Проверяй! Не доверяй! Бдительность — самый надежный способ борьбы с электронным мошенничеством 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #12 (950) от 25 марта 2020

Количество случаев электронного мошенничества в России не уменьшается, хотя в средствах массовой информации постоянно появляются публикации, объясняющие, как не стать жертвой обмана. Но степень доверчивости граждан, и жители Иркутской области не исключение, по-прежнему остается высокой. Люди перечисляют аферистам огромные суммы, даже не пытаясь усомниться в правильности своих действий.

Кредитная история 

Первый весенний месяц этого года бьет рекорды по числу электронных мошенничеств. Самым популярным способом обмана остается звонок на мобильный телефон владельцу банковской карты от лжесотрудника банка, который, как правило, представляется: «Я из службы безопасности». Он уверяет потенциальную жертву, что с картой или счетом клиента проводятся подозрительные операции либо произошел некий сбой системы, и предлагает решение проблемы. Для дистанционного хищения аферистам требуется номер банковской карты и подтверждающие проведение операции коды из банковских СМС-оповещений. Благодаря такой нехитрой уловке в начале марта всего за четыре дня шесть жителей г. Братска дали электронным мошенникам возможность похитить без малого полмиллиона рублей. Именно таким способом злоумышленникам удалось обмануть 67-летнюю братчанку, которая лишилась 17 тысяч рублей. При аналогичных обстоятельствах со счета еще одной братской пенсионерки пропало более 45 тысяч рублей. А 30-летняя библиотекарь, после того как передала аферистам все данные своей карты, недосчиталась более 77 тысяч рублей.

Если подключиться к личному кабинету или мобильному банку потенциальной жертвы не удается, то аферисты предлагают иные варианты «спасения» вкладов. Один из них — перевод денег на «безопасный счет». В этом случае потерпевшие собственноручно снимают и переводят свои сбережения на реквизиты, указанные преступниками. В такой ситуации, например, оказалась 36-летняя фельдшер из северной столицы Приангарья. После сообщения о якобы подозрительной активности по ее счету братчанка сняла 111 тысяч рублей и перевела их на указанный мошенником счет.

Еще один набирающий популярность способ хищения — оформление кредита с помощью электронных средств на имя жертвы обмана. Так, 35-летняя братчанка во время телефонного общения с мошенником, следуя его инструкциям, в личном кабинете банка подтвердила заем на 120 тысяч рублей. После поступления денег она передумала и решила вернуть их финансовому учреждению, тогда собеседник предложил ей снять средства и перечислить на указанные им счета. Женщина воспользовалась советом и стала в итоге должником банка. При таких же обстоятельствах пострадал 58-летний житель Братска, ставший невольным обладателем кредита. В процессе, как он предполагал, возврата денег мужчина перевел аферистам 124 тысячи рублей.

Вопиющий случай с оформлением кредита случился в марте в городе Усолье-Сибирское. Усольчанке позвонила женщина, представилась сотрудником банка и поинтересовалась, не теряла ли она паспорт или банковскую карту. Услышав отрицательный ответ, неизвестная собеседница переключила разговор якобы на юротдел. Мужчина пояснил, что на имя женщины некто оформляет кредит на сумму 500 тысяч рублей. По словам псевдоюриста, чтобы не допустить получения ссуды мошенниками, необходимо отправиться в банк, оформить этот кредит на себя, а затем перевести все полученные деньги на указанный им номер. При этом он пояснил, что главное условие успеха — полное сохранение ситуации в секрете от кого бы то ни было. Убежденная в правильности своих действий, потерпевшая пошла в местное отделение банка, оформила заем и через банкомат перечислила всю сумму на чужой счет. Только после этого женщина рассказала о случившемся родственникам, которые и посоветовали ей обратиться в полицию. По всем фактам обмана полицией возбуждены уголовные дела по статье о мошенничестве.

Следует запомнить, что обезопасить себя от подобных ситуаций очень просто — никогда не решать проблемы со своим банковским счетом по телефону, какие бы аргументы вам ни предъявляли. Наберите телефон «горячей линии» вашего банка либо сходите в офис и уточните все интересующие вопросы.

«Грузите криптовалюту бочками» 

Распространенный способ обмана у аферистов — продажа несуществующих товаров и услуг на интернет-сайтах. Только за один мартовский день пятеро жителей Иркутской области потеряли при совершении сделок в сети более миллиона рублей. Наибольшую сумму мошенникам перечислил 38-летний менеджер из Иркутска. На одном из сайтов он нашел объявление о продаже криптовалюты. Договорившись в мессенджере с «продавцом» электронных денег, он перевел ему 850 тысяч рублей, но валюту так и не получил. Похожим способом, получив предоплату за несуществующий товар, обманули и пенсионера из Усть-Кута, пытавшегося купить снегоход, а также жителя Хужира, который перевел задаток за трактор автору объявления на «Авито»; жительницу Усть-Илимска, пожелавшую на том же сайте купить игровую приставку, и иркутянку, заказавшую часы на «Юле». По всем указанным фактам полицейские проводят проверку, решается вопрос о возбуждении уголовных дел.

По данным полиции, с начала года в интернете или посредством сотовой связи мошенниками были обмануты 400 жителей Приангарья, что на 100 случаев больше, чем годом ранее. Каждая четвертая афера связана с приобретением товаров и услуг в глобальной сети.

Чтобы не стать жертвой обманщиков при виртуальных сделках, старайтесь проводить заявки только наложенным платежом после доставки и с возможностью проверить содержимое посылки до перечисления оплаты. Это важно, поскольку в последнее время участились случаи, когда в почтовых посылках вместо заказанных товаров приходят куски мыла, газеты или журналы. Например, житель Ангарска на одном из популярных сайтов увидел объявление о продаже смартфона за восемь тысяч рублей. Созвонившись с продавцом, он перечислил за товар полную сумму, а затем еще почти тысячу рублей за доставку. Распаковав коробку, мужчина обнаружил, что вместо заказанного гаджета в посылке находятся дешевые часы.

«Бедные родственники» 

Мошенники продолжают использовать для обмана жертв прием «звонок от родственника». В марте к правоохранителям обратились несколько таких пострадавших. Одной из женщин якобы звонил брат, ставший виновником ДТП. Для разрешения ситуации он срочно нуждался в финансовой помощи. Женщина перевела деньги на указанный «братом» счет и лишь после этого выяснила, что ее обманули. Второй пострадавшей позвонил мужчина, который представился сотрудником правоохранительных органов и сообщил о задержании мужа, после чего рассказал о необходимости внесения «залога». Обе женщины перевели аферистам около 50 тысяч рублей.

Еще один способ мошенничества — сайты, где предлагается немедленно получить государственные выплаты, но для этого требуется внеси определенную сумму в качестве оплаты комиссии. После отправки денег никаких выплат потерпевшие не получают.

Будьте бдительны! 

Как пояснил нашей газете сотрудник пресс-службы Главного управления МВД по Иркутской области Александр Свердлов, ежедневно в отделения полиции региона поступает от 3 до 15 обращений от людей, ставших жертвами электронного мошенничества.

— Привычно думать, что аферисты чаще всего обманывают пенсионеров. Но это не так. Как показывает опыт, на уловки мошенников поддаются люди самых разных возрастов и разного социального статуса. Все чаще с заявлениями обращаются мужчины и женщины средних лет и даже студенты, — рассказал Александр. — Чтобы убедить граждан перевести им деньги, аферисты представляются добросовестными покупателями и продавцами, сотрудниками банков, работниками правоохранительных органов, коммунальных служб и иных ведомств. При этом граждан убеждают действовать здесь и сейчас, находя для этого самые разные аргументы.

Александр Свердлов рассказал о недавнем новом случае мошенничества, когда иркутянку убедили назвать коды из СМС-сообщения банка «роботу» — искусственному голосу, который включали обманщики. После этого она едва не потеряла все заемные деньги.

Сегодня многих афер удается избежать благодаря действиям банков, которые блокируют сомнительные операции. Но, по словам сотрудника полиции, наиболее надежным способом сохранить свои деньги остается бдительность самих граждан.

Раскрыть электронные мошенничества пока достаточно проблематично, так как многие звонки идут не с территории региона, а порой и не из России. Создавая сайты для продажи несуществующих товаров, аферисты нередко пользуются услугами зарубежных провайдеров. Поэтому так важно не доверяться людям, которые что-то продают, покупают или проводят финансовые операции через электронные устройства.

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио