Почему фамилия Николая Гастелло после его легендарного подвига стала нарицательной в СССР

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #28 (966) от 22 июля 2020

Это было самое начало Великой Отечественной войны. 5 июля 1941 года вечерняя сводка Совинформбюро заставила всю страну встревоженно прильнуть к радиоприемникам: передавали о подвиге летчика, капитана Николая Гастелло, совершившего первый «огненный таран». Оказавшись в подбитом и горящем самолете, он вместе с экипажем в составе штурмана, лейтенанта Анатолия  Бурденюка, летчика-наблюдателя, лейтенанта Григория  Скоробогатого  и стрелка-радиста, старшего сержанта Алексея  Калинина,  не покинули его, а направили бомбардировщик в самую гущу вражеских танков. Этот самоотверженный подвиг впоследствии стал вдохновением для многих летчиков и остался в памяти народа. Имя Николая Францевича Гастелло теперь носят улицы в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Самаре, Улан-Удэ, Кургане, Сочи, Нижнем Новгороде, Минске и Иркутске.

С самого детства Николай мечтательно поглядывал в небо — он страстно желал стать летчиком. Гастелло родился и рос в Москве, куда его отец в 1900 году перебрался на заработки из белорусской деревеньки Плужины. В семилетнем возрасте Коля поступил в городское мужское училище им. А.С. Пушкина, а в свои 16 уже пошел работать учеником столяра. В 1924 году семья переехала в Муром, где Николай все-таки окончил школу, параллельно работая слесарем на Паровозостроительном заводе вместе с отцом.

В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николая приняли на работу в Первый государственный механический завод строительных машин. Не отступая от своей мечты, он в свободное от работы время конструировал самолеты и планеры.

Весной 1932 года, во время призыва в ряды Красной Армии, Николай обмолвился о своем желании стать летчиком, и его по специальному набору отправили учиться в школу летчиков  в Луганске. С ноября 1934 года Гастелло уже самостоятельно пилотировал самолет. До Великой Отечественной он успел поучаствовать в боях на Халхин-Голе и советско-финской войне.

— По воспоминаниям современников, Николай Францевич был человеком широких знаний, а его жизненный опыт помогал ему в общении с сослуживцами, — рассказывают сотрудники краеведческого отдела Центральной библиотечной системы г. Иркутска. — Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служил Гастелло, перебазировалась на Запад, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском.

Великую Отечественную войну Гастелло встретил в звании капитана. Весной 1941-го Николай Францевич прошел соответствующую переподготовку и освоил бомбардировщик «ДБ-3Ф». Именно на самолете такого типа несколько месяцев спустя он совершит тот самый подвиг, который посмертно прославит его…

24 мая Николая Гастелло назначили командиром 4-й эскадрильи, а спустя месяц — 2-й эскадрильи 207-го Дальнебомбардировочного авиаполка. В первые дни войны экипажи полка наносили мощные удары по группировкам танковой дивизии, мотопехоте гитлеровской армии в районе города Бреста. Было уничтожено несколько десятков вражеских танков и автомобилей.

Первая неприятность в небе произошла 23 июня 1941 года. В результате прямого попадания самолет Гастелло был сильно поврежден. До своей военной базы экипажу пришлось дотягивать на одном моторе, но летчики сумели совершить сложную и опасную посадку. Правда, самолет оказался уже непригоден к полетам, и для Николая Францевича подготовили новую машину.

События 26 июня 1941 года были восстановлены благодаря воспоминаниям старшего лейтенанта Федора Воробьева и лейтенанта Анатолия Рыбаса. Все произошло на их глазах… Экипаж под командованием Николая Гастелло на самолете «ДБ-3Ф» вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне в Беларуси на дороге Молодечно — Радошковичи. Звено Гастелло сбросило бомбы на груду скопившихся танков. Однако на обратном пути их настиг снаряд вражеской зенитки: он попал точно в бензобак самолета.

Гастелло развернул горящий самолет и повел его в самую гущу вражеских танков, совершив так называемый огненный таран. Никто из членов его экипажа не попытался покинуть бомбардировщик. Затем раздался взрыв самолет врезался в колонну. Сгорело немало немецкой техники. Весь экипаж «ДБ-3Ф погиб».

В наградном листе о представлении капитана Гастелло к званию Героя Советского Союза отмечалось: «Звено Николая Францевича Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемета экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению командира экипажа второго самолета звена, старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва и его штурмана,  лейтенанта Анатолий Рыбаса,  они видели, как капитан Николай Гастелло развернул горящий самолет и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…»

Николаю Францевичу было 34 года. Спустя месяц после тех событий капитану Гастелло «За образцовое выполнение боевого задания командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявления при этом отваги и геройства» было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Члены экипажа, погибшие вместе с ним – Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатов и Алексей Калинин – были посмертно отмечены орденами Отечественной войны I степени в 1958 году.

Подвиг Николая Францевича   и его экипажа стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран».

В 1946 году новая улица Иркутска, проложенная в поселке Боково Ленинского округа, была названа в честь летчика, Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло.

 

Материал подготовлен на основе Биобиблиографического указателя «Помнит город о войне: улицы героев и участников Великой Отечественной войны (1941–1945)», составленного ЦБС г. Иркутска

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио