Про людей – языком живописи рассказал иркутский художник Лев Гимов

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #23 (1059) от 17 июня 2022

«Я хочу заглянуть в глаза…» — так называется экспозиция картин Льва Гимова в арт-галерее Dias. На выставке, основу которой составили портреты, собрано 70 работ разных лет. Своеобразная ретроспектива многогранного творчества известного иркутского живописца позволяет взглянуть на прошлое глазами мастера и почувствовать, как изменился дух времени.

Льва Гимова без преувеличения можно назвать человеком-эпохой. Сегодня, перешагнув рубеж своего 87-летия, он является старейшим членом Иркутской организации Союза художников России. Коренной иркутянин, вся жизнь которого связана с родным городом, Байкалом, Сибирью, за свою долгую творческую жизнь языком живописи рассказал истории сотен своих современников — друзей-художников, поэтов, писателей, музыкантов, простых горожан, которых он встречал на иркутских улицах. В итоге они слились в красочное повествование, прочесть которое можно, заглянув в глаза людей, запечатленных на картинах разных лет.

— Лев Борисович Гимов — очень многогранный живописец. Он работал в самых разных жанрах, начинал с пейзажа, создавал натюрморты, портреты, исторические полотна, сюжетные картины, графику. Но, как творцу, ему всегда был интересен человек, — рассказала директор галереи Dias, искусствовед Диана Салацкая. — Нам хотелось, чтобы по итогу почти 70-летнего творческого пути художника зритель посмотрел в глаза героев его картин и увидел, что через поколения мы, люди цифровой эпохи, новой технологической эры, так же грустим, любим, ревнуем, мечтаем. Меняются мода, привычки, вещи и интерьеры вокруг нас, но по сути человек с его ценностями остается неизменным. Все так же трудятся, рожают и растят детей, любят отдых на природе, ходят в театр и цирк, путешествуют, беседуют за чашкой чая.

По словам Дианы Салацкой, художник, создавая портрет, передает состояние героя в тот момент, когда с ним происходит что-то важное, имеющее значение для него лично. Вот иркутские писатели спорят и делятся впечатлениями на картине «Иркутские писатели, триптих», устало докуривает сигарету «Последний гармонист Бельска», размышляет над прочитанным друг и коллега на «Портрете художника Николая Домашенко», а вот задумчиво вглядывается в глаза собеседника и сам автор с «Автопортрета».

— Особенность творческого почерка Льва Гимова — наблюдение за человеком в работе. Речь идет не только о традиционном для советского искусства изображении рабочих и крестьян. Он много рисовал людей театра, циркачей. Есть целые циклы, посвященные именно этим темам, — отмечает искусствовед.

За свою долгую творческую жизнь Лев Гимов был участником сотен экспозиций самого разного уровня, а с момента проведения его первой персональной выставки прошло 65 лет. Ему посчастливилось быть учеником таких мастеров, как Алексей Жибинов, Аркадий Вычугжанин, Анатолий Алексеев, Александр Савиных. Сам Лев Борисович преподавал в Иркутском художественном училище почти 30 лет и помог раскрыть за эти годы не один десяток талантов.

Отдельная страница в творчестве Льва Гимова посвящена Иркутску. На выставке в галерее Dias можно увидеть несколько работ этого цикла. Картины «Станция Иркутск-Пассажирский» и «Иркутск. Особняк в стиле модерн» наполнены светом, солнцем, жизнью. Еще одна работа — «Дом декабриста Волконского в Иркутске», написанная в 1981 году, несмотря на преобладание серых тонов, тоже удивительным образом несет в себе энергию летнего полдня.

Особое место на картинах Гимова занимает Байкал. Однако на выставке пейзажи художника представлены минимально. В мастерской живописца собрана огромная коллекция работ, посвященных Ангаре и священному озеру. По словам Дианы Салацкой, обсуждается вопрос о том, чтобы в Год Ангары, который проходит в Иркутске, представить их горожанам.

Выставка «Я хочу заглянуть в глаза…» будет открыта в арт-галерее Dias до 17 июля.

Нина Александрова

Фото Валентина Карпова

Создавая портрет, Лев Гимов передает состояние героя в тот момент, когда с ним происходит что-то важное, имеющее значение для него лично… Вот размышляет над прочитанным друг и коллега на «Портрете художника Николая Домашенко» (на фото слева). А вот задумчиво вглядывается в глаза собеседника и сам автор с «Автопортрета» (на фото справа)

Самая ранняя работа, представленная в экспозиции,— «Старшеклассница», создана более полувека назад, в 1958 году. На полотне — девушка в школьной форме, задумчиво склонив голову, стоит у стола. Нет в ее взгляде характерной для портретов юных ленинцев того времени устремленности в светлое коммунистическое будущее (да и значка комсомольского на форме нет, что вовсе нетипично). И думает человек явно не про успеваемость и не про сбор макулатуры. Просто замер, погрузившись в свои девичьи мысли, а художник оставил этот момент в истории

На картине «Станция Иркутск-Пассажирский» хорошо видно здание вокзала. На переднем плане — люди. Они по-летнему весело, ярко одеты. Все вокруг наполнено светом, солнцем, жизнью

Такая же по настроению картина «Иркутск. Особняк в стиле модерн». Здесь доминирующий зеленый, вкрапления синего, желтого и розового цветов на фоне белых неба и снега создают ощущение радостного и счастливого зимнего дня

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио