«Сказание о святом Александре Невском» представляет зрителям Иркутский театр народной драмы

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #4 (1040) от 4 февраля 2022

Иркутский театр народной драмы подготовил к показу новый спектакль — «Сказание о святом Александре Невском». Его премьера состоится 6 и 12 февраля в 14.00. По словам заслуженного артиста России Михаила Корнева, для театра спектакль знаковый, поэтому коллектив с волнением ждет премьерных показов. За репетицией постановки и работой мастеров, которые изготовили для актеров исторически точные копии древнерусских доспехов и оружия, наблюдали репортеры газеты «Иркутск».

ДОСПЕХИ ДЛЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

В мастерской театра за работой мы застали сразу трех ведущих актеров — Вадима Семенова, Вадима Дейнеко и Калиника Семенова. Всюду на столах — инструменты, красочные книги, рассказывающие об истории оружейного дела на Руси, уже готовые воинские доспехи: шлемы, кольчуги, наручи (защитные пластины, закрывающие плечи). Стоит отметить, что костюмы в спектаклях Иркутского театра народной драмы всегда восхищают красотой и максимальной приближенностью к историческому оригиналу. Наше внимание сразу привлек шлем из стали, украшенный латунным орнаментом — настоящее произведение искусства. Как пояснил директор и главный режиссер театра народной драмы Михаил Корнев, изучение исторического костюма и его возрождение — это часть миссии театра, поэтому в создание визуального образа героев спектакля здесь вкладывают и труд, и душу.

— Доспехи, особенно княжеские, на Руси делали мастера высокого класса, — рассказывает Вадим Семенов. — Процесс этот был небыстрый и трудоемкий, начиная от добычи и выплавки руды и заканчивая нанесением позолоты или серебрением. В XI–XII веках уже умели украшать изделия сканью — узором из скрученных металлических нитей, а также широко использовали травление металлов кислотой. Шлемы — это вообще отдельная история. Самые дорогие образцы обтягивали золотыми листами, покрывали тончайшей гравировкой и чеканкой. Некоторые шлемы, найденные археологами, до сих пор считаются художественными шедеврами.

Шлем, сделанный в мастерской театра для Калиника Семенова, исполнителя роли Александра Невского, золотом, конечно, не украшали, но созданные на латуни методом художественного травления узоры тоже впечатляют. Шлем мастера создавали больше четырех месяцев. Сейчас в работе второй такой — для исполнителя роли князя Андрея Павла Дейнеко. Не меньше труда требуют и «сотканные» из тысяч металлических колечек кольчуги.

— Метод тот же, что десять веков назад, щипцы в руки — и вперед. Мало того что кольцо надо было выковать и зажать, тогда каждое для большей прочности еще и проклепывали, — продолжает Вадим Семенов. — Можно сказать, что у наших дружинников, поскольку они практически беспрерывно воевали и с Востоком, и с Западом, доспехи были универсальные — нечто среднее между тяжелыми тевтонскими и легкими азиатскими, сделанными из кожи. Азиаты в бою использовали главным образом сабли и луки, тевтонцы — мечи, арбалеты, огромные копья, метательные орудия. В тяжелых доспехах с ордынцами не повоюешь, они тебя просто сметут. А против рыцарей не устоишь в кожаной защите.

Но даже при этой вынужденной «оптимизации» русский дружинник надевал на себя перед боем около 30 килограммов железа. Конечно, было интересно, как чувствует себя на сцене в княжеских доспехах исполнитель главной роли.

— Во времена Александра Невского для людей это было нормой. Современному человеку с непривычки, конечно, тяжело. Пока не обживешься, пока не приладишься — очень устаешь. Но зато, когда облачаешься в такой доспех, ощущаешь себя совсем по-иному — духовно наполненным, — ответил Калиник Семенов.

Наши воины в битвах в основном использовали клинковое оружие. Для актеров в мастерской театра делают безопасные стальные мечи, рукояти которых украсили узорами, а также кожаные ножны с орнаментом, характерным для периода княжения Александра Невского.

По словам автора пьесы «Сказание о святом Александре Невском» и режиссера-постановщика спектакля Михаила Корнева, перед коллективом ставилась задача максимально воссоздать для зрителей колорит эпохи Древней Руси.

СОЕДИНИТЬ СВЯТОСТЬ, ВЛАСТЬ И ВОИНСТВО

Представить спектакль зрителям Михаил Корнев планировал в 2021 году, когда в России праздновался 800-летний юбилей святого благоверного князя Александра Невского. Но из-за пандемии коронавируса постановку удалось завершить только к декабрю. Тогда его посмотрел митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан, который высоко оценил работу коллектива, подчеркнув, что театру удалось достойно показать житие святого князя Александра Невского в таком непростом жанре, как сказание.

— Я долго шел к этой работе. Изучил практически весь исторический материал о жизни Александра Невского. И моя позиция однозначная — это тот человек, который заложил основу русской государственности. Он начал прекращать смуту, положив конец братоубийственным войнам, объединять князей, причем в тяжелейших условиях, когда на Русь наступали очень сильные противники и с Запада, и с Востока, — рассказывает Михаил Георгиевич. — Одним нужно было лишить нас души — православной веры, а другим — кошелька, то есть материальных богатств.

Неокрепшему, раздираемому междоусобицами Отечеству удалось тогда сохраниться и встать с колен. Возможно ли сделать такое волей одного человека? Отвечая на этот вопрос, автор ставит во главу повествования преданность князя православной вере. Он утверждает, что только в единении с Богом, при его помощи и наставлении Невский смог стать тем, кем он стал.

— Эта постановка посвящена не только великому русскому воину, политику и талантливому дипломату, но прежде всего молитвеннику. Невский с младых ногтей воспитывался в православной вере. Его отец и мать были людьми набожными, и вместе с воинским искусством мальчик очень рано начал постигать азы православия, — поясняет Михаил Корнев. — Молитвенное состояние, то есть постоянная связь с Богом, для него было таким же естественным, как для нас дышать.

Чтобы показать это, автор выбирает для повествования разные эпизоды жизни святого благоверного князя и представляет их зрителю в жанре сказания, что позволяет не выстраивать события в хронологическом порядке. Невский, возвращаясь из Орды, останавливается в степи и вспоминает жизненные моменты, когда вера его так или иначе подвергалась испытанию или когда Божий промысел помогал найти ему верное решение очень трудной задачи. В частности, ключевыми сюжетами спектакля стали поход Александра Невского в стан хана Батыя и его противостояние со шведами на Неве, когда молодой русский князь малыми силами победил сильного и многочисленного врага.

Среди действующих лиц спектакля — шведский военачальник Биргер (Вадим Семенов), жена Батыя Боракчин-хатун (Алла Волокитина), соратники Невского Гаврило Олексич (заслуженный артист России Вадим Дейнеко) и Сбыслав Якунович (заслуженный артист России Юрий Жигарьков), посланник папы римского (Евгений Лыткин), жрецы хана Батыя (Анастасия Семенова, Анастасия Кузнецова, Анна Сороковикова, Анастасия Гуличева). В сопровождающих спектакль видеокартинах ярко представлены виды храма Святой Софии, Копорья, Золотой Орды, а также массовые сцены Ледового побоища и Невской битвы. Все это снималось на сцене театра, затем оцифровывалось и монтировалось специалистами коллектива.

Работая над созданием образа главного героя, Калиник Семенов отмечает, что сам по себе образ Александра Невского очень сложный. Он соединяет, казалось бы, несоединимое — святость, власть и воинство. Трудность заключается еще и в том, что в спектакле часто используется церковнославянский язык, на котором испокон веков на Руси ведется богослужение, звучат тексты из Евангелия и Псалтыри.

Спектакль потребует и от зрителя душевной работы, знаний отечественной истории и ее осмысления.

Нина Воронина

Фото Валентина Карпова и Иркутского театра народной драмы

На фото — финальная сцена спектакля. Доспехи для главного героя и его соратников создавали в мастерской театра. «Когда облачаешься в такой доспех, ощущаешь себя совсем по-иному — духовно наполненным», — рассказал исполнитель роли Александра Невского Калиник Семенов

Все актеры театра — по совместительству мастера оружейного дела. Исполнитель роли шведского военачальника Биргера Вадим Семенов (фото справа) и исполнитель роли соратника Невского Гаврило Олексич Вадим Дейнеко за работой над шлемом для исполнителя роли брата Александра Невского Андрея Ярославовича

Этот шлем для исполнителя роли Александра Невского делали в мастерской четыре месяца. Золотом, как это практиковалось в XIII веке, его, конечно, не украшали, но созданные на латуни методом художественного травления узоры тоже впечатляют

Такая кольчуга, созданная в мастерской театра, весит около 10 килограммов. При полном облачении в доспехи русский дружинник становился тяжелее на 30-35 килограммов

Чтобы создать костюмы максимально приближенные к оригиналам эпохи Александра Невского, необходимо было изучить способы изготовления оружия XIII века на Руси

Сцена приезда Александра Невского в Орду на встречу с ханом Батыем

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио