Вокруг Байкала за 55 дней: продолжение путевых заметок журналиста «Иркутска» Яны Шутовой.

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #29 (1016) от 30 июля 2021

Начало в газете «Иркутск» № 27

Иркутские журналисты Яна Шутова и Евгений Шоев отправились в путешествие вокруг Байкала. За 55 дней они собираются преодолеть более 2000 км разными способами, в том числе пешком. И превратить экспедицию в сериал, который можно смотреть на телеканале НТС и читать в газете «Иркутск». В первой части путешественники уже прошли КБЖД, погружались с аквалангом в Байкал, побывали в бухте Песчаной и доплыли на весельной лодке в Бугульдейку.

День 12

За четыре дня в Бугульдейке мы смонтировали и выпустили первую серию. Заодно отдохнули, постирались, отъелись. И стали ждать нашего друга Рому, чтобы отправиться с ним на «Ниве» по Тажеранским степям. В назначенный день «Нива» приехала. На тросе…

День 13

Сутки ушли на то, чтобы ее починить. Женя и Рома вспороли брюхо внедорожнику и разобрали его по винтику. Это не ускользнуло от внимания местных: деревенские с любопытством останавливались, предлагали помощь, а иногда просто глазели. Одного из мужиков мы снарядили за деталями в Иркутск и тем же вечером радостно встречали его едва ли не салютом.

Получив детали, Женя и Рома уже на закате взялись заново собирать внедорожник, а я отправилась спать… Женя вернулся, когда светало, с ледяными ногами и улыбкой до ушей: «Починили!»

День 14

Наутро после серии глубоких «вздохов» наша «Нива» все-таки завелась! Мы навьючили на крышу рюкзаки, попрощались с хозяйкой и отправилась в путь.

Первые 20 км прислушивались к дыханию «Нивы»: из-под капота периодически вырывался дым, все скрипело и стучало, но при этом машина идеально держала дорогу. Неслась по буеракам, сглатывая все неровности! В этот момент я поняла, в чем сила российского автопрома.

На полном ходу мы ворвались в Тажеранские степи! Я была уверена, что нас ждет скучный и скудный пейзаж. Как же сильно я ошибалась… Стоило свернуть с трассы, как перед нами выросли альпийские луга, обрывистые скалы и голубые бухты — чем не Исландия!

— Тажераны зазеленели впервые за 12 лет из-за обильных осадков, — открыли нам секрет ученые, на лагерь которых мы наткнулись среди каменистых склонов. Выяснилось, что спелеологи стоят здесь в степи все лето, изучают и заодно охраняют пещеры.

— Сводить вас внутрь? — предложил Лев, студент-волонтер из Петербурга. Мы усиленно закивали.

Вход в большую Байдинскую пещеру выглядит как провал: очень ненадежно и пугающе. Но, посмотрев, что Лев бесстрашно спускается туда в шлепках, я прыгнула следом. Моментально похолодало.

— В пещере температура всегда 0 °С. Поэтому здесь сохранился столетний лед, — показал наш провод­ник застывшие наплески. — Если мы спустимся пониже, то увидим нарост глины, а под ним — тоже лед. Возможно, через 5000 лет он растает и появятся новые проходы в пещеры. Но мы о них уже не узнаем.

Наше сафари закончилось под ливнем. Мы решили не разбивать палатку, а воспользоваться гостеприимством турбазы в Сахюрте.

День 15

Утром над Малым Морем нависли тучи цвета безысходности. Приготовив на скорую руку завтрак и кофе, мы двинулись пешком в сторону Ольхона.

Оказывается, чтобы избежать очереди на паром, приезжать нужно в среду, в проливной дождь и на своих двоих. Ольхонские ворота с двух сторон были окружены водой. Сзади — Байкал, впереди — необъятная лужа, в которую обреченно ныряли подъезжающие машины. Нам пришлось огибать ее по забору, как циркачам.

Когда переправились на остров, встал вопрос: как добираться до Хужира? Какой-то ушлый водитель предложил такси за 3000 рублей, на что мы лишь рассмеялись. Решили ехать автостопом: палец вверх, улыбка пошире!

— Садитесь, — приветливо открыла перед нами дверь грузовичка какая-то женщина. Выяснилось, что у нас с Ириной много общего — горы, путешествия и украшения!

Грузовичок, хоть и полноприводной, таскало по грязи в разные стороны. Я вспомнила, что в июне дороги на севере Ольхона размыло настолько, что въезд туда закрыли. Теперь стало понятно почему… К вечеру ливень утих.

День 16–17

На ближайшие два дня мы с Женей решили разделиться: он взял в хужирском прокате фэтбайк (велосипед с широкими колесами, который отлично подходит для песка и бездорожья) и отправился на север Ольхона. А я осталась в Хужире — составлять список небанальных развлечений.

Вот что я успела за два дня:

облазить главное арт-простра­н­ство Хужира — заброшенный рыбзавод — и найти там небесные качели, деревянные скульптуры, новые граффити;

напроситься на мастер-класс к повару и узнать, что в идеальной буузе 33 защипа и 76 граммов мяса;

сходить в гончарную мастерскую и на настоящем круге с маховым колесом сваять тарелку;

съездить на катере на острова Огой к Ступе Просветления и на Щучье озеро.

А вот что успел за два дня сделать Женя: проехать на велосипеде 80 км и чуть не умереть от жажды.

— Надо запастись водой, — предупреждал его хозяин велопроката, — там на севере берег обрывистый, к Байкалу не спустишься.

Женя взял три литра, о чем скоро пожалел. Весь его путь (40 км в одну сторону) состоял из сплошных подъемов и спусков, а потому расход воды заметно увеличился.

— Вода кончилась часов в шесть, к Хобою (на северный мыс) я приехал в девять. Решил поесть, открыл рюкзак и понял, что свалял дурака: на дне лежал «Доширак» и тушенка. Пришлось грызть сухую лапшу и заедать холодными консервами.

Попросить хоть глоточек воды было не у кого: на мысе Хобой Женя оказался совершенно один. Палатку разбил в кемпинге и поскорее лег спать, чтобы не чувствовать жажды. Утром обнаружил на дереве свое спасение — умывальники, сделанные заботливыми туристами из бутылок. Выпив оттуда всю воду, Женя двинулся в обратный путь. Когда приехал, осушил двухлитровую бутылку воды и проспал 13 часов.

День 18

Весь следующий день мы бегали по Хужиру с камерой: снимали недостающие кадры с воздуха и земли.

День 19

С утра моросил дождь. На 9 часов у меня было запланировано катание на сапборде — надувной доске. Прокатов такого снаряжения в Хужире открылось уже немало, но я целенаправленно двинулась к Виктору Серебренникову — основателю сапсерфинга на Ольхоне.

Еще пару лет назад он работал кулинаром в Улан-Удэ. А потом влюбился в Ольхон, бросил все и переехал сюда, чтобы жить в палатке и катать всех желающих на сапборде за донейшн (набирающая популярность во всем мире система оплаты, когда сумма определяется в зависимости от имеющихся средств и силы намерения отблагодарить — Прим. авт.).

— Некоторые волонтеры буквально по 100 рублей скидываются, а одни датчане как-то оставили 600 евро, — рассказывает Виктор. — На жизнь хватает.

Кроме меня, было еще семеро желающих. Мы переоделись в гидрокостюмы, взяли доски и весла и пошли на берег. Виктор провел быстрый инструктаж и спустил сапы на воду.

— Не забудьте привязать доску к ноге, а то, если упадете в воду, может сразу унести, — раздавал последние наставления инструктор. Но мы его уже не слышали: ловили равновесие с веслом, на трясущихся ногах вставали на доску и постепенно ловили кайф от происходящего! Если бы я знала, что нас ждет вечером, наверное, не стала бы рассекать по Байкалу два часа…

А вечером мы выезжали с острова. До парома нас докинула на машине моя подруга. Мы вновь обманули очередь и зашли на паром пешком. От переправы до Сармы, где нас ждал ночлег, оставалось еще больше 30 км: 12 по трассе и 19 по бездорожью.

Мы стояли мокрые под дождем с вытянутым вверх пальцем и натянутыми улыбками, но никто не останавливался. Выглянула радуга. Через минуту остановилась маршрутка.

— До заправки довезете?

— Садитесь!

Через 20 минут вылезли из маршрутки и пошли в сторону Сармы. Воскресенье, вечер, автомобилей в сторону Малого Моря мало, да и те не останавливаются. Надежда поймать попутку таяла с последними лучами солнца. Пройдя 8 км, я заныла:

— Давай поставим палатку в степи?

— Дойдем, — отрезал Женя.

Наконец, уже в сумерках рядом притормозила черная скрипучая иномарка, набитая рыбаками. Свободного места внутри категорически не было, но ребята подвинулись и сумели засунуть внутрь двоих путешественников и два огромных рюкзака.

День 20

Утром мы сбегали в Сарминское ущелье, чтобы с нас сдуло весь туристический лоск перед следующим этапом путешествия. Это последняя знакомая точка на карте. Дальше ни я, ни Женя не бывали. Впереди — полная неизвестность и новые приключения!

В Сарме мы остановились на три дня и смонтировали вторую серию об экспедиции «Вокруг Байкала за 55 дней». Посмотреть ее уже можно на телеканале «НТС» и Youtube.

Яна Шутова

Фото автора

2000 КМ ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СПОСОБАМИ

Маршрут начался в Култуке — самой южной точке Байкала. Оттуда путешественники поднялись по Кругобайкальской железной дороге, добрались до Бугульдейки, затем пересекли Тажеранские степи, заехали на Ольхон. Дальше двигаться по берегу слишком опасно. После поселка Онгурены населенных пунктов нет, зато много медведей, поэтому решено обогнуть тайгу через Качуг автостопом. Если все пойдет по плану, Яна и Женя доберутся до поселка Магистральный и прокатятся по легендарному БАМу. Первого августа ребята должны выйти к самой северной точке Байкала — Нижнеангарску. Дальше начнут спускаться на юг по территории Бурятии. Их ждет Баргузинская долина, рыбалка в верховьях Баргузина, эвенкийские поселения, лазурные пляжи Бурятии, Чивыркуйский залив и Ушканьи острова — знаменитый летний курорт для нерп. Обязательно заедут в столицу Бурятии Улан-Удэ. Затем нужно попасть в Выдрино, чтобы совершить восхождение на одну из самых красивых вершин Хамар-Дабана — пик Тальцинский. Оттуда уже рукой подать до Байкальска. Последние километры до Култука пройдут пешком и вернутся в точку старта, к стеле «Кругобайкальская железная дорога».

Тажеранские степи! Слово «тажеран» означает «место летней кочевки». С юго-запада, от реки Анга, на северо-восток до пролива Ольхонские ворота степи простираются на 35 км. С северо-запада они упираются в Приморский хребет, на юго-востоке обрываются в Байкал

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио