Снова в школу: новый учебный год планируют начать в традиционном формате 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #28 (966) от 22 июля 2020

Четвертая четверть прошедшего учебного года стала настоящим экзаменом для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей. Пандемия коронавируса заставила опустеть школьные коридоры, а квартиры превратила в классы. Как начнется новый учебный год и стоит ли опасаться дистанционного формата?

По словам руководителя аппарата детского омбудсмена Иркутской области Татьяны Афанасьевой, родители очень обеспокоены тем, что «дистанционка» может прочно войти в нашу жизнь и стать постоянной. В аппарат уполномоченного поступает вал обращений по этому поводу. Однако повода беспокоиться нет. Некоторые элементы в удаленном формате, возможно, останутся, но о тотальном переходе на него говорить не приходится — как минимум из-за того, что не все школы готовы в материально-техническом плане обеспечить детей качественным и доступным образованием, как того требует закон.

— Хочу официально заявить, что задачи перейти на дистанционное обучение не стоит, — отметила заместитель министра образования Иркутской области Наталья Черных. — Кроме того, федеральный закон об образовании четко определяет, что в этом процессе должна быть задействована высокотехнологичная аппаратура, используемая в основном в вузах или на курсах профессиональной переподготовки. Неправильно говорить, что в Иркутской области реализовывалось дистанционное образование. У нас было организовано удаленное обучение с применением дистанционных технологий.

Заместитель министра отметила, что в законе об образовании закреплены все возможные формы обучения. Дистанционного формата в нем нет и вносить изменения в этот документ, определяющий, как организовывать обучение, не собираются. Поэтому у родителей нет причин переживать.

Министерство образования ориентировано на то, что новый учебный год начнется в традиционном формате. Это произойдет, если ситуация с коронавирусом изменится и в Иркутской области отменят режим самоизоляции, который в первую очередь распространяется на группы риска, куда входят дети.

Впрочем, и позитивный сценарий будет реализовываться с оговорками, а вернее, с учетом санитарных правил, утвержденных Роспотребнадзором до конца 2020 года. Так, традиционных торжественных общешкольных линеек не будет. Хотя небольшие праздничные мероприятия для учащихся, конечно, можно будет провести, но только в своем кабинете со своим классным руководителем. Кроме того, практику начальной школы, где за каждым классом закреплен один кабинет, распространят на среднее и старшее звено. Исключением станут уроки химии и физики, поскольку эти занятия предполагают работу с оборудованием, которое нельзя перенести из одного кабинета в другой. Более подробные методические рекомендации и детальная проработка организации учебного процесса станут известны в августе, когда закончится основная волна проведения ЕГЭ. Сами экзамены проводятся сейчас в соответствии со строгими мерами безопасности.

— Прежде всего, это соблюдение дистанции: создается посекундный график прохождения по пункту приема экзаменов (ППЭ). Дети нигде не останавливаются. На входе у них измеряют температуру, потом организаторы сразу провожают их на места в аудиториях, — рассказала Наталья Черных. — Некоторые руководители ППЭ заявляют, что этот подход нужно сохранить и в будущем, настолько такая система им приглянулась. Нет столпотворения, дети, как ручейки, расходятся по аудиториям. Помогает и наличие рециркуляторов в кабинетах. Думаю, что некоторые методы, выработанные в этот сложный период, останутся с нами и в дальнейшем.

Касается это не только мер безопасности. По словам Натальи Черных, сейчас на федеральном уровне обсуждаются лучшие практики организации обучения в удаленном формате, и у школ есть возможность использовать его элементы. Ничего предосудительного в этом нет, это те же инновации, которые внедряются в систему общего образования. Но решать, внедрять их или нет, может только руководство конкретного учреждения с согласования родителей и педагогического коллектива.

— Дистанционные технологии, на мой взгляд, можно было бы применять для факультативов, там, где нет большой практической части. Это могло бы разгрузить ребенка с точки зрения пребывания в школе и способствовать возможности перехода на пятидневку, — отметила представитель Минобразования Иркутской области.

Также она отметила, что некоторые элементы дистанционного обучения хорошо показали себя в приложении к дополнительному образованию. За тот период, что люди сидели дома на самоизоляции, у Домов творчества резко выросло число подписчиков на страницах в социальных сетях. Дети искали, например, уроки по обучению игре на гитаре, приготовлению блинов, рукоделию и тому подобное. Это значит, что они не просто сидят в интернете, но и перевели появившуюся свободу в конструктивное созидательное русло.

Тем не менее ничто не заменит живого общения учителя и ученика. Столь нестандартное завершение учебного года это ярко показало. Ведь школа — это не только уроки и знания, но и воспитание детей.

— Если учебный процесс удалось более или менее организовать, то профилактическая работа сильно просела, — говорит Татьяна Афанасьева. — Учителя лишись возможность работать индивидуально с каждым ребенком, отслеживать его поведение и настроение, а без этого невозможно скорректировать какие-то проблемные моменты. Поэтому педагоги стремятся к привычному формату. Да и очень многие школьники сами признают: домашнее обучение несравнимо с учебой в школе.

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио