Шесть лет не повышали: с 15 июля стоимость проезда в муниципальном транспорте Иркутска увеличилась до 25 рублей

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #27 (1063) от 15 июля 2022

Об этом на пресс-конферен­ции во вторник, 12 июля, рассказали вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников, начальник отдела организации пассажирских перевозок комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Петр Плотников, депутат думы Иркутска Ростислав Белых, руководители МУП «Иркутскгортранс» и «Иркутскавтотранс» Сергей Майок и Алексей Колмаков. Они объяснили, что повышение цен связано с переходом на контрактную систему в сфере пассажирских перевозок — важный шаг по модернизации в сфере городского транспорта. В дальнейшем работа в этом направлении продолжится. В чем суть контрактной системы и что именно поменяется? В этом разбиралась корреспондент нашего еженедельника.

— Последнее увеличение до 15 рублей у нас произошло в 2016 году, — с таких слов начал пресс-конференцию Дмитрий Ружников. — Прошло уже шесть лет, а у нас не было ни корректировки на инфляцию, ни других повышений. Тариф, который оставался самым низким в России, конечно же, устарел. Мы в свою очередь к этому решению шли почти два с половиной года. Все это время искали способы урегулирования проблем в сфере иркутского городского транспорта. Провели основательный анализ, рассмотрели все возможные варианты и пришли к тому, с чего и начнем изменение транспортного планирования в городе.

В соответствии с федеральным законом 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров» в России существуют два способа, по которым можно предоставлять транспортные услуги населению, — брутто-контракты и контрактные закупки. Как пояснил Дмитрий Ружников, первая система самая удобная в условиях города: перевозчик на конкурсной основе получает от муниципалитета оплату за километр пробега (вне зависимости от того, сколько людей он перевезет), а все деньги, которые платят пассажиры, уходят в городскую казну.

— Это очень удобная схема, — подчеркнул вице-мэр. — Но есть у брутто-контрактов один минус — при их заключении бюджет берет на себя обязательства во всех непредвиденных случаях и коллапсах. А, например, пандемия коронавирусной инфекции показала, что коллапсы очень даже возможны! Те города — Тверь, Пермь, Новокузнецк, которые до 2020 года перешли на брутто-контракты, были вынуждены платить в два раза больше денег из бюджета, чем запланировали. Напомню, что в пандемию людям было запрещено ездить, в результате город не получал средств, но перевозчикам по договорам платил.

В итоге рисковать бюджетом Иркутска не стали, и администрация города выбрала второй способ организации пассажирских перевозок. В случае контрактных закупок любой маршрут общественного транспорта будет разыгрываться через конкурсную процедуру, а к перевозчикам, которые выйдут на конкурс, станут предъявлять определенные требования (начиная от состояния машин и заканчивая внешним видом водителей). Конкурсные процедуры в свою очередь проводятся в рамках 44-ФЗ и предполагают наличие конкурентной среды. В данном случае — одинаковой оплаты за проезд. В Иркутске новая система в части перевозок по регулируемому тарифу начинает действовать с 15 июля, соответственно и стоимость проезда в муниципальном транспорте вырастет в этот день.

— Размер тарифа был определен в ходе экспертизы, — говорит Дмитрий Ружников. — Несмотря на то что экономически обоснованная стоимость проезда значительно выше (50 рублей), новая цена утверждена с учетом доступности для горожан. При этом тариф, безусловно, скажется на улучшении ситуации с общественным транспортом в городе.

Как объясняет Дмитрий Олегович, на муниципальных транспортных предприятиях очень тяжелое положение, в том числе и по причине заморозки платы за проезд. При тарифе 15 рублей МУПы не могут предоставлять качественные услуги, отвечать за безопасность, развиваться и обновлять подвижной состав. Оба транспортных МУПа являются планово-убыточными, в связи с чем из бюджета города ежегодно выделяются субсидии на обеспечение их хозяйственной деятельности — это около шестисот миллионов рублей в год.

— Увеличивая стоимость до 25 рублей, мы не просто сокращаем бюджетные расходы, — добавляет вице-мэр. — Мы даем возможность перевести средства бюджета на другие статьи расхода. Например, мы можем приобретать новые автобусы и трамваи. За последние годы подвижной состав не обновлялся, сегодня износ транспорта более семидесяти процентов на всех предприятиях, поэтому число автобусов, трамваев и троллейбусов на маршрутах ниже, чем необходимо городу. Но уже сейчас администрация закупает в лизинг почти на миллиард рублей сорок новых автобусов. Это, конечно, не решит проблему в одночасье, но позволит нам сделать большой шаг к новому транспортному обслуживанию. Параллельно совместно с областным правительством мы подаем заявки на новые трамваи и троллейбусы.

Новые автобусы большого класса марки «НефАЗ», по словам директора МУП «Иркутскавтотранс» Алексея Колмакова, выйдут на улицы города уже в сентябре.

— Мэр Иркутска Руслан Болотов принял очень важное и своевременное решение, — уверен Алексей Колмаков. — Никогда еще за свою историю предприятие (а в 2026 году мы надеемся отпраздновать столетний юбилей) не получало такой большой партии новых автобусов! Если учесть, что сегодня девяносто процентов имеющихся подлежат списанию, важность такого решения сложно переоценить. Мы уже распределили их по маршрутам. Большая часть автобусов уйдет на большие магистральные маршруты, которые связывают районы города, другие будут курсировать до Ново-Ленино.

Приобретение нового транспорта и переход на контрактную систему — лишь первые шаги по улучшению сферы городского транспорта. Следующим этапом станет решение вопроса с дублируемостью маршрутов.

— Сейчас нужно, чтобы у новых муниципальных автобусов и троллейбусов была наполняемость, — подчеркнул Сергей Майок, директор МУП «Иркутскгортранс». — Пока пассажиропоток падает (с 2016 года — практически в три раза). С одной стороны, это связано с качеством (и мы будем это исправлять), а с другой — с тем, что в городе очень много маршрутов дублируется. Трамвай не успевает конкурировать с десятью коммерческими маршрутками, которые едут в том же направлении. Поэтому мы намерены работать с маршрутной сетью, делать ее более эффективной.

И комплексная работа по развитию маршрутной сети в Иркутске уже ведется. Совместно с сотрудниками научно-исследовательских институтов специалисты администрации рассчитывают пассажиропоток и проектируют новые дороги с выделенной полосой для транспорта.

— Мы стремимся к мировой тенденции, когда в крупных городах создается приоритетность общественного транспорта, — считает Ростислав Белых, депутат думы Иркутска. — Если мы сделаем услугу доступнее и качественнее, то воспользуется ею больше людей. Например, зимой часть автолюбителей уже не захотят греть свою машину на морозе, а предпочтут сесть в автобус, на котором по выделенной полосе доедут до работы гораздо быстрее и без нервотрепки. В результате это положительно скажется на экологии, уйдут частично пробки, переполненность улиц личным автотранспортом и так далее. Уверен, в течение двух-трех лет работа, которую мы начали сегодня, принесет плоды.

Спикеры напомнили также, что средний тариф по стране в общественном транспорте составляет 30–35 рублей. И в Иркутске повышение стоимости проезда не только откроет возможности для развития транспортной сферы, но и создаст более комфортные и безопасные условия при перевозке людей.

Марина Александрова

Фото Натальи Федотовой

ЦЕНЫ НА ПРОЕЗД В ДРУГИХ ГОРОДАХ

Москва — 61 руб.

Санкт-Петербург — 60 руб.

Казань — 36 руб.

Ангарск — 35 руб.

Самара — 35 руб.

Екатеринбург — 32 руб.

Оренбург — 30 руб.

Кузбасс — 30 руб.

Саратов — 30 руб.

Новосибирск — 26 руб.

Увеличение стоимости никак не отразится на количестве льготных проездов. Их число останется прежним.

«НАДО ПОВЫШАТЬ, ИНАЧЕ ЕЗДИТЬ НЕ НА ЧЕМ БУДЕТ»

На этой неделе мы спросили прохожих на улицах Иркутска: «А вы помните, когда в Иркутске в последний раз повышали цену на проезд в муниципальном транспорте?»

Светлана, домохозяйка:

— Мне кажется, уже очень давно! Последнее повышение было лет пять-шесть назад, но я тогда жила в Санкт-Петербурге. А в Иркутске и в то время проезд 15 рублей стоил. Даже в коммерческом транспорте подняли до 25 лишь в этом году, и то делали это постепенно. Считаю, что в современных реалиях плата за проезд до сих пор была очень низкой.

Владимир Владимирович, пенсионер:

— Да, помню. Потому что вчера новость прочитал. А до этого, конечно, не помнил и удивился, как давно это было. И сейчас такое повышение вполне обоснованно. Все дорожает. За шесть лет электричество несколько раз подорожало, а те же трамваи и троллейбусы ведь за счет него ездят. К тому же по сравнению с другими городами у нас несильно поднимают.

Маргарита Меркурьевна, пенсионерка:

— Я недавно приехала из Москвы, поэтому не могу вам ответить. А когда это было? Так давно? Ну надо же! В 2016 году я жила в Иркутске, но забыла про повышение из-за давности. Считаю, что это нормально. Понятно, что хочется ездить дешево, но ведь надо понимать, что все дорожает — запчасти, бензин. Теперь будем ждать повышения качества!

Игорь Матвеевич, пенсионер:

— Нет, не помню. Если в 2016-м — это уже очень давно! Даже удивительно: за шесть лет все подорожало (и продукты, и бензин), а цены на проезд не менялись! Конечно, надо повышать, иначе скоро не на чем ездить будет. Обслуживание транспорта ведь наверняка дорого стоит. Да, никому не хочется платить больше, но надо смотреть на вещи реально.

Анна, дефектолог:

— Очень хорошо помню! Это было в 2016 году, тогда с 12 рублей подняли до 15. Дело в том, что я в то время оканчивала школу и параллельно подрабатывала фасовщицей в супермаркете. Самостоятельно зарабатывала, чтобы помочь маме. Поэтому и запомнила.

С прохожими общалась Наталья Федотова.

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио