Погодные аномалии. Дорожники Иркутска говорят, что не припомнят за последние годы такой холодной и снежной весны

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #17 (1103) от 12 мая 2023

Вот как в апреле выглядели рабочие будни журналиста «Иркутска», получившего задание от главного редактора написать репортаж о специфике ямочного ремонта в городе.

3 апреля, понедельник, звонок одному из бригадиров «Иркутскавтодора».

— Иван Сергеевич, здравствуйте.

— Здравствуйте, здравствуйте, газетчики.

— В прошлом году в это время мы с вами выезжали на Советскую, Ядринцева, репортаж делали про ямочный ремонт, помните?

— Забудешь вас, как же… Да шучу, шучу…

— Иван Сергеевич, отличная бригада тогда работала, профессиональная…

— Петр же Михайлович тогда с рециклером был, да?

— Да-да, здорово работают! Где они нынче будут дыры ликвидировать?

— Погоду ждут. Посмотрите, сегодня холод какой, и прогноз аховый.

— Иван Сергеевич, когда позвонить?

— Да как снег закончится.

5 и 9 апреля шел снег. 12, 13 апреля шел снег. 16 апреля шел снег. 18, 19, 20 апреля шел снег. Шел и таял, шел и таял. Все ежедневные дальнейшие разговоры с «Иркутскавтодором» звучали так:

— Позвонить, когда снег закончится?

— И когда растает. По мокрой дороге нельзя работать.

И только в начале мая погода пустила ремонт на дороги: бригады «Иркутскавтодора» рассредоточились по городу, вооруженные дисковыми пилами, гравийной смесью и битумной эмульсией. А мы здесь, в редакции «Иркутска», прождав удобного для репортажа момента целый (!) месяц, пришли на встречу к двум «главным по дорогам»: заместитель мэра, председатель комитета городского обустройства администрации города Иркутска Сергей Чертков и директор МУП «Иркутскавтодор» Василий Ефремов «отдувались» за апрель. На прошлой неделе они рассказали сотрудникам городских телекомпаний, газет и радиостанций, почему в снег и воду нельзя класть асфальт и как погода помешала в этом году дорожникам.

— Что происходит с дорогами в Иркутске? Есть ощущение, что этой весной ям больше, чем обычно.

Сергей Чертков:

— За зиму 2022–2023 годов в Иркутске выпало рекордное количество осадков — в три раза больше нормы. Поэтому ни в марте, ни в апреле нам не удалось поработать с дорогами так, как это традиционно происходит весной. Обычно к 1 мая основные магистрали, улицы районного значения и центр города мы всегда приводим в порядок: с помощью ямочного ремонта устраняем дефекты, которые образовались после зимы на дорогах.

В этом же году 1 мая мы только приступили к работам в полной мере. Для понимания — в апреле у нас получилось нормально поработать только четыре (!) дня из целого месяца. Все потому, что по технологии ямочный ремонт следует начинать, только если среднесуточная температура составляет плюс пять градусов. Поэтому к ночным работам приступить у нас не получалось вплоть до 6 мая.

Василий Ефремов:

— Когда идет снег, он попадает в поры, мелкие трещины в асфальте и тает (днем). Ночью же, при минусовой температуре, эта вода расширяется, разрывая и без того «настрадавшийся» за зиму асфальт. А затем, особенно на улицах с интенсивным движением, эти дорожные «раны» раскатывает и расширяет поток машин.

В предыдущие годы такую ситуацию мы начинали «купировать» уже в марте, а заканчивали к маю. А в этом году в образовавшихся ямах вода стояла на полтора месяца дольше обычного. И ситуация усугублялась. Еще раз подчеркну — такое большое количество ям, которое горожане наблюдают в этом году, появилось только из-за того, что весной долгое время был большой перепад минусовых и плюсовых температур и выпало большое количество осадков. Технологий, которые могут преодолеть такие природные катаклизмы, не существует.

— Какой гарантийный срок имеют дороги после ямочного ремонта?

Василий Ефремов:

— Ямочный ремонт проводит муниципальное предприятие «Иркутскавтодор», и здесь нет никаких гарантийных обязательств. По одной простой причине: если установленная нашими работниками «заплатка» отлетит, то «Автодор» вновь будет ставить ее за свой счет. Так что в наших интересах делать все качественно и сразу. Если говорить о дорогах, которые ремонтируют в рамках федеральной программы «Безопасные качественные дороги», то гарантия есть: пять лет.

— В этом году городская власть впервые за долгое время не использовала на дорогах реагенты. Машины ездили чистые — это плюс. Но в итоге мы получили обилие снега, который таял сам по себе. Может, в этом была причина, по которой на дорогах образовалось много ям?

Сергей Чертков:

— Да, я слышал такую версию от иркутян. Считается, что из-за того, что мы перестали использовать солевые рассолы, снега осталось слишком много и из-за этого дороги разрушались больше. Но это не так! Мы действительно не используем рассолы в таком большом количестве, как раньше, но соль и отсев продолжаем применять — и даже чаще, чем в прошлом году!

Как бы просто ни звучало объяснение, но дело и правда в том, что снега в этом году выпало очень много — больше обычного. Кроме того, многое зависит от того, как снег тает. Если он разово сошел, дорога высохла — все, можно начинать работать. Но в этом году снег шел раз в три-четыре дня, потом он таял, ночью замерзал, и так без конца.

— В прошлом году на дорогах, которые сделали по программе «БКД», увеличили толщину асфальта. Как эти участки повели себя в нынешних условиях? Помогла такая мера или на этих улицах тоже ямы появились?

Сергей Чертков:

— Действительно, на таких улицах, как Депутатская, Профсоюзная, Александра Невского, Красноармейская (всего по «БКД» в 2022 году было отремонтировано 18 участков. — Прим. ред.), толщину асфальта увеличили на два сантиметра. Сейчас по ним проводятся объезды. Если будут выявлены замечания, обнаружены какие-либо недостатки, то они будут переделаны по гарантийным обязательствам. Но ям и выбоин на этих прошлогодних дорогах нет. Кстати, в этом году вышли новые ГОСТы по укладке асфальта, так что будем работать только по новым нормам.

— Почему после ямочного ремонта на некоторых участках асфальт «торчит» над дорожным полотном? Остается кочка, а мелкие камни, которые находятся в составе этой «заплатки», еще и летят потом в стекла автомобилям.

Василий Ефремов:

— Вы сейчас говорите про один из методов ямочного ремонта — инъекционно-струйный. В этом случае отдельно подается битумная эмульсия, отдельно — щебень. Времени на застывание смеси не требуется, она пластичная, как клей, и машины могут сразу ехать по только что уложенному покрытию.

Смысл этого метода заключается в том, что машины участников дорожного движения сами должны уплотнить эту щебенку. Через сутки наши дорожные пылесосы — «Пумы» и «Скандии» — поедут по городу и вместе с мусором на дорогах соберут в том числе излишки щебня.

Убирать их сразу нельзя. Все это еще должны прикатать автомобили. Всегда есть вероятность, что уложенный слой даст небольшую просадку. Если уложить смесь сразу вровень со старым асфальтом, то запросто вновь может появиться яма.

Проще говоря, это только сразу после ремонта видно, что есть кочка. Она выравнивается в течение 12 часов.

— Апрель с его снегами уже закончился. Когда на дорогах Иркутска исчезнут ямы?

Сергей Чертков:

— Если говорить об улицах районного значения, то к середине мая (если дождей не будет и погода по ночам станет теплой) мы уже все сделаем.

В частности, уже выполнены работы на участках улиц Дзержинского, Маяковского, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Коммунистическая, Провиантская, Сурнова, Рабочая, 2-я Железнодорожная, Нижняя Набережная, Лермонтова, Сухэ-Батора, 25 Октября, Трилиссера, Маршала Конева, Сурикова, Ипподромная, Партизанская, Канадзавы. Ямы также устранили на Маратовской развязке, Глазковском мосту, на переходе через железнодорожные пути в районе станции Кая и съезде с Трактовой на объездную Ново-Ленино.

У нас также на текущий год запланирован ремонт 22 объектов по программе «БКД». Здесь сроки окончания стоят разные — в сентябре и октябре. На протяженных улицах, где участок не попадает под «БКД» (это такие большие дороги, как Академическая, Окружная, Зеленая, Полярная, Олонская), мы также проведем ямочный ремонт. Но там, где нет смысла это делать, придется потерпеть. К примеру, зачем делать ямочный ремонт на улице Зверева, если через десять дней мы начнем здесь срезать асфальт?

Главное сейчас — чтобы погода больше не подводила. К счастью, метеорологи обещают на ближайшее время отличную погоду — сухую и теплую. И главное — плюсовые температуры по ночам. А это значит, что уже совсем скоро все мы будем ездить по хорошим иркутским дорогам.

Марина Александрова

Фото автора

А СНЕГ ВСЕ ШЕЛ И ПАДАЛ…

На этой таблице наглядно видно, что в апреле было всего четыре (!) дня, когда можно было ремонтировать дороги, не нарушая технологию. Если шел снег, работать дорожники, разумеется, не могли. После окончания снегопада в ямах и выбоинах стояли лужи — нужно было время на просушку. Дни, когда среднесуточная температура не превышает двух градусов, также не подходят для ремонта дорог. Впрочем, уже в конце прошлой недели плюсовые температуры зафиксированы и по ночам, поэтому «Автодор» приступил к работам в круглосуточном режиме

Весна в Сибири — самое тяжелое время для дорог. Однако природные катаклизмы не повод опускать руки, уверены иркутские дорожники. Начиная с марта ремонтные бригады МУП «Иркутскавтодор» восстанавливают асфальт на дорогах города с помощью ямочного ремонта. И сейчас, когда наконец установилась теплая погода, они усиленно наращивают объемы работ и проводят в том числе ремонт асфальтовыми картами

«А ВАМ НЫНЕШНЯЯ ВЕСНА ИСПОРТИЛА ПЛАНЫ?»

Такой вопрос мы задавали на этой неделе прохожим на улицах Иркутска

Нина Никитовна, пенсионерка:

— Я на даче еще толком не побывала! Я к этому времени уже редиску, капусту всегда высаживаю и листву убираю, а в этом году вообще еще ничего не сделала. Переживаю, что картошку придется в холодную землю сажать, но делать нечего, иначе без урожая останемся. Еще и на теплице ветер крышу сорвал, сын только что отремонтировал. Я дачник со стажем, но такой холодной весны не помню, если честно.

Белла, дизайнер:

— Гуляли меньше. Моему младшему ребенку всего полтора года, приходится с коляской гулять. Но в апреле почти все время снег шел, так что в снегопады мы дома сидели, а потом еще и слякоть такая на улицах стояла, что не погуляешь. Зато старшие дети от такой погоды были просто в восторге! Апрельский снег липкий, из него снежки классно лепятся. Думаю, надо у детей учиться радоваться всему, что дает природа.

Андрей, студент:

— Я в частном доме живу, поэтому этой весной мне приходилось в два раза чаще снег убирать. Можно сказать, это тоже повлияло на мои планы — хотелось после учебы отдохнуть, а надо было лопатой работать. Только убрал — и снова все засыпало. И в саду тоже еще не копали, только сейчас собираемся. Еще у нас подполье подтопило этой весной. Тоже пришлось откладывать другие дела и сушить всю картошку.

Алина, педагог дополнительного образования:

— На планы не особо повлияло, а вот на эмоциональном состоянии отразилось. Я весь апрель курсовую писала, так как учусь и работаю одновременно, но даже не могла развеяться, сходить погулять на улицу и подышать свежим воздухом, потому что все время шел снег. Думаю, что многие люди это почувствовали. Я заметила, что даже школьники из-за ненастной, холодной погоды ходили какие-то апатичные.

Светлана Николаевна, пенсионерка:

— У меня есть дача, но из-за холодной погоды мы пока ездим туда только по выходным. Нам даже воду на участке не дали! Обычно к 1 мая вода уже есть, а сейчас еще и людей в садоводстве мало, поэтому и воды нет. Да и трубы, думаю, могут ночью перемерзнуть — по ночам же еще неделю назад минусовые температуры были. Но настроение у меня все равно хорошее. Мы с внучкой с нетерпением ждем, когда погода наладится и мы таки поедем на дачу.

С прохожими общался Егор Фролов

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио