Торг уместен: власти Иркутска направили деньги, сэкономленные во время конкурсов и аукционов, на ремонт моста и двух улиц

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #36 (1023) от 17 сентября 2021

В этом году в городе отремонтировали столько же километров дорог, сколько в 2019-м. При этом использовали такую же сумму из бюджета, существенно увеличив толщину асфальтобетона и его качество. Более того, во время конкурсных процедур часть сэкономленных денег направили на ремонт улицы Ударника, а также провели второй этап ремонта улицы Трактовой и Академического моста. Как такого удалось добиться, рассказал корреспонденту «Иркутска» заместитель начальника департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Руслан Батраченко.

В выпуске газеты «Иркутск» от 27 августа мы писали, как в этом году благодаря инициативам мэра Руслана Болотова и сотрудников комитета городского обустройства администрации города в областном центре изменилась технология ремонта дорог. В отличие от прошлых лет контракт с подрядчиком теперь предусматривает увеличение толщины выравнивающего слоя с 5 до 7 сантиметров. Верхний слой укладывается не менее 5 см. Кроме этого, при ремонте используется более прочный и дорогостоящий щебеночно-мастичный асфальтобетон. При таком подходе износоустойчивость дорожного полотна возрастает в разы и, соответственно, увеличивается срок его эксплуатации. Понятно, что затраты бюджета при этом тоже не стоят на месте. Однако в итоге оказалось, что на программу «Безопасные и качественные дороги» (БКД) в 2021 году денег ушло столько же, сколько в 2019 году! И километров отремонтировано практически столько же. Но во время конкурсов и аукционов сэкономлено почти 100 миллионов рублей.

— Руслан Геннадьевич, даже дилетант в сфере строительства понимает, что увеличение количества материала автоматически ведет к увеличению затрат. Известно также, что на строительном рынке в этом году наблюдается значительный рост цен, в том числе на компоненты, из которых делают асфальтобетон. Сумма бюджетных вложений при этом действительно осталась той же, что в 2019 году?

— В 2019 году объем финансирования ремонтных работ по программе «Безопасные и качественные дороги» составил в Иркутске 1,5 млрд рублей. Тогда в городе было отремонтировано, включая реконструкцию ряда участков, 26 километров дорог. В этом году сумма, выделенная на реализацию БКД, также составляет 1,5 млрд рублей. Изначально в программу на 2021 год было заложено 22 дорожных объекта протяженностью 22 километра. Но с учетом того, что сверх плана делается улица Ударника, а также Академический мост и улица Трактовая, которые должны были доделать во время второго этапа только в следующем году, а закончат уже в нынешнем сезоне, общий километраж увеличился на 3,4 километра, то есть фактически до тех же 26 километров. Сократить время ремонта таких жизненно важных для города транспортных артерий, как Академический мост и Трактовая, удалось за счет финансов, сэкономленных во время проведения конкурсов и аукционов — это в общей сумме 96 млн рублей.

— Благодаря чему стало возможно сэкономить без малого сто миллионов рублей?

— В этом году принципиально изменился подход к проведению конкурсов и аукционов. Раньше практически все объекты выставлялись одним лотом, выигрывал его МУП «ИркутскАвтодор». Торги с укрупнением по объектам приводили к минимальной экономии — 05–1%. В итоге 80–90% всех средств получала одна организация, и они уходили на ее счет. При такой системе искусственно создавалась монополия и возникали условия для картельного сговора. Получив подряд, «ИркутскАвтодор» в соответствии с 223-ФЗ заключал контракты с субподрядчиками, которые выполняли ремонт. С приходом в городскую власть Руслана Николаевича Болотова ситуация кардинально изменилась. Сейчас на каждый объект конкурсы и аукционы проводятся отдельно, и МУП «ИркутскАвтодор» «играет» наравне с другими. В этом году муниципальное предприятие проводит работы на улицах Баррикад, Восточной, Шмидта, Профсоюзной и Дальневосточной. Для предприятия закуплена новая техника — асфальтоукладчик, катки, фреза, самосвалы. У него есть все необходимое, чтобы самостоятельно выполнять подряды.

Важно еще и то, что появилось пространство для здоровой конкуренции. Сегодня, кроме «ИркутскАвтодора», в городе работают на равных и другие компании — «СоюзГрад», «Строительные технологии», «Дорожник», который проводит реконструкцию путепровода на улице Джамбула и ремонтирует Трактовую. Крупных мостостроительных компаний вообще очень мало осталось. И при всех нареканиях в адрес «Дорожника» (например, что поначалу мало рабочих было на объекте, медленно шел процесс) надо понимать, что в сложившихся условиях дефицита специалистов в строительной сфере компания делает технологически очень сложную работу.

Непрозрачная схема распределения средств во время конкурсов и аукционов в прошлые годы создала условия, при которых многие жизнеспособные строительные компании ушли с нашего рынка и теперь работают на федеральных объектах.

Надеемся, что теперь, когда торги стали прозрачными, они пересмотрят свою позицию и вновь будут участвовать в торгах по ремонту дорог в городе Иркутске.

— Деньги, которые удалось в этом году вернуть в бюджет при проведении торгов, пошли на второй этап ремонта улицы Трактовой и Академического моста, а также, о чем неоднократно говорил мэр, на благоустройство улицы Ударника. Хватило денег?

— На завершение ремонта Академического моста, на улицы Трактовую и Ударника надо было около 220 млн рублей. Национальная программа «Безопасные и качественные дороги» реализуется на условиях софинансирования. Поскольку Иркутская область как субъект РФ — получатель федеральных средств, мэрия обратилась к губернатору и в правительство региона. В итоге городу дополнительно выделили 168 млн рублей. Так, благодаря сотрудничеству с исполнительной властью нашей области и экономии во время проведения торгов, в этом году за меньшие средства удалось отремонтировать в Иркутске большее число объектов и улучшить качество дорожного покрытия.

Алексей Буренин

Фото Валентина Карпова

ЕЩЕ ОДНА ЭКОНОМИЯ

В этом году в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» изначально планировалось благоустроить 15 общественных пространств. По итогам конкурсных процедур была получена экономия в 54 млн и появилась возможность дополнительно реализовать еще два проекта.

СКОЛЬКО ВЕРЕВОЧКЕ НИ ВИТЬСЯ…

В Иркутской области в мае 2021 года были возбуждены уголовные дела об ограничении конкуренции на рынке дорожного строительства. Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области во взаимодействии с коллегами из регионального Управления ФСБ России и Антимонопольной службы Приангарья выявили факты заключения незаконных антиконкурентных соглашений.

По данным следствия, бывший директор МУП «ИркутскАвтодор» (руководил предприятием с 2015 года до мая 2020 года) в нарушение законодательства заключил с рядом местных предпринимателей ограничивающее конкуренцию картельное соглашение, чтобы поддержать цены на торгах при проведении электронных аукционов.

В результате муниципальное предприятие добилось победы на аукционе и заключило несколько контрактов на выполнение работ по ремонту автодорог в Иркутске. Сумма извлеченного незаконным способом дохода превысила 840 млн рублей.

В результате обысков в офисах и по месту жительства подозреваемых были изъяты документы, имеющие значение для следствия.

Мэр Иркутск  Руслан Болотов: «Моя жесткая позиция: ни один дорожный объект не будет принят без заключения независимого строительного контроля. Все взимаемые штрафы и пени возвращаем в бюджет и перераспределяем на ремонт дополнительных дорожных участков».

Можно долго рассуждать об эффективности различных решений, считать деньги, кивать на опыт соседей — в общем, заниматься «диванной аналитикой», как саркастично сейчас называют доморощенных «экспертов во всех сферах жизни». Но мы в редакции «Иркутска» предпочитаем факты и наглядные доказательства. На фото нашего репортера — улица Ударника: так она выглядит прямо сейчас, потому что на ней только что начался ремонт. Ремонт, который запланирован в документах на 2024 год. Но ждать три года не придется: благодаря прозрачности торгов, которую городская власть сделала основополагающим принципом своей работы, сэкономленные деньги дали возможность отремонтировать улицу Ударника уже в сентябре 2021 года

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио