Трижды мэр середины земли: в марте отметил 70-летие один из самых известных иркутян – Владимир Якубовский

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #13 (1049) от 8 апреля 2022

Мы договорились побеседовать с Владимиром Викторовичем в Доме Европы на улице Энгельса. Место для экс-мэра вполне знаковое, поскольку именно по его инициативе был восстановлен в городе этот исторический квартал. И кстати, это было еще задолго до появления 130-го, о котором сейчас знают не только иркутяне, но и многие в России.

 Владимир Викторович, как вы отметили юбилей 4 марта?

— В кругу семьи. А разве это юбилей? Так, очередная дата. Вот 50 — это юбилей, а 70 лет — это просто круглая цифра.

Якубовский в первый раз стал мэром Иркутска в 1997 году. Помните это время? Невыплаты зарплаты, разгул преступности, дикий капитализм, галопирующая инфляция. Город был грязный, необустроенный. Окна на первых этажах домов были в решетках. Дворы полуразрушенные, ни лавочек, ни дорожек.

— Первая задача, которая стояла передо мной и моей командой, — привести город в нормальное состояние, — вспоминает Владимир Викторович. — Убрать решетки, чтобы всем было понятно, что в городе есть власть, чтобы люди себя почувствовали свободными жителями города. И мы за два-три года с этой задачей справились. Плюс планомерно занимались благоустройством скверов, улиц, фонтанов. Если помните, на бульваре Гагарина возле острова Юность мы установили цветомузыкальный фонтан. Все почувствовали, что жизнь начинает меняться, что мы все живем все-таки в красивом городе, у которого собственное, сибирское лицо. Также отреставрировали фонтан около стадиона «Труд», построили новые фонтаны перед Дворцом бракосочетания, напротив клинической больницы № 1, фонтан около цирка и Музея города Иркутска.

— Потом вы запустили программу «Городские фасады»?

— Да. И проявилась та красота, которая создавалась нашими предками. Мы ее обновили и показали, что город имеет совершенно другой вид, в нем хочется жить. Большое участие приняли в этой программе и представители иркутского бизнес-сообщества. Причем уговаривать никого не приходилось, сами приходили с инициативой. Они понимали, что мы меняем облик города, делаем его более привлекательным и в коммерческом, и в историческом плане. Параллельно с тем, что мы полностью закрыли задолженности по заработной плате, начали думать и действовать в плане развития бюджетной сферы Иркутска. Это было крайне непросто, денег свободных в бюджете практически не было.

Слушая Якубовского, понимаешь — это было антикризисное управление в условиях тотального дефицита всего, отсутствия нормального поступления налогов, разрушения всех хозяйственных связей, существовавших раньше, небывалого разгула преступности, помимо обычной уличной, занимавшей и новые сферы в экономике. Впрочем, кто хотел работать, традиционно находил для этого средства и возможности.

— Когда меня только избрали, я объехал все медицинские учреждения города, и их состояние, особенно материально-техническое, было удручающим. Например, аппараты УЗИ были настолько изношенными, что на экранах ничего не было видно. На реконструкцию и оснащение больниц нам пришлось выделить значительные деньги из городского бюджета, — вспоминает Владимир Викторович.

— То есть буквально вкладывали деньги в здоровье?

— Конечно. В первую очередь, несмотря на дефолт 1998 года, мы обеспечили окончание строительства и ввод в 1999 году диагностического центра. Провели реконструкцию и оснащение современным оборудованием городской клинической больницы № 1. Ввели в эксплуатацию корпус восьмой городской больницы, провели реконструкцию 10-й клинической больницы, структурно изменили работу станции скорой помощи, создав специальные подстанции в каждом районе города.

Отдельная боль для каждого мэра, говорит Якубовский, — состояние общественного транспорта. Сказать, что он тогда, в конце 90-х, был предельно изношен, значит не сказать ничего. Причем купить что-то было невозможно ни за какие деньги. А перевозить людей было надо.

— Поэтому на нашем радиозаводе проводили ремонт кузовов муниципального автобусного парка, трамваи восстанавливали на Улан-Уденском вагоноремонтном заводе, троллейбусы — на Иркутском 403-м заводе гражданской авиации. Этим мы поддержали местные предприятия, которые потеряли федеральный заказ, дали людям работу, а значит, и возможность получать заработную плату, — рассказывает Владимир Викторович.

Конечно, не хлебом единым живет большой город. Ни в 90-е, ни в 2000-е в городе не останавливалась культурная жизнь. Регулярно проводились театральные фестивали, устраивались выставки, проходили гастроли. В середине двухтысячных в Иркутске появилось три памятника, которые являются знаковыми точками в городе. В 2003 году на набережной Ангары вместо шпиля появился памятник царю Александру III. В 2004 году в сквере возле Знаменского собора установили памятник Александру Колчаку. А в 2005-м, к 60-летию со дня победы в Великой Отечественной войне возвели памятник нашему великому полководцу Георгию Константиновичу Жукову на проспекте его имени в микрорайоне Солнечном.

— Владимир Викторович, памятник Колчаку тогда вызвал бурные дискуссии среди общественности Иркутска. Помните?

— Еще бы! Когда возник вопрос о размещении памятника, я обратился к владыке Вадиму, получил благословление, и мы установили его около Знаменского монастыря, напротив того места, где Колчак был казнен. Прошло уже около 20 лет с этого момента, до сих пор время от времени вспыхивают споры о личности Колчака, но к самому памятнику отношение по большей части положительное. Те, кто знаком с жизнью, деятельностью Колчака, никогда не отрицают его большого вклада в культуру, науку нашей страны. Уверен в этом.

С «эпохой Якубовского» горожане связывают не только памятники. Сейчас, в 2022 году, трудно представить Иркутск без нового моста, который называется Академическим. Планы по его строительству существовали давно. В 90-е идея была неосуществима — не было денег. Но было понятно: если нового моста не будет, то город просто встанет в пробках. А значит, мост надо было строить. И городская администрация не останавливала работы по проекту.

— Мы рассматривали все варианты с учетом рельефа местности, транспортных развязок на левом и правом берегах, — рассказывает Владимир Якубовский. — Понятно было, что Иркутск в одиночку такую стройку не вытянет. Поэтому задачей городской администрации была инициация всего процесса, подготовка первичных проектных решений. Гипродорнии сделал проект. Затем к делу подключился губернатор Иркутской области Борис Александрович Говорин. Но и это не решило бы всех финансовых проблем, если бы не помощь Федерации. В правительстве России проект был поддержан, и строительство началось.

При Владимире Якубовском в том виде, который мы сейчас наблюдаем, появились две основные городские магистрали: улица Байкальская и улица Лермонтова. Если кто помнит, в начале 2000-х они представляли собой узкие, практически двухполосные дороги, которые уже тогда плохо справлялись с потоком автотранспорта. Все работы по реконструкции тогда были выполнены в соответствии с подготовленными проектами. Как итог: две эти магистрали успешно справляются со своими задачами до сих пор, не требуя пристального внимания городских служб, за исключением текущей замены асфальтового покрытия. Один раз вложенные серьезные деньги служат городу до сих пор.

Есть для Владимира Якубовского в Иркутске и знаковые места. Он вспоминает, как создавали здание для размещения музея города. Для этого выбрали дом-усадьбу предпринимателя, исследователя, почетного гражданина Иркутска А. М. Сибирякова. В здании провели реконструкцию, привели в порядок всю прилегающую территорию, благоустроили парковую зону с фонтаном. И усадьба заиграла новыми красками. И в 2009 году в доме Сибирякова был открыт Музей города Иркутска.

По улице Фридриха Энгельса был восстановлен комплекс зданий-памятников, который сегодня называют Дом Европы. Это «кружевной» дом купцов Шастиных, гостиница-дом Гринберга, кафе-дом Серапилова. На территории комплекса создан парк городов-побратимов Иркутска. Отреставрированные дома-памятники украсили город, а этот район явился прообразом 130-го квартала в Иркутске. Когда губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев побывал на территории комплекса, он предложил сделать подобное в центре Иркутска.

— Мы посмотрели вместе с Дмитрием Федоровичем район между улицей 3 Июля и улицей Седова, — рассказывает Якубовский. — Была создана дирекция по строительству, проведены переговоры с представителями бизнеса. Бюджетных средств на строительство 130-го квартала не планировалось. Весь проект в результате был реализован бизнесменами. Что получилось — вы сами можете увидеть. Кстати, и сегодня кое-что еще не доведено до логического конца, особенно со стороны улицы Кожова. Хотелось бы, чтобы кто-то этим занялся.

 Путь из строителей в политики, точнее в главы одного из крупнейших городов Сибири, на самом деле достаточно типичное явление как в советской, так и в современной России. Владимир Викторович, вы согласны с этим?

— Видимо, профессия строителя изначально направлена на созидание. Работая в строительстве, просто по роду деятельности приходится решать не только специфические инженерные вопросы. Здесь и земля, инфраструктура, благоустройство, смежники, закупка и поставка строительных и отделочных материалов, руководство большим коллективом. Многие вопросы, которые мне приходилось решать в качестве главы города, были связаны как раз с тем, чем я уже занимался.

Самое основное, считает Владимир Якубовский, — во главе города должен стоять человек, уже имеющий знания и опыт работы в городском хозяйстве. Если он приходит извне, за пять лет невозможно изучить проблемы города. И самое главное — должна быть команда людей, с которыми вместе работаешь, которая понимает тебя и понимает задачи, стоящие перед городом.

В 2009 году Владимир Якубовский ушел на повышение. Губернатор Дмитрий Мезенцев выдвинул его кандидатуру в Совет Федерации. Как вспоминает Владимир Викторович, повышение было неожиданным. В городе у Якубовского оставалось много планов, незавершенных и невоплощенных проектов. Один из них — набережная реки Ангары, бульвар Гагарина. Предпроектные проработки были масштабные: двухуровневая набережная, один из них, первый, чуть выше нынешнего уровня воды, и второй — с размещением коммерческих помещений, парковок, в промежутке от старого (Глазковского) моста до нового (Академического).

К сожалению, все это осталось только в эскизах. Но есть убеждение — учитывая энергию этого человека, все удалось бы осуществить.

Павел Бицура, 

специально для «Иркутска»

Фото из личного архива  Владимира Якубовского,  из архива газеты «Иркутск»

Владимир Якубовский, мэр Иркутска (1997–2009 годы), сенатор Совета Федерации, почетный гражданин города Иркутска и Иркутской области, 4 марта отметил 70-летие. Свой трудовой путь прошел от мастера до начальника строительно-монтажного управления треста «Иркутскпромстрой». В 1985 году был избран депутатом Иркутского городского совета депутатов трудящихся. С 1986-го — заместитель председателя исполкома Иркутского городского совета народных депутатов по вопросам строительства, с 1992 года — первый заместитель главы администрации Иркутска

Действующий мэр Руслан Болотов поздравляет экс-мэра Владимира Якубовского с 70-летием: после праздника было о чем поговорить

По инициативе великого русского писателя Валентина Распутина с 1994 года в Иркутске и с 1996 года в Иркутской области и по сей день проходят Дни русской духовности и культуры «Сияние России». Его жизнь и творчество неразрывно связаны с Сибирью и Иркутском

В День 70-летия Победы вместе с ветераном Великой Отечественной войны Дмитрием Дмитриевичем Лебедевым

Два почетных гражданина Иркутска: Владимир Якубовский и архиепископ Иркутский и Ангарский (с 1990 по 2011 год) Вадим (Владимир Анатольевич Лазебный)

Владимир Якубовский и губернаторы Иркутской области Дмитрий Мезенцев и Юрий Ножиков

На фото – инаугурация Владимира Викторовича в 2001 году, когда избранный мэр получает символический ключ от города

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио