Вокруг Байкала за 55 дней: часть четвертая

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #31 (1018) от 13 августа 2021

Продолжение путевых заметок журналиста «Иркутска»  Яны Шутовой. Начало в № 27, 29, 30

Вот уже больше месяца двое иркутских путешественников Евгений Шоев и Яна Шутова огибают самое глубокое озеро мира. Есть и третий участник экспедиции — это камера, которая снимает все их приключения на видео. Журналисты ведут дневник экспедиции на телеканале «НТС» и в газете «Иркутск». В прошлом выпуске они проехали автостопом по тайге и добрались до самой северной точки Байкала. Теперь их маршрут лежит по восточному берегу озера.

День 34

Самый длинный день экспедиции. Мы проснулись в Северобайкальске, обедали в Улан-Удэ, а засыпали в эвенкийском улусе Улюнхан. Как нам это удалось? Сейчас расскажу…

На этом, самом сложном отрезке экспедиции, пришлось пойти на одну хитрость. Обогнуть Байкал с севера пешком не представлялось возможным: там непроходимая, дикая, полная зверей тайга. Мы планировали найти лодку и пойти вдоль берега. Но цена такого удовольствия оказалось космической: местные загадали 60 тысяч рублей. И тогда мы решили пересесть на… самолет и автомобиль. Долетели из Нижнеангарска до Улан-Удэ, взяли там машину напрокат и по-честному вернулись на самый север, в эвенкийский улус Улюнхан, где вообще заканчиваются дороги. Если взглянуть на карту, вы поймете, что мы пропустили всего 120 км тайги — все без обмана.

Восточный берег встретил дождем и смогом от пожаров. За первый день мы проехали на север более 500 км, даже не доставая камеру. План был такой: быстро добраться до Улюнхана и уже оттуда всю неделю размеренно спускаться по Баргузинской долине, снимая красоты этого края.

В улус приехали к полуночи. Сил ставить палатку уже не было, так и уснули в машине.

День 35

Улюнхан — очень маленькое село. Здесь живет около 500 человек, нам хватило 20 минут, чтобы обойти весь улус. После этого мы отправились еще севернее, к горячему источнику Умхэй. Это абсолютно затерянное место, к которому нужно пробираться через тайгу, подвесной скрипучий мост и заросли камыша. В конце тропы открывается великолепный вид — дикое озеро, которое парит и бурлит, а в нескольких метрах от него течет студеный Баргузин.

Что отличает Умхэй от всех других известных мне горячих источников: это не бассейн и не ванна — это настоящая природная чаша. Бесплатная. С обжигающим черным песком на дне. Ощущения такие, будто купаешься в кратере вулкана.

Разморенные сероводородными источниками, мы покатились дальше по Баргузинской долине, заглядывая в каждое село. Интересно, как у эвенков образуются названия улусов: Алла — «рыба», Барагхан — «величественная гора», Элысун — «песчаное место», а Курумкан — не что иное, как Rolling Stones — «катящиеся камни». В нем-то мы и остановились на ночь.

День 36

Любоваться прелестями Баргузинской долины мешали два фактора: озверевшие комары и смог от лесных пожаров в Якутии.

Так что из-за плотной смеси дыма и тумана мы чуть было не проехали Баргузинский дацан с ликом богини Янжимы. Построен он был сравнительно недавно, в 1990-х годах.

Этот дацан — место паломничества всех семей, мечтающих о ребенке. Они приезжают в Баргузинскую долину, поднимаются к храму и ходят вокруг, пока на камне не проявится лик богини Янжимы, после чего оставляют ей в дар детскую игрушку.

На ночь мы разбили палатку в Усть-Баргузине, на берегу Байкала. Старались не отходить далеко от соседей, так как слышали про медведя, который здесь гуляет. Но встретиться с ним нам было суждено не сегодня…

День 37

Утром мы прибыли в Забайкальский национальный парк «Заповедное Подлеморье».

— Говорят, у вас тут медведь ходит? — первым делом спросила я. Косолапый и правда нагрянул в лагерь моих друзей прошлой ночью.

— Да, двухлетний, — подтвердила инспектор. — Люди сами прикормили. Оставляют продукты на ночь, а нужно закрывать в контейнер и убирать в машину. А некоторые еще и в ямку закапывают, как будто медведь не учует.

С таким «веселым» напутствием мы и въехали в национальный парк. Кстати, плата вполне разумная: 200 рублей с человека и 100 с автомобиля в сутки. За эти деньги вы получаете размеченную территорию, образцовую чистоту и мусорные баки, оборудованные туалеты, стоянки и кострища.

Еще не доехав до места, уже почувствовали незримое присутствие медведя. Следы когтей на мусорных баках, отпечатки лап на песке, памятки на каждом столбе, как себя вести при встрече с хозяином тайги.

На ночь мы убрали все продукты, но я все-таки не рискнула спать в палатке — унесла спальник в машину. Женя остался в палатке. Всю ночь я просыпалась, вздрагивала от каждого шороха, прокручивала в голове план эвакуации. Который, к счастью, не пригодился. Этой ночью Михайло Потапыч обошел нас стороной.

День 38

Во второй день мы спозаранку приехали на пирс. Женя — ловить рыбу, я — ловить катер, чтобы добраться до Ушканьих островов, крупнейшего лежбища нерпы. К обеду счет был 0:0 — ни рыбы, ни катера. Чтобы не терять времени даром, мы решили подняться на самую высокую точку Святого Носа. Этот маршрут называется «Тропа испытаний», высота — 1877 метров.

Мы управились за три часа. Спустившись в лагерь, первым же делом прыгнули в Байкал!

Потом приготовили ужин, сели у костра, расслабились… Как вдруг романтическую атмосферу нарушили сигналы автомобиля. «Медведь по берегу идет!» — кричала из окна авто женщина, сигналя на ходу всем отдыхающим.

За секунду всех туристов смело с берега. С гулко колотящимся сердцем я прыгнула в машину, Женя — следом. Нужно ли говорить, что эту ночь мы провели в автомобиле. Судя по крикам и звону кастрюль, ночью медведь вернулся в лагерь. Наутро мы обнаружили возле своей машины крупные отпечатки лап.

День 39

С утра я снова отправилась на пристань — все-таки удалось договориться с владельцем одного быстроходного катера, чтобы попасть на Ушканьи острова.

От Монахово туда — около 50 км по воде, то есть час ходу. Ушканы — это архипелаг из четырех островов: Большого Ушканьего, Тонкого, Круглого и Долгого. Мы высадились на Тонком, где находится нерпа-центр и дежурят инспекторы.

Чтобы увидеть байкальских тюленей воочию, нужно пересечь этот остров пешком по экотропе. Если вы думали, что к нерпам получится подойти вплотную, спешу разочаровать. Между вами будет каменная стена. Нерпы вас не видят, а вы наблюдаете за ними через маленькие окошки. Разговаривать и шуметь нельзя. Длительность свидания — 40 минут, стоимость — 2500 рублей.

Вечером мы выехали из «Заповедного Подлеморья» и остановились в Усть-Баргузине. Ближайшие четыре дня уйдут на монтаж четвертой серии. Увидеть ее можно будет уже в субботу, 14 августа, на телеканале «НТС».

Продолжение следует…

Яна Шутова

Фото автора

Вот так выглядит каменная стена между посетителями Ушканьих островов и нерпами. Молча смотреть в эти прорези — единственное, что позволено туристам в течение 40 минут посещения за 2500 рублей

Отпечатки лап медведя, которые обнаружили путешественники утром возле машины (где и провели ночь!) в национальном парке «Заповедное Подлеморье»