Пятнадцать «Москвичей» одного иркутянина

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #29 (1065) от 29 июля 2022

Иркутянину Никите Семенову всего 23 года, но через его в прямом смысле слова заботливые руки прошло уже 15 моделей «Москвича». Все их он восстанавливал из состояния разной степени «убитости» и ставил на ход. Благодаря своему увлечению Никита может починить в принципе любую машину — от полной переборки двигателя до приведения в порядок кузова и салона. Сейчас у него юбилейная, пятнадцатая по счету модель — ярко-желтый «Москвич 2140». Ну а самый первый автомобиль он восстановил, когда ему было всего 14 лет.

У каждого любителя «Москвичей» — своя история выбора именно этой марки. Есть она и у Никиты. «Москвич 2140» был первой машиной его старшего брата Сергея, который заменил ему в детстве отца. У них разница в 11 лет, и брат остается для нашего героя другом и авторитетом во всем. Первым автомобилем, за руль которого сел Никита, был как раз «Москвич» брата, на нем он и учился водить.

Когда Никите было 14, он увидел в ограде дома у знакомого «Москвич 412» без колес, который ржавел там и зарастал травой. Парень загорелся идеей починить его и вернуть к жизни. Владелец пошел ему навстречу — отдал машину бесплатно. И Никита взялся за дело. Он подрабатывал в шиномонтажной мастерской у знакомого, мыл машины. Все полученные деньги плюс те, что давала мама на проезд и обеды, тратил на покупку запчастей. Как чинить и что делать, подсказывал старший брат, автослесарь по профессии, так что услуги сервисов не понадобились. А мотивация у Никиты была мощная — он хотел приехать на свой школьный выпускной на отреставрированном «Москвиче» и таким образом привлечь внимание понравившейся девочки, ведь тогда ни у одного из его одноклассников автомобиля еще не было.

Всего через полгода машина была восстановлена, но на выпускной Никита на ней не поехал.

— У меня тогда не было водительских прав, их же выдают только после совершеннолетия, — объясняет он. — Брат мне сказал: разве стоит так рисковать? Если остановят сотрудники ГИБДД, то следующие пять лет ты права точно получить не сможешь. А в плане построения отношений автомобиль не показатель, лучше просто пообщаться, это гораздо важнее. Для меня это было серьезным аргументом. И девушка так ничего и не узнала.

Кстати, к выпускному Никита успел починить другую машину, а свой первый «Москвич» очень «выгодно» продал лучшему другу Роме — за 3 тысячи рублей, хотя на восстановление потратил 15.

— Я знал все плюсы и минусы своей машины, и минусов было достаточно, — говорит Никита. — Не хотел продавать ее постороннему человеку, который потом вспоминал бы меня недобрым словом при поломках. А Роме всегда готов был помочь, тем более в восстановлении он тоже участвовал и хорошо знал все нюансы состояния машины.

Вторым автомобилем Никиты стал зеленый «Москвич 2140». Когда он его выбирал, смотрел на состояние кузова, потому что любые проблемы с двигателем и запчастями его не пугали — под руководством брата он научился восстанавливать буквально все.

— У модели был модернизированный кузов, не такие фары, как у «Москвича 412», другая приборная панель, круглый спидометр, как у гоночного автомобиля, — перечисляет Никита. — И новая машина была после капитального ремонта, с вполне приличным состоянием кузова, то есть с ней не нужно было возиться так долго, как с первой.

После этого через руки Никиты Семенова «Москвичи» стали проходить конвейером: «Комби», 412, 2140, 2715. Он их покупал, восстанавливал и продавал. Можно сказать, вышел на профессиональный уровень, но при этом ему еще не было и 18. Появилась и новая мечта — купить иномарку, а для этого требовалась уже более серьезная сумма, а не 15–20 тысяч рублей, которые уходили на очередной «Москвич».

Казалось, что с таким увлечением Никита выберет профессию, связанную с машиностроением, но нет. После окончания девяти классов он поступил в Иркутский техникум индустрии питания и выучился на повара — хотел расширить свои компетенции и попробовать что-то другое, кроме автомобилей. По профессии потом, правда, никогда не работал, зато теперь прекрасно готовит, что в жизни тоже пригодится.

В 17 лет Никита пошел учиться в автошколу. Права, правда, получил, как и положено, только когда ему исполнилось 18.

— Я этого очень ждал, представлял, как выезжаю на своем «Москвиче» на центральную дорогу, чтобы люди увидели автомобиль, — вспоминает он. — Даже свой день рождения не отмечал, ждал, когда же наконец получу права. Это случилось через три дня после 18-летия.

Не обошлось и без печального опыта. Несколько лет назад Никите удалось приобрести «Москвич 2140» красивого синего цвета практически в идеальном состоянии, но прослужил он ему недолго.

— У машины был белый салон, я, когда его увидел, загорелся, подумал — тут даже восстанавливать ничего не надо, только хранить как зеницу ока. Думал, она в нашей семье надолго, — рассказывает Никита. — Поехали с друзьями на шашлыки, и не обратил внимания, как слишком разогнался по гравийке. Когда понял, что надо притормаживать, не вписался в поворот, и нас перевернуло несколько раз. Это было очень серьезное ДТП. Нас было четверо, и хорошо, что все оказались пристегнуты ремнями безопасности, никто не пострадал, и это, конечно, самое главное. Машина встала на правый бок, выбрались из нее кто как мог. Удивительно, я был в белой футболке — она даже не испачкалась. А вот автомобиль серьезно пострадал — крыша замялась, все боковые стекла выбило. Мы быстро поставили его на колеса, чтобы не произошло возгорания, я вытащил ключи зажигания, клему скинул с аккумулятора. Думал, что придется вызывать эвакуатор, но на всякий случай попробовал завести машину — и «Москвич» завелся и без проблем поехал. Тот есть все повреждения были только по кузову.

У Никиты был бежевый кузов от другого «Москвича 2140». Пришлось перенести все внутренности автомобиля, попавшего в ДТП, в этот кузов, так что все закончилось относительно хорошо. Покрасили его в необычный цвет — что-то среднее между голубым и синим. После этого случая Никита уже не гоняет, ему нравится более спокойная и безопасная езда.

Ну а следующей машиной стала иномарка, так Никита исполнил свою мечту — купил Mercedes-Benz Е класса 1998 года. Проездил на нем год и ушел в армию, в танковые войска. Выучился в Хабаровске на инструктора по вождению и боевой подготовке, затем продолжил службу в Благовещенске, где обучал курсантов водить танк и стрелять из него. И даже там наш герой продолжил заниматься восстановлением техники, только уже военной.

— Я туда очень вовремя попал: в болоте нашли старый Т 34, и я участвовал в его восстановлении. На День Победы танк проехал по главной улице Благовещенска, посмотреть на это приехали генералы со всей России, меня показали на одном из федеральных каналов. Мама увидела меня в новостях и очень гордилась. Мне даже дали медаль «За восстановление Т 34»! Ее вручил заместитель начальника Дальневосточного высшего общевойскового командного училища (именно там служил наш герой. — Прим. авт.) полковник Сергей Галушко.

После армии Никита работал экспедитором, а недавно устроился водителем в Иркутский государственный медицинский университет. Свой старый Mercedes-Benz сменил на кроссовер той же марки, но любовь к «Москвичам» не отпускает, и сейчас иркутянин владеет своей юбилейной, пятнадцатой моделью.

— Этот «Москвич 2140» купил два года назад у одного дедушки, он уже не мог им пользоваться по состоянию здоровья. Я тогда уже соскучился по «Москвичам», по езде на механике, потому что автомат для меня слишком легко, — говорит с улыбкой Никита. — Этот автомобиль у меня для души, когда его увидел, сразу понял — это мое, как-то в сердце отозвался. Уже позже случайно встретил внука бывшего владельца, он подошел и попросил посмотреть машину, сказал, что раньше ездил на ней. Потом выяснилось, что у них в гараже осталось много запчастей, и он мне их отдал. Такое тоже бывает! Так что у меня теперь полный набор комплектующих. Эту машину я берегу для выставок и каких-то торжественных событий, а постоянно езжу на Mercedes.

Ольга Королева

Фото автора и из архива Никиты Семенова

Этот «Москвич 412» иркутянин Никита Семенов купил два года назад у одного дедушки. «Он не мог им пользоваться по состоянию здоровья и все же не хотел расставаться, очень любил машину. Но в итоге передал в хорошие руки, потому что знает — я увлекаюсь маркой и на тот момент поменял их уже 14, — рассказал Никита. — У меня были модели 2140, 412, каблучок 2715. Так что этот автомобиль юбилейный, пятнадцатый. В «Москвичах» — простой двигатель, комфортный салон. Машина для души, берегу ее для выставок и каких-то торжественных событий, а постоянно езжу на «Мерседесе»

А этот «Москвич-2140» Никите и его старшему брату Сергею (он на фото за работой) пришлось восстанавливать после ДТП. Самое главное, что в нем просто чудом после нескольких переворотов на скорости ни сам водитель, ни три его пассажира не получили ни царапины. После этого случая наш герой больше не гоняет

Во время службы в армии Никита Семенов участвовал в восстановлении легендарного танка Великой Отечественной войны Т 34 «Боевая подруга». Он принимал участие в боях в составе 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса и закончил войну под Кенигсбергом. На стволе его — пять звезд, что говорит об успешном уничтожении пяти боевых единиц техники противника. Также есть знак «Гвардия», белая стрела и надпись «Боевая подруга». Танк доставили в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, где с ним провели огромную работу. Много недостающих запчастей нашли и привезли из разных уголков страны выпускники училища. Часть запчастей восстановили по чертежам

НАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

За 75 лет на заводе АЗЛК выпустили более пяти миллионов «Москвичей», тысячи из них до сих пор в строю. История бренда началась с иностранца Opel Kadett. В первый серийный «Москвич» добавили дверей и наладили производство сразу после войны. Потом новые модели появлялись каждый год. «Москвич 412» и вовсе стал мировым хитом. Звезда гоночных сверхмарафонов, он не раз побеждал на ралли, был самым продаваемым советским автомобилем на экспорт. «Москвичи» собирали даже в Болгарии и Бельгии.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио