«У этих ребят свой мир, но он открыт»: Юрий Диденко — о спорте глухих, тренерской работе и мечтах

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #21 (959) от 4 июня 2020

«Приходите на «Труд» — я с утра всегда на стадионе», — бодро отвечает на предложение об интервью Юрий Диденко. Там мы его и застали в окружении учеников. Как виртуозный дирижер, Юрий Валентинович раздает указания спортсменам: кому-то звонкой командой, а кому-то — жестами. Много лет он наряду с обычными легкоатлетами тренирует спортсменов с ограничением по слуху. Об их особом мире и секретах прыжков с шестом старший тренер отделения легкой атлетики спортивной школы «Олимпиец» Юрий Диденко рассказал нам в интервью.

Залитый солнцем «Труд» оживлен: беговые дорожки заняты, в секторе прыжков с шестом идет активная работа. Занятия спортом на свежем воздухе разрешили недавно, и больше других этому обрадовались легкоатлеты, вновь вернувшиеся на стадионы.

— Наконец-то тренировки проходят в привычном объеме, каждый будний день! — улыбается Юрий Валентинович. — Ребята приходят на занятия с удовольствием: надоело дома заниматься с гантелями да ковриками. На стадионе есть и перекладина, и барьеры, и штанга, и беговая дорожка. Спортсмены практически два месяца просидели дома, кто-то даже набрал пару килограмм, так что мы начинаем с нуля. Большие нагрузки им сейчас не дашь, задача — просто вернуть форму, не форсируя события.

Все запланированные соревнования перенесли. Есть надежда, что чемпионат страны и международные старты все-таки состоятся в конце августа – сентябре. Готовиться легкоатлетам тяжело, ведь вроде бы сроки обозначены, но кто знает, что будет дальше? Юрий Диденко мудро замечает: «Нужно быть в форме в любом случае». К преодолению трудностей Юрию Валентиновичу не привыкать — его тренерский стаж насчитывает более 30 лет.

— Я с детства занимался прыжками с шестом, достиг результата в пять метров, но немного не дотянул до норматива мастера спорта, — рассказывает Юрий Диденко. — После окончания школы поступил в институт, и Юрий Волков (основатель знаменитой иркутской школы прыжков с шестом) порекомендовал попробовать себя в качестве тренера. Я и сам об этом подумывал… В общем, набрал ребят, начал тренировать. После службы в армии уже конкретно перешел на тренерскую работу.

— Вы недолго были действующим легкоатлетом и довольно рано определились со стезей наставника. Хотя чаще бывает, что тренеры — это бывшие титулованные спортсмены. В чем особенности каждого пути?

— Не все знаменитые спортсмены могут работать тренерами. У них ведь другой подход к работе: надо все и сразу, чтобы воспитанники обязательно стали звездами. Но тренеру нужно иметь огромный запас терпения, стремиться к лучшему и не бояться допустить ошибку. Быть и психологом, и педагогом.  Многие бывшие чемпионы тренируют одного-двух спортсменов, а работать с группой по 10–15 человек уже неспособны. У нас же в группе собраны разные ребята, иной раз видишь — ну не выйдет из этого ребенка спортсмен! Но ему нравится спорт, он хорошо себя чувствует в группе, не мешает вести занятия, так что ты ему отдаешь столько же энергии, как и более перспективным.

Как вы начали работать со спортсменами с ограничением по слуху?

— Это предложил директор нашей спортивной школы Сергей Порохин (кстати, он один из моих первых учеников). Привел ко мне Машу Нечаеву, она под нашим руководством выиграла чемпионат мира. После этого подтянулись и другие ребята, все же мир глухих очень тесен, все общаются между собой. Спорт для них — отдушина. У этих ребят свой мир, но они открыты для всех.

— Как общаетесь со своими воспитанниками?

— Когда только начинали, не знали ни языка жестов, ни особенностей общения с ними. Сейчас уже все иначе: минимальный набор выучен, какие-то моменты показываем наглядно. Конечно, ограничение по слуху вносит свои коррективы в их подготовку. Например, часто ребята теряют координацию. А еще иногда у них бывают проблемы со счетом. Например, призер Сурдлимпийских игр, серебряный призер чемпионата мира Катя Никифорова на тренировках рано заканчивала серии (повторения упражнений). Скажешь сделать восемь серий, все выполняют, а она быстрее всех сделает! Мы грешным делом думали, что мухлюет… Но потом выяснили, что просто у этих ребят иногда бывают ошибки в подсчетах. Пришлось задействовать фишки на тренировках, чтобы число серий было показано наглядно.

Сурдлимпийцы могут выступать наравне с теми, у кого нет ограничений по здоровью?

— Они и выступают иногда. Правила у обычных шестовиков и сурдлимпийцев одинаковые, ведь здесь нет внешних физических ограничений, как, например, у спортсменов с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата). Как-то я даже заявлял двух спортсменов на командный чемпионат России, они были допущены к основным соревнованиям. Результаты были слабыми, но задача была не в этом. Ребята были кандидатами на поездку на Сурдлимпийские игры, и нужно было их проверить перед важным стартом. Тогда мои ученицы Настя Садовникова, Ангелина Жук-Краснова, Таня Стецюк находились с ними в одном секторе и помогали им, звали, когда нужно выходить на старт, ведь ребята не слышат. Но каких-то поблажек им не давали, на соревнованиях все равны. Наш титулованный легкоатлет, чемпион Сурдлимпийских игр Максим Куликов бегает вместе с обычными спортсменами, хотя там старт по пистолету, что тяжело для неслышащего бегуна. Конечно, в прыжках с шестом результаты у сурдлимпийцев ниже, это объяснимо. Но внутренняя конкуренция высока. Чтобы быть на хорошем уровне в сборной глухих, нужно как минимум выполнить разряд не ниже кандидата в мастера спорта. Если ты на обычном уровне прыгаешь на уровне мастера спорта — то среди неслышащих ты суперзвезда.

Как определить талант шестовика? Нужно ли обязательно быть высоким?

— Рост играет роль, но есть и великолепные невысокие чемпионы. Например, чемпионка Швеции, призер чемпионатов Европы Ангелика Бенгтссон — всего 163 см. Многое в прыжках с шестом зависит от координации, техники бега, культуры движения. Нужно обладать параметрами чуть выше средних данных. И главное — постоянно отрабатывать технику. Руки и бедра можно быстро накачать, а вот работа с шестом — это долгий и кропотливый процесс. Будешь тренироваться 20 лет — все эти 20 лет будешь заниматься техникой прыжков с шестом. Нет такого, что научился и прыгаешь всю жизнь по отработанной схеме. Все великие чемпионы находятся в постоянном поиске новых методов, отрабатывают технику.

Вы часто выступаете в роли первого учителя для спортсменов. Тяжело отпускать своих учеников к другим тренерам?

— Это, пожалуй, самые трудные моменты в работе. Вот взять того же моего первого ученика Сергея Порохина, с которым мы сейчас вместе работаем. Он мастер спорта международного класса, участник чемпионата мира среди юниоров. В молодости Сергей отправился учиться в московский институт. Мне было тяжело отпускать ученика, хотя я понимал, что переезд нужен для его роста, карьеры. Но представьте: ты долго работал со спортсменом, растил его, а он уехал. Конечно, пришлось начинать все сначала, растить другую смену. Сколько таких примеров еще было: Таня Стецюк, Ангелина Жук-Краснова… Насильно удержать я их не могу, да и незачем. Обид нет: когда спортсмен и тренер принимают общее решение, которое идет на пользу спортсмену, какие могут быть обиды? Когда Ангелина приезжает в Иркутск, то тренируется здесь, у меня. На стадионе младшие ребята смотрят на нее, открыв рот, берут пример.

О чем вы мечтаете?

— Хочется, чтобы Маша Нечаева выиграла еще одни Сурдлимпийские игры. Чтобы Ангелина Жук-Краснова попала на Олимпийские игры, чемпионат мира. Чтобы другие мои ребята побеждали на международных турнирах. Это главные мечты для тренера.

Фото Валентина Карпова

Справка

Юрий Диденко – отличник физической культуры и спорта, почетный работник общего образования РФ. Подготовил десять мастеров спорта России, двух мастеров спорта международного класса, двух заслуженных мастеров спорта. Татьяна Стецюк — бронзовый призер чемпионата мира, победительница Х олимпийского Европейского фестиваля, победительница Всемирной Гимназиады. Ангелина Жук-Краснова — победительница первенства Европы, бронзовый призер чемпионата Европы, серебряный призер Кубка мира. Мария Нечаева — двукратная чемпионка Сурдлимпийских игр, чемпионка мира. Екатерина Никифорова — серебряный призер чемпионата мира и Сурдлимпийских игр.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио