Вывески Иркутска: хорошие и разные

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #30 (1066) от 5 августа 2022

Несколько лет назад в Иркутске много шума наделала история с вывеской ювелирного магазина на улице Карла Маркса. Она была сделана из переливающихся на ветру золотистых чешуек. На фоне старинных зданий это выглядело неуместно, несолидно и вульгарно. Иркутяне возмутились, и администрация города оперативно отреагировала — сверкающую вывеску демонтировали. Как оказалось, предприниматель даже не знал, что вывески нужно предварительно согласовывать в мэрии. О требованиях к вывескам еженедельнику «Иркутск» рассказали специалисты отдела наружной рекламы департамента потребительского рынка комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города.

Вывески иркутских магазинов, ресторанов, салонов и разных контор — это не только информация для посетителей и клиентов, это отражение духа эпохи. По стилю вывесок можно легко определить время: до революции был популярен стиль модерн, в 1920-е годы — авангард, в 1950-е — пышный сталинский ампир, в 1970-х возобладали безликие типовые металлические конструкции.

В 1990-х, на волне перехода к рыночной экономике, наступила полная свобода, предприниматели самовыражались как хотели, в результате город местами напоминал балаган — от вывесок всех цветов и размеров рябило в глазах. Потом эту сферу постепенно стали упорядочивать. Конечно, город с такой историей заслуживает уважительного отношения. И сегодня мы видим немало интересных, красивых, стильных вывесок из современных материалов с подсветкой. Но, к сожалению, встречаются и откровенно неудачные.

Руководитель отдела наружной рекламы департамента потребительского рынка комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Екатерина Мальцева перечислила самые распространенные нарушения: хаотичность в расположении вывесок и их несоразмерность; конструкции, перекрывающие архитектурные детали исторических зданий; использование кричащих, ядовитых красок; вывески из некачественных материалов, покосившиеся, выгоревшие на солнце.

А ведь существует утвержденный единый архитектурный стиль, и все должны его соблюдать, чтобы улицы выглядели достойно. Порядок и требования к размещению вывесок регулируются Правилами благоустройства территории города, утвержденными решением думы Иркутска от 25 декабря 2008 года № 004–20–560950/8.

Выделим основные требования

  • Во-первых, они должны быть изготовлены из прочных современных материалов, стойких к коррозии, с учетом местных климатических условий. Неактуальны вывески на баннерной ткани — они быстро теряют вид, выгорают, рвутся. То же касается конструкций из тонкого пластика с наклеенными буквами из пенопласта.
  • Во-вторых, в исторической части города вывески должны быть выполнены только из отдельных объемных элементов (букв, обозначений, декоративных деталей и т. д.) без использования подложки (основы) для их крепления. Объемные буквы, установленные непосредственно на плоскость фасада, смотрятся лучше. Фасады исторических зданий нельзя закрывать декоративными панелями.
  • В‑третьих, необходимо учитывать особенности архитектуры здания, пропорции. Вывески не должны быть слишком большими и висеть слишком высоко. Гигантские конструкции нависают над прохожими. Вывеску небольшого размера прекрасно видно, если она размещена на уровне глаз. Конструкции должны располагаться на одной горизонтали — в пространстве между первым и вторым этажами здания. Максимальный размер информационного поля не может превышать 10 метров в длину, текстовая часть не должна превышать 0,5 метра, а декоративно-художественные элементы — 0,75 метра. Важно: вертикальные вывески в Иркутске вне закона!
  • В‑четвертых, не допускается доминирование крупных поверхностей, ярких насыщенных цветов, броское полихромное решение информационных конструкций, использование сильных контрастов, разрушающих единство архитектурного фона, доминирование больших поверхностей белого и черного. Предпочтительный фон настенных и консольных информационных конструкций — графит, оттенки серого, темно-зеленого, темно-коричневого, соответствующие цветовому решению фасадов здания. На объектах культурного наследия лучше устанавливать информационные конструкции с использованием сдержанной гаммы, в том числе натурального цвета материалов: металл, камень, дерево.
  • В‑пятых, не следует заклеивать витрины, они должны быть открытыми и сообщать о товарах и услугах. Заклеенные, они выглядят недружелюбно и создают впечатление заброшенности. Заклеенные окна допустимы, только если в здании ведутся ремонтные работы. Прозрачные витрины от пола до потолка создают ощущение открытости.
  • В‑шестых, многочисленные таблички, вывески и указатели на ограниченной площади выглядят как мусор. Разностилевые и хаотично расположенные таблички у подъездов и в арках создают «визуальный шум» и портят внешний вид фасадов.
  • И в‑седьмых, за вывесками нужно следить, очищать от грязи, заменять выгоревшие детали и перегоревшие элементы подсветки.

Как проходит согласование вывески? Представитель компании или организации подает пакет документов через Многофункциональный центр (МФЦ) или «единое окно». Специалисты изучают и, если все соответствует правилам, выдают согласование. И так по каждой вывеске.

Главный специалист отдела наружной рекламы департамента потребительского рынка комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Анна Шевыкина показала нам несколько папок:

— Это проект вывески кафе на улице Ленина: в нем подложка, а должны быть объемные буквы. Мелочь, а смотрится совсем иначе. Вывеска из отдельных букв не закрывает пространство и не конкурирует с самим зданием. Вот вывеска сети аптек: изначальный проект был выполнен в ярко-фиолетовом цвете, мы его не согласовали, теперь они принесли другой — световые буквы на коробе. А это проект вывески одной государственной службы: они его хотели сделать на баннерной ткани, мы не согласовали.

Теперь о вывесках федеральных сетей (магазинов, точек общепита, фирм). Они приходят в Иркутск со своими логотипами, шрифтами и т. д. По словам Анны Шевыкиной, представители федеральных сетей обычно идут навстречу, если нужно что-то подкорректировать, например, вместо короба сделать отдельные буквы. Так было, например, с пунктами Wildberries: сначала это были обычные короба, теперь их заменили на объемные буквы. Или магазин МТС в историческом здании на улице Урицкого: сначала там тоже был короб, после замечаний они сделали вывеску в виде объемных букв.

Еще одна интересная тема — вывески с использованием латинского шрифта. В Иркутске они встречаются довольно часто. Причем некоторые слова на них русские, но зачем-то написаны латинскими буквами. Видимо, владельцам кажется, что так красивее и привлекательнее. Но насколько это оправданно? Есть Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (принят 1 июня 2005 года), согласно которому использовать вывески на иностранном языке возможно только в случае, если это является фирменным наименованием, товарным знаком, знаком обслуживания, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном законодательством РФ; если наряду с текстом на иностранном языке размещается текст на русском, идентичный по содержанию и техническому оформлению и выполненный разборчиво.

— Бывают совершенно удивительные ситуации. Открыли лапшичную, на вывеске были обезьянка и надпись на английском. Я попросила специалиста Торгово-промышленной палаты сделать перевод, и оказалось, что там написано «бешеная обезьяна», хотя владелец заведения говорил другое, — рассказала Анна Шевыкина.

Контроль за соблюдением требований ведется постоянно. Еженедельно проводятся рейды, выписываются уведомления и предписания. Большинство предпринимателей к претензиям относятся с пониманием и быстро устраняют нарушения. Если владелец игнорирует замечания, то вывеска демонтируется за счет бюджета администрации. При этом в мэрии понимают, что владельцам бизнеса сейчас приходится нелегко. Сегодня он в одном помещении, а завтра из-за экономической ситуации ему приходится съезжать.

— Одномоментно привести все вывески к единообразию невозможно, это живой процесс, новые нарушители появляются постоянно. Тем не менее люди должны понимать, что есть порядок и его нужно соблюдать. Процедура согласования бесплатная, это муниципальная услуга, и мы всегда консультируем, никому не отказываем. Пожалуйста, приходите, звоните, присылайте вопросы на почту — все к вашим услугам. Главное, чтобы предприниматель понимал: внутри помещения он может делать все что хочет, но снаружи — только согласованный проект. Фасады — это лицо нашего города, и они должны выглядеть достойно, — подытожила Екатерина Мальцева.

Елизавета Старшинина

Фото автора

На фото – пример правильной вывески: сдержанные цвета, лаконичные буквы, которые вписываются в исторический контекст. Такие конструкции не раздражают жителей и не уродуют здания одной из центральных улиц города – Урицкого

В Иркутске очень любят использовать в вывесках латинский шрифт и слова на английском языке. Конечно, речь идет не о франшизах вроде KFS или Subway. Непонятно, зачем это нужно местным бизнесменам. Если бы названия «Молекула» и «Сахар и воск» были написаны кириллицей, выглядело бы это ничуть не хуже

Вывеска с буквами кричащих кислотных оттенков смотрится чужеродно на здании с лепниной в стиле модерн

Эта вывеска из баннерной ткани выглядит непрезентабельно и снижает статус заведения

Показательный пример, когда вывесок много и кто во что горазд. Тут и консоли, и объемные буквы, и бюджетный пластик, а все вместе создает пестроту и хаос

На Яндекс-панорамах 2014 года сохранилось фото здания-рекордсмена по количеству всевозможных вывесок на улице Тимирязева: тут тебе и шапки-ушанки, и юристы, и много чего еще. Сейчас в центре Иркутска такого откровенного безобразия уже не найти

Специалисты вам помогут

Информацию и консультацию по вопросам размещения информационных и рекламных конструкций можно получить у специалистов отдела наружной рекламы департамента потребительского рынка комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска: 1) по электронной почте: k_shevikina@admirk.ru; ahmetova_n@admirk.ru; vinokur_z@admirk.ru; 2) по телефонам: 52-00-86, 52-02-08.

Консультацию по соблюдению требований, предъявляемых к размещению конструкций (размер, материал исполнения, способ крепления, колористическое решение, место (места) размещения и др.), можно получить у специалистов отдела архитектуры и дизайна департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска по телефонам: 52-01-48, 52-01-52.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио