Вокруг Байкала за 55 дней: продолжение путевых заметок журналиста «Иркутска» Яны Шутовой

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #30 (1017) от 6 августа 2021

Начало в № 27, 29

Экспедиция «Вокруг Байкала за 55 дней» достигла своего экватора: путешественники добрались до самой северной точки Байкала. Уже месяц двое иркутских журналистов, Яна Шутова и Евгений Шоев, огибают великое озеро. А попутно рассказывают о своих приключениях на телеканале НТС и страницах газеты «Иркутск». В прошлой части они промчались по Тажеранским степям, показали Ольхон с неожиданного ракурса и добрались автостопом до Сарминского ущелья.

День 24

После Сармы нам пришлось отвернуть от берега Байкала и пойти в обход, через Качуг. На это было несколько веских причин.

Во-первых, после поселков Онгурены и Кочериково на сотни километров простирается тайга с большими перепадами высот и опасными прижимами. Пройти эти места при желании можно, но это увеличит срок нашей экспедиции на пару недель.

Во-вторых, нас двое, и мы безоружны, а эти места буквально кишат медведями. В этом году косолапые на Байкале не на шутку разгулялись: запугали своими частыми визитами жителей села Онгурены, задрали двух человек на перевале Даван, повадились выходить к людям на КБЖД. В общем, было решено делать крюк в 700 км через Качуг и Жигалово. Как? На попутках, конечно!

Все три дня Женя учил меня премудростям автостопа:

— Во-первых, улыбайся. Грустных попутчиков брать никто не хочет. Если проехали мимо — помаши вслед! Следующий водитель увидит такое отношение и, возможно, остановится. Главное — удачно выбрать место. Ловить попутку нужно, где машины едут медленно и есть удобный съезд с дороги. Кстати, в шортах «стопить» нельзя, — заметил Женя, поглядев на мои голые ноги. — Иди переодевайся.

Первые 20 км от Сармы до Сахюрты мы проехали в открытым кузове «УАЗика», следующие 115 км до Баяндая — с молчаливым, но очень отзывчивым мужчиной. А вот дальше начались проблемы. Битый час мы простояли с поднятым вверх большим пальцем, и в конце концов нас подобрала маршрутка до Качуга.

До этого дня я ни разу не бывала в Качуге, а его название ассоциировалось у меня только со сливочным маслом. Но, увидев поселок изнутри, мы сразу нарекли его столицей великолепных заборов: каждая ограда украшена деревянным кружевом и любовно выкрашена.

Главная артерия Качуга — река Лена. Раньше здесь даже существовала собственная судоверфь, где делали теплоходы, танкеры, рефрижераторы, ледоколы. Последнее судно выпустили в 1996 году и перепрофилировали предприятие на заготовку леса.

День 25

Налюбовавшись Качугом, мы отправились дальше — но не в сторону Жигалово, а в сторону села Анга. Поток машин был совсем скудным, вдали мы разглядели полицейский «УАЗик». А, была не была, давай попробуем! Машина притомозила.

— Можете сзади сесть, — со смехом кивнул полицейский на зарешеченный кузов. Мы улыбнулись и заняли места в салоне. Так, в первом классе и с личной охраной, добрались до села Анга — родины святителя Иннокентия Вениаминова.

По официальным данным, в Анге проживает чуть больше 800 человек, по нашим наблюдениям — где-то вдвое меньше. Последние пять лет оно привлекает паломников со всего света. В 2017 году, к 220-летию святителя Иннокентия, здесь открыли крупный культурный объект «три в одном»: музей, церковь и гостиницу.

— В этом деревянном доме XVIII века будущий святитель провел детские годы, — заводит нас в добротную избу экскурсовод Яна Кузнецова. — Построен этот дом без единого гвоздя. В 26 лет он отправился на Аляску для просвещения местных коренных народов. Взял жену, годовалого ребенка, престарелую маму и младшего брата. До места добирались почти год по так называемой тропе смерти.

«Да наша экспедиция по сравнению с этим — детские шалости», — подумала я.

Святитель Иннокентий полжизни посвятил тому, чтобы покрестить север: Аляску, Камчатку, Курильские и Алеутские острова, Якутию. Причем добиться расположения аборигенов зачастую было непросто: например, на острове Уналашка пришлось выучить алеутский язык и создать азбуку, а на острове Ситху — спасти индейцев от ветряной оспы. В 70 лет, уже почти ослепший, он был назначен митрополитом Московским — по сути, главой Русской православной церкви.

Но больше всего нас поразила не сама история святителя, а его родовое село. Ослепительный зеленый луг, низкие облака, почти цепляющиеся за купола церкви, мужики на сенокосе и мерный гул трактора — русская деревня во всей красе сегодня!

День 26

Утром нас подхватил до Качуга фермер. Затем какая-то веселая семейка довезла до Шишкинских писаниц. Честно говоря, ожидания у меня были высокие, а на деле — просто скалы вдоль дороги, покрытые древними письменами. Самыми старинными считаются изображения лошадей (которые мы так и не увидели). Зато нашли лося, которому уже больше 10 тысяч лет!

Тем же вечером доехали автостопом до Жигалово. Не знаю, с чем это связано, но все гостиницы оказались заняты — нам повезло только с третьей попытки. Приплелись мы туда еле живые, поскольку за день, между автостопом, прошли в общей сложности 18 км с рюкзаками.

— Дальше автостопом не уедете, — со знанием дела сказал наш попутчик и дал «один телефончик»: номер нелегального маршрутного такси, которое ходит из Иркутска в Северобайкальск за баснословные 3600 рублей. Цена, на самом деле, оправдана: путь на север лежит по самой плохой (по сути, технологической) дороге Иркутской области. Мы позвонили по номеру и договорились, что завтра нас подберут в Жигалово и докинут до Магистрального за полцены.

День 27

Утром, в назначенный час, мы нетерпеливо переминались на остановке. Маршрутки не было. Женя стал звонить:

— Алло, мы заказывали на сегодня два места. Стоим на остановке, возле заправки. Аааа, — его лицо вытянулось, — понятно.

Оказалось, маршрутка прибывает в десять часов вечера, а не утра… Чтобы не торчать в Жигалово 12 часов, мы все-таки решили уехать автостопом. И уже через 5 минут нас подобрал «УАЗик» «Ростелекома». В нем — куча оборудования и четверо мужиков, которые везут «цивилизацию» (то бишь интернет) в глухое село Бурятии, где в единственной школе 15 учеников и 1 компьютер.

— По госстандарту, в каждой школе должен быть интернет не менее  50 мбит/сек, а в фельдшерском пункте — не менее 10 мбит/сек для телемедицины, — пояснил начальник бригады Игорь Кимыч.

За бортом — пыль столбом и тридцатиградусная жара, в набитой «буханке» нечем дышать, но главное — едем! За 11 часов в пути мы обсудили все: экспедицию, лесные пожары, любовь к Тункинской долине, интернет в библиотеках.

Вечером пересекли границу Иркутской области и Бурятии и увидели БАМ. Приехали в Северобайкальск совсем седые — и от колдобин на дороге, и от пыли в волосах. Сфотографировались с нашими спасителями на память, нашли первую попавшуюся гостиницу и упали без сил.

День 28

Утром пошли знакомиться с Северобайкальском — детищем БАМа.

— Когда проводили первые исследования местности, то пришли к неутешительному выводу: строить здесь не получится, условия невыносимые. Но «партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!» На стройку стянули молодежь со всего Советского Союза, создали вокруг романтический ореол, здесь хорошо кормили и платили, — рассказали мне в местном краеведческом музее.

От Тайшета до берега Тихого океана протянули 4300 км и попутно построили более 60 населенных пунктов. Северобайкальск возводили ленинградцы. Мы заметили одну любопытную особенность: все дома здесь ломаные. Считается, что такая зигзагообразна форма уберегает во время землетрясений и защищает дворы от сквозных ветров.

День 29

Утром я посмотрела на свой шагомер. Он показал 370 километров за июль. Мы решили пожалеть ноги, сели на автобус и поехали к самой северной точке Байкала. Она находится в соседнем городе, Нижнеангарске.

Несмотря на свои скромные размеры, он сразу покоряет гостеприимством: на набережной Байкала устроен музей под открытым небом, есть разные арт-объекты для фотографий и даже парк динозавров, который показывает, кто населял эти земли раньше.

— Ну все, хватит фотографировать, пойдем к стеле, — одернул меня Женя, и мы двинулись к самой северной географической точке Байкала.

По пути влюбились в Нижнеангарск еще больше. Только представьте: слева — голубые очертания перевала Даван, справа — белый песчаный пляж Байкала. Но главное, что вода на северной стороне оказалась теплой, как в море! Впервые за месяц экспедиции мы накупались вдоволь!

Оставшиеся три дня в Северобайкальске мы монтировали третью серию путешествия «Вокруг Байкала за 55 дней». Посмотреть ее можно на телеканале НТС и YouTube. А мы тем временем переходим на западную сторону Байкала!

Яна Шутова

Фото автора

2000 КМ ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СПОСОБАМИ

Маршрут начался в Култуке — самой южной точке Байкала. Оттуда путешественники поднялись по Кругобайкальской железной дороге, добрались до Бугульдейки, затем пересекли Тажеранские степи, заехали на Ольхон. Дальше решили обогнуть тайгу через Качуг автостопом. Если все пойдет по плану, Яна и Женя доберутся до поселка Магистральный и прокатятся по легендарному БАМу. Первого августа вышли к самой северной точке Байкала — Нижнеангарску. Дальше начнут спускаться на юг по территории Бурятии. Их ждет Баргузинская долина, рыбалка в верховьях Баргузина, эвенкийские поселения, лазурные пляжи Бурятии, Чивыркуйский залив и Ушканьи острова — знаменитый летний курорт для нерп. Обязательно заедут в столицу Бурятии Улан-Удэ. Затем нужно попасть в Выдрино, чтобы совершить восхождение на одну из самых красивых вершин Хамар-Дабана — пик Тальцинский. Оттуда уже рукой подать до Байкальска. Последние километры до Култука пройдут пешком и вернутся в точку старта, к стеле «Кругобайкальская железная дорога».

Этот памятник считается точкой отсчета в истории Северобайкальска и всего БАМа. 23 июля 1974 года здесь, на мысе Курлы, высадилась первая бригада тоннельщиков. Они разбили палатку, которая теперь увековечена в камне

Если бы не эти добрые мужики — Игорь, Александр, Слава и Зориг, — мы бы застряли в Жигалово на целый день и точно сбились с графика. За 12 часов в тесном и пыльном «УАЗике» мы так сдружились, что они пообещали встретить нас на восточной стороне Байкала, в Улан-Удэ или Баргузинской долине

Первое, что бросается в глаза в Северобайкальске, — это ломаная форма домов. Мы узнали две причины такого архитектурного решения: для большей устойчивости во время землетрясений (а они тут не редкость) и чтобы ветра не задували во дворы

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио