Реформа общественного транспорта в Иркутске повлечет за собой увеличение стоимости проезда

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #38 (1025) от 1 октября 2021

Недавно в социальных сетях появились слухи о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Иркутска. Спешим успокоить: в этом году цена останется прежней, по крайней мере в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах. Но в городе явно назрела реформа общественного транспорта, и в 2022 году начнется переход на новую модель — так называемые брутто-контракты. Как эта система уже преобразила общественный транспорт Перми и Твери, почему это будет выгодно коммерческим перевозчикам и поднимется ли в итоге стоимость проезда? С этими вопросами мы обратились к и. о. заместителя мэра — председателю комитета по экономике и стратегическому планированию Ивану Фоминых.

Сейчас в Иркутске самая низкая стоимость проезда в России — 15 рублей. И это не повод для гордости, как может показаться на первый взгляд. То, что тариф не индексировался с 2015 года, говорит о застое городского транспорта.

— С того времени официальная инфляция в стране составила 22 %, существенно подорожали автозапчасти, цена на газ выросла на 30 % только с начала 2021, а стоимость поездки в муниципальном транспорте по-прежнему 15 рублей, — замечает Иван Фоминых. — Оставаясь на таком уровне, она сдерживает повышение тарифа в коммерческом транспорте, что не всегда играет на руку городу.

Коммерческие перевозчики связаны с мэрией одним документом — свидетельством на маршрут, который не позволяет регулировать ни график движения, ни стоимость проезда, ни состояние транспортных средств. По сути, муниципальный тариф — это единственный рычаг влияния на «частников». В июле этого года маршрутчики пытались поднять цены на 5 рублей (25 рублей в дневное время и 30 в вечернее. — Прим. ред.). Путем переговоров решение удалось отложить.

— Мы договорились, что до конца года ни муниципальные предприятия, ни коммерческие перевозчики тариф поднимать не будут. Согласно Федеральному закону № 220, частники могут сами повышать цену поездки, предупреждая об этом администрацию города за 30 дней. Сейчас таких уведомлений у нас нет, — подчеркивает глава комитета экономики. — Но в администрации уже обсуждается повышение муниципального тарифа в 2022 году, поскольку финансовая ситуация и у коммерческих, и у муниципальных перевозчиков сегодня крайне плачевная.

По последним оценкам, на муниципальном предприятии «ИркутскАвтотранс» износ подвижного состава в 2022 году составит 83 %. То есть 163 автобуса из 190 нужно менять, на это требуется 1,8 млрд рублей. В МУП «ИркутскГортранс» для обновления подвижного состава необходимо 2,5 млрд рублей. Кроме того, 70 % контактной трамвайной сети (35 км из 50) требует капитального ремонта, стоимость каждого километра — 47 млн рублей. Итого еще 1,7 млрд рублей.

— У частных перевозчиков те же проблемы. Тормозные колодки с начала года подорожали на 25 %, лобовое стекло — вдвое, а им до 1 октября необходимо пройти ТО, которое предписывает в случае одной трещины менять все лобовое. На зарплаты водителям не хватает денег, они увольняются, поэтому перевозчики не могут выводить весь подвижной состав, — объясняет Иван Фоминых. — Отсюда и обострения проблемы, как случилось в середине сентября в Ново-Ленино, когда на линию вышло недостаточно автобусов № 65 и 66. Нам удалось договориться с перевозчиком, отрегулировать интервалы движения, мы в усиленном режиме следим за ситуацией. Но очевидно, что менять нужно всю систему общественного транспорта.

Понимание, как ее менять, уже есть. Иркутск в течение ближайших 2–3 лет должен перейти на брутто-контракты. То есть городская администрация закупает весь объем перево­зок у муниципальных и коммерческих транспортных предприятий. В этом случае перевозчики получают стабильный объем работы, городской бюджет — выручку от оплаты проезда, пассажиры — поездки по четкому расписанию и в комфортных условиях, но главное — обновленный подвижной состав, потому что такая система позволяет привлечь финансирование на обновление подвижного состава. Так в городе Пермь появились 500 новых автобусов!

— Механизм уже работает во многих городах. Почему перевозчикам выгодно заключать муниципальные контракты? Для них это большой период предсказуемого объема работы. Они будут обеспечены заказом на пять лет вперед независимо от выручки, поэтому исчезнет

необходимость гоняться за пассажиром. Кроме того, когда у предприятия есть долгосрочный контракт, финансовые институты спокойно выдают ему лизинг на покупку подвижного состава, а это влечет за собой обновление транспорта, — подчеркивает Иван Фоминых. — Администрация покупает у перевозчиков услугу и устанавливает свои условия. Например, в Москве, когда появились муниципальные контракты, требования к перевозчикам занимали сто листов и касались всего от внешнего вида водителя до технического состояния транспортных средств.

Но чтобы внедрить систему муниципальных контрактов, городу нужно представлять, какой объем пассажирских перевозок он будет покупать. Какие маршруты не востребованы, а какие переполнены? Сколько пересадок совершает иркутянин, добираясь из одного конца города в другой? Чтобы понять это, министерство транспорта Иркутской области начинает большое исследование по изучению пассажиропотока и построению оптимальной маршрутной сети. Она будет учитывать тариф на пересадку (которая может стать бесплатной), вечерний график движения, маятниковую миграцию (проект разрабатывается на всю агломерацию, включая Ангарск и Шелехов), введение единой транспортной платежной карты. Ориентировочно исследовательская работа будет завершена к июлю 2022 года. После этого можно будет переходить к системе муниципальных контрактов.

— У нас есть отличный пример Перми, где разработка новой маршрутной сети и переход на брутто-контракты заняли три года. В результате город приобрел 500 новых автобусов, аварийность с участием общественного транспорта снизилась в 1,5 раза, наладилось регулярное движение. Стоимость проезда при этом повысилась незначительно. Разовая поездка там сейчас стоит 26 рублей, а по транспортной карте — 21, — отмечает Иван Борисович. — Тариф в общественном транспорте — это то, вокруг чего крутится вся экономика и муниципальных, и коммерческих перевозчиков. В городе не может быть тарифа 15 рублей, иначе мы сами отодвигаем модернизацию транспорта на неопределенный срок. Мера явно непопулярная, но пересмотр тарифа неизбежен, если мы хотим получить приятный, регулярный и удобный городской транспорт.

Иван Фоминых подчеркивает, что при переходе на современную систему управления у города появляется больше шансов на финансирование извне. Так, сейчас Иркутск готовит заявку на включение в федеральную программу «Безопасные качественные дороги» по обновлению подвижного состава.

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова

«А ВЫ КАКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?»

Такой вопрос на этой неделе мы задавали прохожим на улицах города

Надежда, домохозяйка:

— По-разному. Трамвай мне не всегда удобен — остановки у него так расположены. Автобусные маршруты сподручнее, но мне не все автобусы нравятся. Если цены поднимут, на меня это никак не повлияет. Буду ездить на том, что удобнее в конкретный момент в зависимости от того, где окажусь.

Михаил, предприниматель:

— Езжу в основном на своей машине, но иногда приходится и на общественный транспорт пересаживаться. И тут уже все зависит от того, где я нахожусь и куда мне надо. До центра, например, быстрее на трамвае добираться. Особенно в час пик — без пробок. А если до Ново-Ленино, то тут только автобус, конечно.

Татьяна Федоровна, пенсионерка:

— Муниципальным. Он меня очень устраивает, потому что всегда можно расплатиться банковской картой. И экономия в пять рублей для меня, пенсионерки, имеет значение. Даже если повысят стоимость, все равно муниципальный транспорт дешевле будет.

Анастасия и Екатерина, студентки:

— Пешком предпочитаем. Но ездить приходится больше на трамваях. Но не потому, что они больше нравятся, а потому, что так удобнее: на трамвае проще на учебу добираться.

Виктория, риелтор:

— Маршрутками. Меньше всего езжу на трамваях, не люблю их — очень шумные. Даже по телефону поговорить нельзя. Что касается цены, то печально это, конечно. Но будем платить, сколько скажут.

С людьми на улицах Иркутска беседовала Наталья Федотова

Фото автора

ЦЕНЫ НА ПРОЕЗД В ДРУГИХ ГОРОДАХ

Москва — 55 руб.

Санкт-Петербург — 55 руб.

Ангарск — 30 руб.

Самара — 29 руб.

Оренбург — 28 руб.

Екатеринбург — от 28 руб.

Новосибирск — от 25 руб.

Кемерово — 22 руб.

Саратов — 23 руб.

ТРАНСПОРТ В ЦИФРАХ:

В Иркутске 43 коммерческих и 2 муниципальных перевозчика («Автотранс» и «Гортранс»)

Все вместе они обслуживают 76 маршрутов

Примерно 50 % автобусных перевозок выполняют частные перевозчики

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио