Спикер думы Иркутска обсудил на рабочих встречах каким будет внешний облик памятника авиастроителям

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #14 (1059) от 15 апреля 2022

В марте на заседании думы депутаты совместно с сотрудниками администрации города поддержали предложение установить памятник известным авиаконструкторам из Иркутска — Михаилу Милю и Николаю Камову. Чтобы обсудить детали, председатель представительного органа Евгений Стекачев встретился с руководителем Иркутской региональной экологической общественной организации «Глубина Байкала» Александром Красовским, который высказал эту идею год назад.

Главными вопросами встречи были внешний облик монумента и его местоположение. Среди предлагаемых участков для размещения памятника были предложены скверы у аэропорта или 300-летия Иркутска в Лисихе.

— Сейчас главное — это определиться со скульптором, композицией и начать реализовывать проект. Тем более государственная корпорация «Ростех» выступила с готовностью выделить денежные средства. В наших планах возвести данный памятник уже в этом году, чтобы успеть к 120-летию Николая Камова. Поэтому необходимо быстро совместно решать все возникающие вопросы, — прокомментировал Евгений Стекачев.

Изначально руководитель общественной организации Александр Красовский в 2020 году планировал увековечить двух авиаконструкторов за счет личных средств, однако из-за сложной эпидемиологической обстановки сделать это не удалось. После чего идею представили 17 февраля 2021 года на площадке Общественной палаты Иркутской области, где она получила одобрение. Тогда за эскиз памятника была готова взяться автор скульптуры «Бабр» Наталья Бакут. Кроме того, дочь конструктора Надежда Миль также выступала за увековечение известных конструкторов и в прошлом году направила в адрес губернатора области, мэра и директора аэропорта Иркутска обращение с просьбой поддержать проект создания скульптурной группы.

Депутаты думы обратились к мэру Иркутска Руслану Болотову с просьбой рекомендовать комиссии по городской топонимике рассмотреть на своем заседании вопрос об увековечении известных авиаконструкторов в областном центре. – Два великих авиаконструктора, чьи имена неразрывно связаны с Иркутском: Николай Камов и Михаил Миль – должны быть увековечены. Считаю, что необходимо создать парковую территорию и разместить памятник в честь легендарных изобретателей. Кстати, первый вертолет Камова назывался «Иркутянин». Важно сохранять память о выдающихся земляках, передавать ее молодому поколению, – подчеркнул Руслан Болотов.

— Тема не новая, мы неоднократно обсуждали ее на заседаниях комиссии по топонимике. У нас есть, и давно, улицы Камова и Миля, но, к сожалению, они не очень видные и расположены далеко. Но в городской топонимике имена есть, мемориальные доски на домах, где они жили, идут и научные исследования, — прокомментировал председатель комиссии при администрации Иркутска по городской топонимике и увековечению известных в городе людей и событий Александр Гимельштейн. — Я приветствую предложение о возведении памятника конструкторам в городе. Эту тему также поднимали около пяти лет назад, были даже предварительные разговоры с концерном «Вертолеты России». Но, к сожалению, из-за малой активности органов власти вопрос так и не решили.

Также Александр Владимирович отметил, что хорошим решением было бы возвести не портретный памятник, а связанный с вертолетостроением, потому что Михаил Миль и Николай Камов сотрудничали друг с другом и родились в одном городе, но при этом они два разных конструктора, не соавторы.

Напомним, конструкторское бюро Михаила Миля выпустило вертолет Ми 1, который стал первым советским серийным, а Ми 2 уже было выпущено более 5,4 тысячи единиц. Вертолет Ми 8, разработанный в начале 1960-х, входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. А боевой Ми 24 прошел через все современные войны — от Афганистана до Сирии. Бюро Николая Камова специализируется на вертолетах с соосной схемой несущих винтов. Считается, что именно Николай Камов придумал слово «вертолет», соединив «вертится» и «летает», и ввел в оборот, заменив устаревшее название «геликоптер». Первый аппарат, поднявшийся в воздух в 1948 году, назывался «Иркутянин».

Диана Ивчик

Фото автора

Вопрос о возведении памятника авиаконструкторам Михаилу Милю и Николаю Камову обсуждался не один год на разных площадках. В этом году к реализации проекта подключились дума и администрация года. В планах возвести скульптурную группу уже в текущем году

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио