Символ единства фронта и тыла: о танковой колонне «Иркутский комсомолец», построенной в столице Приангарья

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #33 (971) от 26 августа 2020

Второго июля указом президента РФ Иркутску в числе двадцати российских городов было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». На страницах нашего издания мы продолжаем рассказывать о подвигах иркутян в тылу в годы Великой Отечественной войны. В выпуске № 31 от 13 августа речь шла о том, как горожане сдавали деньги и ценные вещи на укрепление обороны Родины. Но самым ценным подарком, который наши земляки сделали фронту, стала танковая колонна «Иркутский комсомолец».

Подарок к Первомаю 

В Иркутске на пересечении улиц Декабрьских Событий и Советской стоит памятник, который хорошо известен каждому жителю города. Это танк Т-34, на башне которого написано «Иркутский комсомолец». Он был установлен на этом месте ко Дню Победы в 1967 году в память о трудовом подвиге жителей Иркутской области во время Великой Отечественной войны. В формуляре танка Т-34-85 № 4100885, ставшего монументом, значилось: «Машина выпуска военного времени, участвовала в боях и сражениях в годы Великой Отечественной войны в 1944–1945 гг. под городами Ковель, Люблин, Вроцлав и другими. Закончила путь в Праге в мае 1945 г. Прошла более 10 тыс. км, а в послевоенный период — 4424 км. Имеет три пробоины от снарядов. Старый формуляр сгорел в машине. Данный формуляр заведен по выпуску из капремонта в 1964 г. воинской частью п/п П75094. Начальник ОТК Сергеев».

Средства на строительство танков для фронта собирали в годы войны жители всей области, но начало этого грандиозного дела было положено комсомольцами завода имени Куйбышева. 16 ноября 1941 года они организовали воскресник, а заработок — три тысячи рублей — направили на строительство военной техники.

Пленум Иркутского обкома ВЛКСМ поддержал инициативу «куйбышевцев» и призвал всех комсомольцев последовать их примеру. Через неделю состоялся уже областной молодежный воскресник. Сумма взносов на счете в госбанке росла с каждым днем: менее чем за полгода, к 24 апреля 1942 г., было собрано 2 миллиона 840 тысяч рублей. Комсомольцы Иркутского авиационного завода имени Сталина взялись изготовить на эти деньги танки собственными силами, не снижая при этом план выпуска боевых самолетов.

Еще до войны в Иркутске рядом с авиационным был построен авторемонтный завод. В 1941 году он был переориентирован на выпуск самолетных агрегатов. Однако здесь оставалось довоенное оборудование, задел запасных частей из ремонтного фонда, а также чертежи танков БТ-5 и Т-26. Эти боевые машины в начале войны считались лучшими. БТ-5 — легкий колесно-гусеничный танк с мощным вооружением — обладал высокой проходимостью. На нем можно было преодолевать серьезные препятствия, включая минно-взрывные заграждения. Т-26 предназначался для поддержки пехоты в стрелковых соединениях. Машина отличалась легкостью управления и не требовала серьезного ухода. Оба танка были рассчитаны на экипаж из трех человек. Но при этом они значительно разнились по мощности двигателя и скорости передвижения. Т-26, имея двигатель в 97 лошадиных сил, передвигался с максимальной скоростью 30 километров в час, а БТ-5, имевший 400 «лошадей», мог развивать скорость до 72 километров в час.

В сборке танков принимали участие молодые рабочие, отслужившие в танковых войсках, а также специалисты, ранее трудившиеся на танковых заводах. Работа была напряженной, часто бывало, что бригады сутками не выходили с завода и спали тут же, в танках. Сборка задерживалась из-за отсутствия многих деталей, их приобретали на складах воинских частей Забайкальского военного округа, где хранилась боевая техника, поврежденная в боях на Халхин-Голе, а также в Улан-Удэ и Омске. Какие-то детали изготавливали заново в механических цехах авиационного завода. Первые ходовые испытания удались уже в феврале 1942 года.

В середине апреля танковая колонна из восьми боевых машин была готова к отправке на фронт. Два танка Т-26 и шесть танков БТ-5, собранных в Иркутске, были включены в состав эшелона с подарками к Первому мая от жителей Приангарья бойцам Западного фронта. На башнях семи боевых машин белой краской было написано «Иркутский комсомолец», а на одном «Зоя Космодемьянская». Поезд шел до Москвы больше 20 дней — станции на всем пути были забиты вагонами.

Танки иркутяне передали 206-му запасному стрелковому полку, которым командовал подполковник Давид Василевский. Это было одно из первых в стране вручений боевой техники фронтовикам. Еще четыре танка первой колонны были вручены в ноябре 1942 года воинам 7-й армии, державшим оборону в Карелии, на реке Свирь.

Вклад иркутян в разгром фашистов 

После постройки первой танковой колонны сбор средств на строительство боевых машин продолжился с еще большим энтузиазмом. Вторая танковая колонна «Иркутский комсомолец», состоявшая из 32 танков Т-34 и 2 танков Т-70, была передана 237-му танковому полку накануне битвы под Курском. На ее постройку в Фонд обороны от жителей Иркутской области поступило 12 миллионов 300 тысяч рублей. Но эти машины строились уже не в Иркутске, а на заводах Нижнего Тагила, куда был эвакуирован Харьковский тракторный завод.

Именно Т-34, установленный в Иркутске, стал со временем олицетворением побед советских танкистов на полях сражений Великой Отечественной войны. Найти после войны боевые машины, сделанные на Иркутском авиазаводе, оказалось непосильной задачей. И хотя стоящая на пьедестале машина не входила в колонну «Иркутский комсомолец», но она по праву может считаться символом общего вклада жителей Приангарья в разгром фашистов. Ведь всего за годы войны на средства наших земляков было построено шесть танковых колонн, в числе которых были танки «Иркутский пионер», «Сибиряк», «Иркутский колхозник», «Иркутский железнодорожник». А общая сумма сборов от жителей Приангарья на строительство боевой техники составила за годы войны 117 миллионов рублей.

На митинге в честь открытия памятника к 22-й годовщине Победы было много фронтовиков и тружеников тыла. На празднике присутствовал генерал-майор Давид Василевский, который командовал полком, получившим в подарок от иркутян первую танковую колонну.

Председатель горисполкома Николай Францевич Салацкий, открывая торжественный митинг, подчеркнул, что в суровые годы войны фронт и тыл были неразделимы и боевой танк «Иркутский комсомолец» — вечный символ этого единства.

За более чем полувековую историю танк-памятник «Иркутский комсомолец» однажды покинул свой пьедестал, что немало удивило горожан. Случилось это в 1983 году, когда поэт Евгений Евтушенко снимал в Иркутской области фильм «Детский сад». На последних кадрах киноленты, рассказывающей о том, как мальчик во время эвакуации живет в маленьком сибирском городке Зима у своей бабушки, запечатлен танк, отправляющийся на фронт. Так «Иркутский комсомолец» стал героем кинопроизведения, созданного нашим земляком, известным российским поэтом Евгением Евтушенко.

В 2014 году мемориал «Иркутский комсомолец» был закрыт на реставрацию. С него убрали слои старой краски, проржавевшие детали корпуса, заменили ящики для орудий и рундуки.

Каждый год в День Победы 9 Мая возле памятника «Иркутский комсомолец» проходят торжественные митинги, а от пьедестала, на котором установлен Т-34, начинает свое шествие «Бессмертный полк».

Фото Валентина Карпова

Материал подготовлен при содействии сотрудников Музея города Иркутска

Справка

Город трудовой доблести — почетное звание Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 1 марта 2020 года для увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны. Присваивается городам Российской Федерации, жители которых внесли значительный вклад в достижение Победы, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио