Триста подвигов в небе 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #21 (959) от 4 июня 2020

Имя Владимира Безбокова отзывается в сердцах многих иркутян, и в особенности тех, кто связан с авиацией. В наш город Владимир Михайлович переехал уже в пожилом возрасте, когда возглавил 30-ю Воздушную армию, — почти в 60 лет и с полной грудью орденов и медалей. Безбоков прожил здесь четверть жизни и стал единственным почетным гражданином Иркутска, кому это звание было присуждено посмертно.

Владимир Безбоков родился 14 июня 1922 года в семье военнослужащего и уже в 10 классе поступил в Саратовский аэроклуб. Незадолго до совершеннолетия его приняли в Саратовское военное авиационное училище, и с первых дней Великой Отечественной войны новоиспеченный летчик уже был на фронте. Первый боевой вылет совершил 26 июня 1941 года.

7-й авиаполк, в котором он служил, входил в состав Дальнебомбардировочной авиации и был задействован во всех крупных операциях Красной Армии. В начале 1942 года экипаж Безбокова доставлял подкрепление и грузы 4-му воздушно-десантному корпусу, сражавшемуся в тылу противника в районе Вязьмы. В одном из боевых вылетов (в районе поселка Знаменка) самолет попал под зенитный огонь немецкой батареи, метким снарядом была повреждена посадочная лыжа. Приземлиться экипаж сумел, однако взлететь уже не удалось. Сражение перенеслось с небес на землю.

Около трех месяцев Владимир Михайлович участвовал в наземных боевых операциях десантников и партизан в качестве командира взвода разведки, штурмовал с десантниками деревню Всходы и железнодорожную станцию Угра.

После возвращения в родной авиаполк экипаж Безбокова участвовал в героической обороне Ленинграда. Летчик совершил более 100 боевых вылетов в блокадный город: доставлял туда боеприпасы и продовольствие, а на обратном пути вывозил детей, женщин, раненых. Чтобы увеличить полезную нагрузку самолета, авиатор летал без парашюта, рискуя собственной жизнью.

— Ночью 17 июля 1943 года Безбоков в сложных метеоусловиях выполнял боевое задание по освещению железнодорожного узла Барвенково на Украине осветительными бомбами. На обратном пути летчик заметил, как противник подбил летящий самолет, экипаж которого уже покидал горящий борт. Это случилось над территорией, занятой противником, — повествуют историки. — Не раздумывая, Владимир Безбоков ночью посадил свой самолет на неподготовленную площадку на кукурузном поле, под огнем противника забрал экипаж однополчан, в том числе двух раненых офицеров, и доставил на свой аэродром. За проявленное мужество он был награжден орденом Красного знамени.

16 января 1944 года Безбокову поручили подавить дальнобойную батарею противника «Муха», обстреливавшую Ленинград. За одну ночь отважный летчик сделал четыре боевых вылета. С малых высот прицельно бомбил цель, вызвал три больших взрыва, полностью подавил огонь вражеской батареи. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята.

9 октября 1944 года В. М. Безбокову было приказано доставить боеприпасы чехословацким партизанам в район города Зволен. В сложных метеоусловиях, пробив многослойную облачность в горной местности, Безбоков отыскал по кострам партизанский аэродром и благополучно посадил аэроплан. Обратным рейсом вывез на нашу территорию трех тяжело раненных чехословацких офицеров. Всего осенью 1944 года его экипаж совершил 7 ночных вылетов в тыл противника на территорию Чехословакии, доставив чехословацким партизанам 4500 килограммов боеприпасов и 64 военнослужащих с личным оружием. За свое мужество Безбоков был награжден чехословацким орденом Красной звезды.

В конце войны экипаж Безбокова участвовал в сокрушении вражеской обороны на территории Польши и Германии. 24 июня 1945 года в Москве Владимир Михайлович принимал участие в историческом Параде Победы, шел по Красной площади в составе сводного батальона Авиации дальнего действия Карельского фронта. 29 июня 1945 года он стал Героем Советского Союза.

— Боевая биография Безбокова продолжилась на новом театре военных действий. 7-й бомбардировочный авиаполк дальнего действия был переброшен на Дальний Восток, где с августа по сентябрь 1945 года вел войну с Японией. За это время Владимир Безбоков совершил 28 боевых вылетов по переброске грузов и доставке десантов. Пройдя горнило двух страшных войн, неоднократно побывав в самом ее пекле, он остался в живых, хотя дважды был ранен, — подчеркивают сотрудники краеведческого отдела Центральной библиотечной системы города Иркутска.

За время войны Безбоков совершил около 300 боевых вылетов, причем по большей части ночью. Войну он закончил в Порт-Артуре в звании гвардии капитана, командиром авиаэскадрильи 7-го гвардейского бомбардировочного Гатчинского Краснознаменного авиационного полка.

16 августа 1966 года Безбокову присвоили почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». Владимир Михайлович остался в авиации, освоил 11 типов самолетов, служил в разных местах: на Украине, на Дальнем Востоке, в Семипалатинске, Москве и, наконец, в Иркутске.

В 1980 году была создана 30-я Воздушная армия Верховного главнокомандования стратегического назначения, штаб которой расположился в Иркутске. Ее подразделения дислоцировались от Волги до Тихого океана и обеспечивали надежную защиту Отечества. Первым командующим воздушной армии был Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации В.М. Безбоков.

Переехав в Иркутск, Владимир Михайлович сразу влился в общественную жизнь города. Избирался членом бюро Иркутского обкома КПСС, депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов, делегатом 26-го съезда КПСС от Иркутской области. И даже уйдя в запас в 1985 году (уже в звании генерал-полковника авиации), не расстался с Иркутском.

Владимир Михайлович нашел великолепное применение своему летному мастерству: с 1987 года возглавил Иркутский областной Совет ДОСААФ и стал готовить будущих авиаторов. При нем ежегодно выпускалось более 20 летчиков, парашютисты совершали около 12 тысяч прыжков в год, пополнялся самолетный парк.

Еще при жизни героя улица Приморская в Иркутске была переименована в улицу Безбокова. Владимир Михайлович скончался 3 августа 2000 года и был похоронен с воинскими почестями на Радищевском кладбище. Мемориальные доски в память о летчике установлены на доме № 16 по ул. 5-й Армии, где жил Безбоков, и на здании Иркутской областной организации РОСТО (ДОСААФ).

30 мая 2013 года Владимир Безбоков получил свою последнюю и очень весомую награду — звание «Почетный гражданин города Иркутска». Он стал 100-м почетным гражданином Иркутска и первым, кому такое почетное звание присвоено посмертно.

Фото Валентина Карпова и из архива

Материал подготовлен на основе Биобиблиографического указателя «Помнит город о войне: улицы героев и участников Великой Отечественной войны (1941–1945)», составленного ЦБС г. Иркутска

СПРАВКА

За боевые заслуги и безупречную военную службу Владимир Михайлович Безбоков был отмечен более сорока государственными наградами. 29 июня 1945 года за 259 успешных боевых вылетов на бомбардировку важных объектов фашистских войск, в том числе в глубоком тылу противника, и проявленные при этом доблесть и мужество ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он также был награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды ЧССР и многими другими орденами и медалями.

С 1990 года Владимир Михайлович работал председателем Иркутского областного Совета ветеранов войны и труда. При нем организация стала одной из лучших в Российской Федерации. Он придавал большое значение патриотическому воспитанию молодежи, сохранению памяти о Великой Отечественной войне, улучшению условий жизни и быта ветеранов.

К 90-летию со дня рождения летчика на авиабазе «Белая» дальнему бомбардировщику-ракетоносцу «Ту-22М3» присвоено почетное наименование «Владимир Безбоков».

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио