Повысить нельзя оставить: поднимут ли в Иркутске стоимость проезда в коммерческих автобусах?

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #25 (1012) от 2 июля 2021

Социальные сети, новостные блоги в начале этой недели всколыхнуло известие: в иркутских маршрутках с июля подорожает плата за проезд. У иркутян это вызвало волну недовольства. О том, насколько обосновано желание коммерческих перевозчиков повысить цены и о грядущих изменениях в транспортной политике города, журналист «Иркутска» поговорила с Иваном Фоминых, и. о. заместителя мэра — председателя комитета по экономике и стратегическому планированию.

И сразу начнем с ответа на самый острый вопрос: имеют ли право коммерческие перевозчики поднять плату за проезд? Да. Это им позволяет Федеральный закон № 220, который и регулирует вопрос пассажирских перевозок общественным транспортом. Тариф на этот вид услуг относится к нерегулируемым; в соответствии с документом предприниматели сейчас могут самостоятельно решать, какую стоимость проезда устанавливать. Администрацию города они обязаны уведомить об этом за месяц, что в нашем случае и было сделано. Впрочем, решилась пойти на этот шаг лишь малая часть перевозчиков — 11 из 43.

— Среди перевозчиков мнения разделились, некоторые высказывали такую точку зрения, что это окажется невыгодным самим предпринимателям, тем более что стоимость проезда в муниципальном транспорте остается на уровне 15 рублей — а это самый низкий тариф в России, — комментирует ситуацию Иван Борисович. — Но нужно понимать, что разговор о поднятии стоимости проезда небезоснователен с точки зрения экономики. Ведь перевозчики делают это не от хорошей жизни.

И действительно: спросите любого автовладельца в Иркутске, и каждый в красках опишет, как сильно подорожало за последний год обслуживание машин. В цене выросло буквально все — от топлива до ГСМ и запчастей. На этом фоне и коммерческих перевозчиков понять можно: тариф на проезд не индексировался с 2018 года. Вместе с тем администрация Иркутска, действуя в интересах горожан, находится в постоянном диалоге с предпринимателями, пытается их убедить отложить эту меру до конца года.

— Сейчас сложная обстановка, идет третья волна коронавируса, покупательская способность иркутян и без того падает. В этой обстановке повышение тарифа на городской транспорт ляжет дополнительной нагрузкой на людей. Понимая, конечно, в какой ситуации находятся сейчас перевозчики, мы все же считаем, что сейчас не самое лучшее время, чтобы повышать стоимость, — отмечает Иван Фоминых.

Разговоры о тарифах обнажают и другую сторону медали, а именно — устаревшую модель управления рынком транспортных перевозок. А между тем тот самый ФЗ № 220, о котором уже шла речь выше, дает простор для перестройки системы. Реформу в первый же год после принятия документа — а это произошло в 2015 году — провели в Москве. Затем по цепочке примеру последовали и регионы. Тверь, Пермь, Новокузнецк, Тюмень и ряд других городов так или иначе уже перестроили систему на новый лад.

Суть реформы — в переводе всего городского транспорта на систему муниципальных контрактов. Сейчас перевозчики работают на основании свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров. Чтобы получить его, нужно соответствовать определенным требованиям. Но они не очень высокие, признает Иван Фоминых. Муниципальный контракт — качественно иной документ.

— Там строго прописаны все требования к качеству транспортной услуги, к подвижному составу, к рег­ламенту работ вплоть до того, как должно быть оборудовано транспортное средство, как себя должен вести водитель. К тому же, это долгосрочный договор, например, на пять лет, что гарантирует некую стабильность, а это дает возможность обновить подвижной состав с привлечением кредитных средств, — поясняет Иван Борисович.

Переход на муниципальные контракты в Иркутске — дело ближайшего года. Уже к июлю 2022 года на эту систему перейдут МУПы «ИркутскАвтотранс» и «Иркутск­гортранс». Что касается частных перевозчиков, то тут администрация будет действовать плавно, чтобы избежать шокового резкого перехода для них. В частности, готовится пилотный проект, в рамках которого некоторую часть маршрутов переведут на муниципальные контракты, а остальные так и будут обслуживаться пока что по свидетельствам.

— Допускаю, что не все перевозчики будут в состоянии выполнить условия открытого конкурса в полной мере. Но мы должны делать шаги в сторону долгосрочных прозрачных правил игры.

Качество услуги для пассажиров должно вырасти кардинально, — убежден Иван Фоминых.

Обновление подвижного состава для Иркутска — это насущная необходимость на сегодня. Жителей областного центра обслуживает около 560 единиц техники городского транспорта — как частного, так и муниципального. Значительная его часть уже сильно изношена, этого никто не скрывает. И комплексно за раз обновить его в существующих условиях практически нереально.

По словам Ивана Фоминых, чтобы это сделать, городу нужно участвовать в федеральных программах, а частным перевозчикам — использовать лизинг. Но для этого необходимо выстроить ту самую систему краткосрочных контрактов, а также разработать маршрутную сеть, соответствующую реальным пассажиропотокам.

— Тут очень важно взаимодействие администрации с наукой, что уже сейчас есть. Мы работаем с ИрНИТУ, ВШЭ, ВЭБ РФ на предмет того, какие именно и в какой последовательности нужно вводить изменения. Необходимо и взаимо­действие с областью, поскольку через город транзитом пролегают межмуниципальные маршруты вплоть до центра Иркутска. А их курирует минтранспорта Иркутской области. Нам нужно рассчитать пассажиропотоки между районами города и пригородами, — поясняет представитель администрации города Иркутска.

В других городах такой комплексный подход уже дал реальные результаты. Так, в Перми с миллионом населения уже обновлено 500 автобусов, из них 70 — это муниципальный транспорт, а весь остальной подвижной состав принадлежит бизнесу. Причем упор сделан на удобные низкопольные автобусы среднего и крупного класса. Чтобы в Иркутске кардинально поменять ситуацию, нужно обновить хотя бы 300 транспортных средств.

Иван Фоминых отмечает: все эти моменты обсуждаются с перевозчиками, администрации важно слышать голос каждого предпринимателя. Ведь это люди, которые давно работают в городе, создают рабочие места и обеспечивают иркутян одной из базовых городских услуг.

— Мы постоянно спрашиваем их о проблемах, которые нужно решить. На последнем совещании договорились посодействовать в части централизованной вакцинации водительского состава от коронавируса, и сейчас уже предпринимаем такие действия, потому что у администрации есть организационный ресурс для этого, — говорит он.

Алена Кашпарова

Фото Натальи Федотовой

Пока иркутяне ездят в коммерческих городских автобусах по таким ценам (они не менялись с 2018 года)

Часть перевозчиков (11 из 43) считают, что стоимость проезда нужно поднять на 5 рублей: 25 и 30 рублей (в вечернее время)

«БЫВАЕТ И 100 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ»

На этой неделе мы спросили прохожих на улицах города:  «А у вас сколько денег уходит на дорогу?»

Юлия, индивидуальный предприниматель

Я на общественном транспорте не езжу. Но даже как автолюбитель не готова платить много. Поэтому для экономии пересела на гиб­ридный автомобиль. И сейчас в два раза меньше трачу на бензин и плачу меньше налогов. Удобно!

Галина, домохозяйка

Я в центре живу, у меня все рядом — и магазины, и больница. Но вот моя сестра живет в одном конце города, а работает в другом. Ездить ей приходится с пересадками, у нее в день уходит 150 руб­лей. Если честно, лично я не готова платить столько.

Валентин, инженер сервисного центра

Раньше я учился в ИСХИ, а маршрутка, которая туда идет, стоит на 10 рублей дороже, чем в городе. Ездил я из Маркова до центра, потом до ИСХИ и обратно — очень накладно получалось. Сейчас уже меньше трачу — 800–1000 рублей в месяц. Но все равно это дорого. Поэтому летом стараюсь передвигаться на велосипеде.

Виталий, механик

Я много езжу по городу в общественном транспорте, в день у меня уходит около 100 рублей. Если поднимут, и все 150 будет. Для меня это накладно, если честно. Но, думаю, такое повышение цен целесообразно, ведь даром никто работать не хочет.

Елена, студентка

В Иркутск езжу на учебу из Ангарска. Сейчас на передвижение по областному центру у меня уходит рублей триста в день. Кстати, у нас в Ангарске стоимость проезда уже давно 30 рублей, поэтому мне кажется, что это нормально. Готова столько же и в Иркутске платить.

Над опросом работала Наталья Федотова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио