Уроки в прямом эфире: как проходит конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель года»

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #2 (1038) от 21 января 2022

Четырнадцатого января в Иркутске в 14-й раз открылся городской образовательный форум. В программе, рассчитанной почти на месяц, масса интересного: лаборатории, квест-игры, круглые столы, фестиваль «Иркутская компьютериада — 2022», конкурсы профессионального мастерства «Лучший учитель» и «Лучший воспитатель дошкольного учреждения». В этом году впервые в истории муниципального конкурса главным подарком для учителя станет квартира в Иркутске.

Городской образовательный форум продлится до 9 февраля. В масштабном мероприятии принимают участие около десяти тысяч педагогов, руководителей образовательных организаций, родителей, школьников и студентов. Форум — это открытая площадка для диалога власти, бизнеса, научного и педагогического сообщества. Мэр Иркутска Руслан Болотов напомнил, что в прошлом году педагоги подняли вопрос о получении компенсации за аренду жилья. И уже в конце 2021 года дума Иркутска утвердила проект новой социальной поддержки: теперь молодые педагоги смогут получать компенсацию до 15 тысяч рублей в месяц.

— Это дополнение к существующей поддержке, а не мера, которая исключает предыдущие, — подчеркнул Руслан Николаевич. — Кроме того, мы начинаем проектирование малосемейного общежития, и скоро около трехсот педагогов должны получить там квартиры. Жилье — одна из наболевших проблем для работников образования, и в конце прошлого года мы с депутатским корпусом впервые приняли решение, что главным призом в конкурсе «Лучший учитель» все-таки должна стать квартира.

Эта новость всколыхнула педагогическое сообщество. На конкурс в этом году были поданы 42 заявки (это в 3,5 раза больше, чем в прошлом). В финал вышли 12 педагогов. До 24 января им предстоит пройти такие испытания, как «Урок», «Внеклассное мероприятие», «Образовательный проект», «Методическая мастерская», «Профессиональный разговор». На одном из этапов побывала репортерская группа газеты «Иркутск».

Урок — это, пожалуй, самое главное и показательное задание для учителей. Участникам конкурса предстояло провести урок по своему предмету в незнакомом классе на базе школы № 19. И здесь пандемия внесла свои коррективы: членов жюри не пустили в класс, но его оборудовали тремя камерами. И судьи смогли смотреть прямую трансляцию на большом экране из соседней аудитории, живо обсуждая происходящее.

Первой в расписании стояла физика. К теме урока «Давление твердых тел» Екатерина Филимонова, педагог школы № 3, подошла очень оригинально.

— Девочки, кто из вас носит каблуки? По сравнению с плоской обувью давление на стопу разное? — обратилась учительница к семиклассницам. — Мальчики, а кто из вас играет в Word of tanks?

Екатерина Викторовна принялась рассуждать о советском танке Т 34, рассказывать о его предшественниках и преимуществах перед немецким «Тигром».

— Гусеницы танка Т 34 имели большую площадь, которая позволяла не тонуть в болоте и забираться в гористую местность, — подбиралась к теме урока Екатерина Филимонова.

— Настоящий «танковый дарвинизм», а не физика, — с улыбкой заметил член жюри конкурса, кандидат исторических наук, доцент ИГУ и политолог Сергей Шмидт.

Наконец от разговора о танках Екатерина Викторовна перешла к теме урока — давлению твердых тел. Она разделила класс на три группы, выдала каждой маршрутный лист и предложила проследовать по трем станциям. На экспериментальной станции «Эврика» учеников ждал набор необычных «приборов» — аппликатор Кузнецова, доска с гвоздями и поролоновая поверхность с кнопками. На теоретической станции нужно было разгадывать ребусы, а станция «Сокровища физики» подразумевала решение задач.

В середине занятия Екатерина Филимонова прервала увлеченных школьников на физминутку. И даже в разминку сумела вставить тему урока: «Попрыгайте на одной ноге! Чувствуете давление? А теперь увеличьте его — встаньте на носочки!»

Было заметно, что Екатерина Викторовна немного волнуется. И это вполне объяснимо: во первых, перед ней незнакомый класс, а во вторых, за уроком наблюдают три камеры и тысячи зрителей.

— Прямой эфир уроков идет на YouTube, у предыдущей трансляции было больше 1700 просмотров, — рассказала Наталья Пономарева, председатель жюри конкурса «Лучший учитель года», директор Института развития образования Иркутской области.

Когда прозвенел звонок, школьники убежали на перемену, а Екатерина Викторовна перешла в соседнюю аудиторию, чтобы пообщаться с экспертами и ответить на их вопросы.

— Вы реализовали все задуманное или что-то пришлось выбросить из плана урока? — поинтересовался Сергей Шмидт.

— Реализовала все, хотя на случай, если останется время, подготовила дополнительный материал, биографию Блеза Паскаля. Но этого не понадобилось — 40 минут пролетели незаметно и для меня, и для учеников, — ответила конкурсантка.

Следующий урок — биология. Его провела учитель школы № 55 Юлия Лошакова. Она сразу раздала шестиклассникам листочки с терминами и предложила сгруппироваться по одному из признаков. Ученики быстро сориентировались и разбились на команды.

— Снова работа в группах, — заметили члены жюри. — Это так называемая проектная работа, издержки жанра.

Тем временем Юлия Викторовна уже добилась расположения учеников и мягко подвела их к теме урока — фотосинтезу. На доске появились три крупных вопроса: «Как?», «Где?», «Зачем?».

В течение урока учитель биологии включала короткие познавательные фильмы, много общалась с учениками и вообще, надо сказать, чувствовала себя довольно уверенно перед незнакомой аудиторией. После звонка Юлия Лошакова призналась членам жюри:

— Это первый раз, когда я не волновалась на открытом уроке.

— Вот вы сравнили хлорофиллы с зеленым зернышком. Почему? — задал вопрос на засыпку один из судей, заслуженный учитель России, доктор физико-математических наук, профессор ИГУ Олег Кузьмин.

— Хлорофилл — это, конечно, пигмент, но хлоропласты, в которых он содержится — это как раз овальные тельца, очень напоминающие зернышко, — объяснила конкурсантка.

— Дети на уроке воспринимаются как зернышки хлорофилла, которые вам дают кислород, — поэтически заметил Олег Викторович.

После этого мы попали на урок английского языка. Увидев учительницу, члены жюри сразу радостно переглянулись: «Очень неординарный педагог, она вчера так интересно провела внеклассное мероприятие».

— I’m Mrs. Gramma, — представилась ребятам Миссис Грамматика, она же Ольга Шашкова, учитель английского языка школы № 17.

Ольга Викторовна напоминала яркую юлу: она кружила по классу, жестикулировала, заряжала весь класс эмоциями. Во время физминутки Миссис Грамматика легко втянула детей в танцы и песни, заодно использовала новые английские слова: twist, shake, jump.

— В советское время «англичанки» были сухими, в духе Викторианской эпохи. Как Мэри Поппинс. А эта учительница — настоящая пчелка! — заметил Сергей Шмидт.

Энергичность учителя передалась и ученикам. Все сорок минут они лепетали на английском, танцевали, активно тянули руки и включались в диалог.

— Работа учителя сложная, как бы красиво мы ее себе ни представляли. Уроки на сорок минут, которые мы сегодня видим — это целая бессонная ночь для каждого педагога. И я рада, что сейчас идет повышение статуса учителя. Квартира — мощный приз, который как бы говорит: «Вы нам дороги». В руках учителей — как бы банально это ни звучало — лежит наше будущее. Вот как они сегодня воспитают детей, такое общество мы получим завтра, — рассуждает председатель жюри конкурса Наталья Пономарева. — Глядя на конкурсантов, душа успокаивается: учителя настоящие, хорошие, высокого уровня. Как говорил теоретик педагогики сотрудничества, публицист, писатель и журналист Симон Львович Соловейчик: «Пусть всем нашим детям достаются лучшие учителя». У нас в Иркутске много лучших учителей. Значит, когда-нибудь всем нашим детям они достанутся.

До третьего тура конкурса «Лучший учитель года» дойдут только шесть педагогов, последним испытанием для них станет «Профессиональный разговор». Мы будем следить за развитием событий. Имя победителя и обладателя квартиры станет известно 9 февраля.

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова

На открытии образовательного форума мэр города Руслан Болотов рассказал, что в ближайшие три года в Иркутске появятся 9 новых школ и 3 детских сада. Это блок на 500 мест школы № 14, школа на 1275 мест по улице Багратиона, пристрой на 200 мест к школе № 75, детский сад в микрорайоне Лесном, начальные блоки на 500 мест каждый к школам № 57 и № 53, два детских сада в Ново-Ленино и в районе Нижней Лисихи. В 2024 году планируется построить еще четыре школы: на улицах Ярославского, Норильской, в районе Нижней Лисихи и микрорайоне «Союз». «Это тот темп, на котором вы настояли», — обратился к педагогам мэр Иркутска

Открытие городского образовательного форума проходило в актовом зале Иркутского национального исследовательского технического университета в праздничной атмосфере, которую всем зрителям обеспечили артисты танцевальных коллективов «Фиеста», «Артишок», «Непоседы», «Академия танца»

Финалистка конкурса «Лучший учитель года» Юлия Лошакова с первых же минут урока завладела вниманием всех учеников класса, которые, между прочим, впервые ее видели. Через 40 минут можно было с уверенностью сказать, что тему фотосинтеза ребята освоили

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио