Вторая жизнь стеклянных бутылок: иркутяне создают из вторсырья вазы, стаканы и свечи 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #36 (974) от 17 сентября 2020

Судьбу использованной стеклянной бутылки предсказать нетрудно: в лучшем случае она попадет в пункт переработки и будет переплавлена в новую тару, в худшем — окажется на полигоне ТБО вперемешку с другим мусором и будет разлагаться от тысячи до миллиона лет. Но есть и другой сценарий развития: отжившая тара может превратиться в стильную посуду или элемент декора. Год назад в Иркутске открылась мастерская устойчивого дизайна, где Артем и Зарина дарят стеклянным бутылкам вторую жизнь, превращая их в вазы, стаканы и свечи.

Экология их связала

Зарина Муллагалеева и Артем Бернэ познакомились на Большой Байкальской тропе в 2016 году: она тогда работала на проекте бригадиром, а он приехал из Москвы в качестве волонтера строить тропы.

— Я тогда ничего не знал про экологический туризм и вообще имел самое отдаленное представление об экологии. Просто хотелось поехать на Байкал, поэтому нашел волонтерский проект и записался. Через год приехал снова, а через два перебрался насовсем — из-за Зарины, — рассказывает Артем.

Девушка в то время уже была погружена в тему экологии: старалась сортировать дома мусор, лишний раз не брать пакет в супермаркете, постепенно отказывалась от одноразовых вещей. Артем быстро втянулся в этот «безвредный» образ жизни, и в какой-то момент ребята решили уйти на фриланс, чтобы запустить собственный экопроект. Идея делать стаканы из бутылок не нова, но в основном этим занимались американцы, ирландцы, европейцы. Год назад к ним примкнули и сибиряки: Артем и Зарина перешли от «сортировки мусора» к его художественной обработке.

Безотходное производство 

Учитывая, что в Иркутске (и, судя по всему, во всей России) таких мастерских еще не существовало, учиться пришлось методом проб и ошибок. Артем взял винную бутылку, стеклорез и принялся за дело. Первые экземпляры получались со сколами и трещинами, пока мастер не подобрал оптимальные инструменты и не отработал технологию.

— Дома резать бутылки было небезопасно, да и хранить негде, поэтому мы практически сразу арендовали мастерскую. К тому же мне нужен был большой стол для раскроя, поскольку я занимаюсь шитьем и набойкой по ткани, — добавляет девушка.

— Проще всего работать с круглыми бутылками цилиндрической формы. Отрезать проще, раскалываются хорошо. А вот квадратные, овальные, волнистые резать сложнее. Как она себя поведет, предугадать нельзя. Поэтому доля брака составляет около тридцати процентов, — объясняет Артем Бернэ.

Сделать аккуратный срез — полдела. После начинается длительный процесс шлифовки. Артем делает это вручную абразивными материалами. Если сильно постараться, то за день можно обработать штук десять.

Бутылка сама «диктует», чем ей стать. Например, чтобы не потерять объемный рисунок (надпись «Сделана в Сибири» или очертания озера Байкал), делают срез повыше — получается изящная ваза. Обычные винные бутылки чаще всего превращают в стаканы. Для свечей используют тару из-под оливкового масла или пива.

— Нюансов много. Чем ближе фитиль к стенкам, тем толще должно быть стекло. Пробовали заливать винные — они слишком широкие. Для свечи важно плоское дно, иначе фитиль догорит лишь до середины, много воска останется, это нерационально. Оптимальнее всего — обычные пивные бутылки, — отмечает Артем.

Экоактивисты сразу напрягутся: а куда же мастера девают вторые половинки от бутылок? Ведь, как известно, в пунктах сбора принимают только целую тару.

— Рука не поднималась выбрасывать осколки в обычный мусор. Мы ходили по всем пунктам приема вторсырья и везде получали отказ от работников, которым начальство строго наказало не принимать бой стекла, — признаются ребята. — Тогда мы решили связаться непосредственно с собственниками, объяснили ситуацию. И они пошли нам навстречу. Так наше производство стало полностью безотходным.

Разыскивается бутылка! 

В пунктах приема вторсырья отказывают не только битым бутылкам, но также синему и крашеному стеклу. А вот в мастерской устойчивого дизайна таким экземплярам, напротив, всегда рады.

— Существуют формы, которые мы всегда возьмем. Это бутылки из-под рома, джина, апероля, а также синее стекло. Однажды к нам попали сразу две бутылки от апероля (итальянского напитка), с интересным расширением ко дну. Мы изготовили из них пару стаканов, и их сразу же заказали… в Америку. Правда, это случилось в начале пандемии, поэтому доставка заняла 105 дней вместо положенных 14! Посылка быстро дошла до границы России и там пролежала почти три месяца, таможня не соглашалась ее отправить, ссылаясь на эпидемиологическую ситуацию в мире. В конце концов вместо самолета стаканы отправились к заказчице кораблем и спустя сто дней добрались в пункт назначения, — вспоминает Зарина.

Некоторые клиенты брезгуют заказывать стаканы из чужих бутылок и приносят свои, порой даже памятные экземпляры. Но мастера сразу предупреждают: невозможно гарантировать, что в процессе резки бутылка не треснет.

— Сейчас у нас в работе редкая бутылка с шипами, с толстым и темным, практически черным стеклом. Выглядит как дубинка викинга. Наверное, от рома, — предполагает Артем. — Вот мы все спорим, на какой высоте сделать срез, чтобы не расколоть и максимально сохранить дизайн.

Недавно ребята придумали еще один способ украшения бутылок — матированные рисунки. Для этого берется специальная паста, с помощью трафарета переводится рисунок или надпись, паста вступает в реакцию со стеклом и остается шероховатым слоем на поверхности. Изделие можно спокойно мыть, не боясь за рисунок.

Пока что производство стеклянных изделий остается для Зарины и Артема хобби и особой прибыли не приносит. Формируя ценовую политику, иркутяне отталкивались не от рыночной стоимости подобных изделий (в интернете они стоят от 1000 рублей), а от возможностей нашего покупателя.

— Средняя цена — триста рублей, самый дорогой экземпляр — пятьсот рублей. Хотя это несравнимо с тем, сколько времени и сил уходит на изготовление, — признается Зарина. — Нам иногда говорят: «Почему так дорого, это же просто мусор, вы же не платите за сырье, сложно отрезать, что ли?» Мало кто понимает, сколько работы за этим стоит.

В перспективе Зарина и Артем планируют купить станок для резки стекла, научиться шлифовать край полукруглым валиком, попробовать делать плафоны для ламп, освоить сложные срезы:

— Мы стали смотреть на бутылки совсем по-другому. Не как на упаковку или мусор, а как на творческое сырье. Раньше даже не замечали, как много стеклянных бутылок и насколько они разные. Теперь бывает, остановимся в магазине у витрины и рассматриваем какую-нибудь: «О, классная, вот бы из такой что-нибудь сделать».

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио