Техосмотр – 2021: я знаю, что я ничего не знаю

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #43 (1030) от 12 ноября 2021

Журналист «Иркутска», чтобы разобраться во всех деталях, отправилась получать полис ОСАГО. Раньше для этого требовалось предъявить действующую диагностическую карту — без технического осмотра страховой полис владельцу автомобиля не выдавался. Но в этом году вопрос прохождения ТО превратился в запутанную историю.

История вопроса

Дискуссии о том, нужно ли владельцам личных автомобилей проводить их техосмотр и предъявлять диагностическую карту при оформлении страхового полиса ОСАГО, велись весь прошлый год. Поначалу предполагалось, что перемены коснутся только места проведения ТО: право на него предоставлялось исключительно специальным сертифицированным центрам, где есть необходимое оборудование — тормозной стенд, газоанализатор, течеискатель, шумомер, измеритель светопропускания стекол, комплект для фотофиксации и еще много чего.

Затем выяснилось, что центров, готовых проводить ТО на таком уровне, в стране недостаточно, и когда туда устремятся миллионы российских автолюбителей, возникнет коллапс. Дальше началась путаница. Чтобы не допустить очередей, появилось новая инициатива: каждый водитель сам себе техосмотр. Надо просто сфотографировать машину с различных ракурсов и направить эти фото в сертифицированный центр. Вопрос: «Что будет дальше?» — быстро попал в разряд риторических. Для прояснения ситуации решили взять паузу и продлить действующие диагностические карты до 1 октября 2021 года.

Арифметическая задача для автовладельцев

По логике вещей, те, у кого до 1 октября закончился срок действия диагностической карты, должны были поехать за новой. Но и здесь все оказалось непросто. Если карта перестала быть действительной в период с 1 апреля по 1 октября 2021 года, то мораторий продлевается еще на шесть месяцев. Когда именно закончится этот срок, надо считать самостоятельно. Например, владельцу,  чей автомобиль был выпущен менее 10 лет назад (ТО для машины этого возраста — раз в два года) и прошел техосмотр 30 сентября 2019 года, повезло. Вместо положенных по закону двух лет его диагностическая карта будет действовать два с половиной года. А вот тем, кто получил документ о прохождении ТО на день позднее — 1 октября 2019 года, уже пора было съездить к специалистам и получить новую карту. И сделать это надо обязательно, поскольку законодательно пока техосмотр никто не отменял. А для такси, автобусов и машин, перевозящих грузы, его отменять и вовсе не планируется. Речь идет только о личных автомобилях и мотоциклах.

Полис ОСАГО без техосмотра

После разговора с представителями сферы автострахования, ГИБДД, Союза автомобилистов Сибири, сертифицированного центра техобслуживания удалось выяснить, что после 22 августа 2021 года полис ОСАГО автолюбитель вправе получить без предъявления диагностической карты. Собственно, это и есть единственное реальное нововведение на текущий момент. На стоимости «автогражданки» оно никак не отразилось.

По словам главы Союза автомобилистов Сибири Алексея Шабанова, ясность с прохождением техосмотра должна быть внесена Госдумой РФ до конца 2021 года.

— Пока, действительно, не очень понятно, что и как. Инициатива по отмене прохождения технического осмотра для личного автотранс­порта есть, но законодательно она не оформлена, — поясняет Алексей Шабанов. — Полис ОСАГО получить без техосмотра уже можно. Но как повлияет отсутствие диагностической карты на выплаты в случае ДТП и будут ли действовать штрафные санкции для тех, кто не прошел техосмотр, — эти вопросы остаются открытыми.

Действительно, на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) сообщается: «Процедура технического осмотра может оказаться необязательной для физических лиц уже до конца текущего года. Такой законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную думу в середине сентября. Исключением станут ситуации, когда автомобили и мотоциклы старше четырех лет необходимо поставить на учет, внести изменения в конструкцию либо осуществить замену основных компонентов».

Штраф, штраф  и еще раз штраф

Что касается штрафов за непрохождение ТО, то с ними пока тоже нет никакой ясности. Видеокамеры на данный момент не могут фиксировать такие автомобили, а сотрудники ГИБДД не вправе потребовать диагностическую карту у водителя, так как она не входит в перечень документов, обязательных для проверки. При этом теоретически, в соответствии с КоАП РФ, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, полагается штраф от 500 до 800 рублей.

Госдума только начала рассматривать детали нового законопроекта о том, нужен или не нужен ТО, а РСА уже предупреждает автовладельцев, что «с 1 марта 2022 года при отсутствии техосмотра штраф возрастет до 2000 рублей». И поступать такие постановления, как следует из сообщения на сайте Российского союза автостраховщиков, будут автоматически один раз в сутки с камер видеонаблюдения.

Эту информацию подтвердили мне и сотрудники одного из иркутских сертифицированных центров ТО. Я решила отправиться туда сразу после прочтения о штрафах, не дожидаясь 1 марта, когда на техосмотр выстроятся огромные очереди.

— Пока особого ажиотажа нет. Многие еще не поняли, что если автомобиль не прошел ТО, где по новым правилам обязательно проводится фотофиксация, это значит, он не попал в базу данных комплексов видео­наблюдения, которые установлены на дорогах, — объяснил мне специалист центра Максим. — А если его там нет, значит, ждите штраф. Проехали мимо камеры сегодня — минус две тысячи рублей, завтра — еще минус две тысячи, и так пока не пройдете техосмотр.

Полис есть,  а гарантий нет

Кроме этого аргумента в пользу прохождения техосмотра, есть еще один, не менее весомый. В страховой компании, где я оформляла «автогражданку», пояснили, что полис ОСАГО не гарантирует выплат, если выяснится, что у владельца нет документа о прохождении ТО, а причиной ДТП стала неисправность автомобиля. И хотя, по данным РСА, техническая экспертиза признает таковыми менее 0,2 % аварий, риск попасть в эту статистику, а потом доказывать в суде, кто прав, а кто виноват, все-таки есть.

Стоимость техосмотра в настоящий момент составляет в Иркутске одну тысячу рублей. Если опасения о введении штрафов за отсутствие ТО окажутся реальностью, то лучше все-таки его пройти. Да и ездить на исправном автомобиле куда спокойнее.

Сколько ждут обещанного

Размышляя о том, может ли ТО стать необязательным для физлиц уже до конца 2021 года, многие эксперты отвечают утвердительно. Комитет Государственной думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры до конца октября принимал отзывы, предложения и замечания, касающиеся законопроекта. В ноябре депутаты приступили к его рассмотрению в первом чтении.

Нина Александрова

P. S. Депутаты Госдумы 9 ноября в первом чтении приняли законопроект об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта. В случае окончательного принятия проекта и вступления его в силу от обязательного техосмотра освобождаются «легковые автомобили и мототранспортные средства», принадлежащие гражданам и «используемые ими исключительно в личных целях». Законопроект не распространяется на автобусы, грузовики массой более 3,5 тонны, такси, а также на личный автотранспорт, используемый в служебных целях. Техосмотр будет необходим при постановке автомобиля на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов.

ЧТО ДУМАЮТ АВТОМОБИЛИСТЫ  О ПРОХОЖДЕНИИ ТЕХОСМОТРА

Журнал «За рулем» в начале октября опросил более двух тысяч респондентов, чтобы выяснить, собираются ли они проходить техосмотр до того момента, когда Госдума примет окончательное решение

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио