в том числе ремонт асфальтовыми картами. На этой неделе к одной из таких бригад присоединилась репортерская группа «Иркутска».

— Здесь были очень глубокие ямы — около 15 сантиметров и больше, — говорит Михаил Василевский, мастер участка цеха асфальтобетонных работ МУП «Иркутскавтодор». — На легковом автомобиле невозможно было проехать. Я сам водитель и тоже радуюсь, что приводим эту дорогу в порядок.

Речь идет об улице Подгорной, где ремонт дороги в самом разгаре: катки сняты с трала, гудят и шумят КАМАЗы с раскаленным асфальтом, в полной готовности стоит асфальтоукладчик.

— Участок мы подготовили заранее, — продолжает Михаил. — Первым делом с помощью фрезы сняли старый асфальт, а после уже вручную, с помощью отбойных молотков убрали его остатки возле колодцев. Их здесь около десяти, так что подготовительные работы заняли много времени. Чем тщательнее будет снято старое покрытие, тем больше прослужит новое. После убрали весь мусор и промели участок. Теперь можно начинать!

Если судить по состоянию снятого асфальта, отмечает мастер, дорогу на Подгорной не ремонтировали уже очень давно. Поверхность была в трещинах, которые появляются только через несколько лет.

— И еще примета — если асфальт укладывали давно, фреза тяжело его срезает, — добавляет Михаил. — С годами он очень плотный становится, как бетон. Вот и здесь тяжело срезать было, если не считать тех мест, где появились разрушения.

Пока мы разговариваем, подъезжает гудронатор — машина, заправленная эмульсией на битумной основе. Она проливает подготовленное основание, чтобы старый асфальт лучше сцепился с новым. После чего начинается завораживающий процесс укладки: КАМАЗ высыпает горячий асфальт в бункер асфальтоукладчика, потом смесь подается под плиту, которая ее утрамбовывает, а следом идут рабочие с лопатами и движется небольшой каток.

— Задача рабочих — следить, чтобы мягкий асфальт не растекался по краям и на поверхности не оставалось неровностей, — объясняет нам Михаил. — Только со стороны кажется, что это легко. Многое зависит от скорости и умений работника. Чтобы плоскость вручную сделать идеально ровной, надо знать технологию. Асфальт остывает очень быстро, и с каждой минутой его все тяжелее трамбовать. Если, не дай бог, неровно раскидать, каток эту неровность так и вкатает.

За слой асфальта отвечают также операторы, которые следят за его подачей по бокам асфальтоукладчика. Если надо увеличить толщину, они добавляют подачу при помощи пульта управления.

— Толщина асфальта по нормативу — шесть-семь сантиметров, — рассказывает Геннадий Соловьев, один из операторов. — Специальные датчики помогают следить, чтобы слой был ровным, они определяют уровень и задают толщину. Если есть какая-то неровность или ямка (след от фрезы, например), машина может насыпать больше асфальта, чтобы в итоге слой получился ровный.

Тут на пути асфальтоукладчика возникает колодец, и пока рабочие закрывают отверстие, нам удается поговорить с Геннадием. В «Автодоре» он трудится уже семь лет: сначала — водителем, теперь — оператором. Ранней весной работает на рециклере — специальной установке, с помощью которой проводят ремонт при отрицательной температуре воздуха.

— Захотелось попробовать себя, и в итоге понравилось, — признается Геннадий. — Процесс укладки асфальта непростой, но если ответственно подходить, то потом сам радуешься результату. Мы ведь тоже водители, ездим по этим же дорогам, и эти ямы весной нам самим мешают! Так что стараемся — делаем для себя!

К сожалению, отмечает Геннадий (и коллеги его поддерживают), не все водители ценят труд дорожников. Могут заехать прямо на горячий асфальт, оставив колею, да еще и пару «ласковых» сказать. И хотя это единичные случаи, все равно не очень приятно.

Чтобы минимизировать такие случаи, бригады «Иркутскавтодора» работают посуточно. На улицах, где движение небольшое (как на Подгорной), трудятся днем, а ночью переходят на центральные.

— Ночью работаем, чтобы не затруднять проезд автомобилистам, — вновь подключается к разговору Михаил Василевский (асфальтоукладчик продолжил движение, и отвлекать операторов нельзя. — Прим. авт.). — И нам так удобнее, потому что на регулировку движения много сил уходит. Буквально на днях, например, отремонтировали перекресток Карла Либкнехта и Дзержинского. Днем класть асфальт там невозможно, зато ночью — легко!

Михаил рассказывает, что существуют три способа ямочного ремонта. Технологию литого асфальта применяют в межсезонье, когда минусовая температура не позволяет делать нормальный ремонт. Литым асфальт называют из-за повышенного содержания битума, такой состав не нужно дополнительно укатывать дорожными катками. С его помощью экстренно делают заплатки в тех местах, где ездить из-за ям после схода снега становится уже невозможно.

Второй метод — инъекционно-струйная технология: отдельно подается битумная эмульсия, отдельно — щебень. Времени на застывание смеси не требуется, она пластичная, как клей, и машины могут сразу ехать по только что уложенному покрытию. Эта технология считается более современной, но тоже лишь временной мерой и может применяться только при постоянных плюсовых температурах.

Самый надежный способ — ремонт асфальтовыми картами, который мы наблюдали на улице Подгорной. Его можно делать как малыми картами (от 5 до 25 метров), так и большими — до 100 погонных метров.

— Мы ежедневно корректируем планы по ямочному ремонту, в том числе учитывая обращения жителей, — объясняет Василий Ефремов, директор МУП «Иркутскавтодор». — За последние несколько дней асфальтовыми картами сделаны участки на улицах Розы Люксембург, Мелентьева, а также на дороге к госпиталю ветеранов войн в микрорайоне Юбилейном. Старое покрытие сняли на пересечении Розы Люксембург и 21-го Советского переулка, на Баумана (в районе 8-го микрорайона), а также на выезде с Пискунова на Ширямова. В ближайшие дни здесь также положат асфальт.

Мы еще общались с руководителем предприятия, когда ремонтная бригада на Подгорной закончила делать первую полосу. После того как катки (всего их три — весом 4, 8 и 11 тонн) довели асфальт до нужного уплотнения, объявили перерыв. Нужно было подождать, когда свежий асфальт остынет. Через 40 минут движение по отремонтированному участку открыли, а рабочие приступили к укладке на второй полосе.

На укладку асфальта на Подгорной у дорожников ушло четыре часа. А закончив работу, они перешли на новый участок — улицу Дмитрия Донского. Там эта же (!) бригада продолжила работу в ночную смену.

Напоследок мы спросили рабочих «Иркутскавтодора»: «Надолго хватит этого ремонта?» Нам пообещали лет пять. И мы верим! Потому что лично убедились — тем, кто ремонтирует наши дороги, тоже важен результат.

Наталья Федотова

Фото Егора Фролова

Ремонтная бригада «Иркутскавтодора» работает в тесном контакте с асфальтным заводом. И заявка на объем подается в зависимости от площади, которую нужно заасфальтировать. К примеру, на улице Подгорной требовалось отремонтировать 800 квадратных метров дороги. Значит, нужно 130–140 тонн асфальта. Или шесть КАМАЗов. Процесс укладки горячего асфальта идет автоматически. Датчики (один впереди оператора, другой сзади) определяют уровень и задают толщину. Рабочим остается следить за тем, чтобы этот процесс не нарушался

Доводят асфальт до нужной плотности водители катков. Чтобы дорога получилась ровной, асфальт необходимо укатывать, пока он не остынет. И здесь все зависит от мастерства: небольшое резкое движение, и еще мягкое покрытие режется катком, остаются неровности. На то, чтобы укатать 15 метров асфальта тремя катками, требуется часа два. Как только датчики в кабине покажут, что асфальт остыл до 30 градусов, по нему уже можно ездить

Так идет работа на участках дороги с колодцами. Сначала отверстие закрывают временным щитом, сверху кладут асфальт. Пока он не остыл, щиты быстро убирают — и уже на место устанавливают колодезные крышки. После ровняют поверхность вручную и укатывают катком. Кстати, время остывания разогретого до 150 градусов асфальта зависит от окружающей температуры. Сейчас на затвердевание требуется минут 30–40, летом — около часа

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио