По каким законам работает «Пугало»? Показ фильма, обладателя гран-при «Кинотавра», проходит в Иркутском Доме Кино

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #8 (995) от 4 марта 2021

Лента якутского режиссера Дмитрия Давыдова стала в 2020 году открытием сочинского «Кинотавра», завоевав главный приз. Президент жюри фестиваля Борис Хлебников так объяснил этот выбор: «Просто не понимаю, как сделан этот фильм и по каким законам он работает. Он очень разный — местами смешной, местами страшный, но очень точный. Мы проголосовали за него единогласно, это был однозначный фаворит».

Премьера в день рождения мэтра арт-хауса

Это не первая заметная работа якутских кинематографистов. Фильм Дмитрия Давыдова «Костер на ветру» победил в 2017 году на канадском кинофоруме ImagineNATIVE. Восторженную критику и главный приз Московского международного фестиваля в 2018 году получила «Царь-птица» Эдуарда Новикова. В 2019 году на ряде престижных конкурсов был отмечен фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится». В частности, он был признан лучшим игровым фильмом на III Международном арктическом кинофестивале «Золотой ворон». И в этом году «Пугало» получило высшую награду «Кинотавра».

– Якуты давно снимают игровое кино. Этот процесс находит поддержку у региональных властей и теперь уже, я думаю, у иностранных продюсеров, – пояснила заместитель директора Иркутского областного кинофонда Елена Утробина. – Попадают они в какой-то нерв. Может быть, всем нас сегодня хочется вернуться к своим корням, стать ближе к природе, соотнести себя с ней, понять, что человек – ее часть, а не хозяин, не властелин. В любом случае, «Пугало» вызвало большой зрительский интерес и его решили взять в федеральный прокат, что довольно редкая история. Но поскольку фильм авторский, не коммерческий, идти он будет на специализированных площадках, таких как наш Дом Кино.

Общероссийская премьера «Пугала» началась 25 февраля. Аншлага на премьере в Иркутском доме кино не было, что, в принципе, вполне ожидаемо. Создатели киноленты с бюджетом 1,5 млн рублей не могут позволить себе круглосуточный прокат трейлера на ведущих телеканалах. Да и сюжет, который придумал сценарист, он же режиссер Дмитрий Давыдов, не вписывается в трендовые запросы масскульта: нет в фильме бессмертных борцов со стихией, не убиваемых танкистов и пришельцев с других планет. Снят он в балабановской минималистской манере: мало диалогов, мало действий, мало красок, мало эмоций. Фразы звучат на якутском, они режуще лаконичны и скупы.

Главная героиня, которая судя по названию, должна быть пугающей, страха не вызывает, скорее любопытство. Пугают обычные люди, которые живут с ней рядом, которым она помогает избавиться от неизлечимых недугов, потому что у нее есть редкий целительский дар. От людей все время напряженно ждешь какой-нибудь неприятности. Расслабиться на их предмет так и не удается до самого конца фильма. Хотя, ничего такого «балабановско-тарантиновского» они не делают – ни убивают, ни пытают, никого не сжигают в топках. Просто их уровень неприятия и презрения по отношению к непохожему на них человеку выглядит так обыденно и нормально, что пугает больше, чем самый трэшевый трэш.

Некоторые рецензенты «Пугала» упоминают, кстати, фильм «Кочегар». Очевидно, потому что там есть якут, а в «Пугале» есть кочегар. Он тоже молчаливый и добрый. Но это, пожалуй, все, что роднит сюжет «Пугала» Дмитрия Давыдова с «Кочегаром» Алексея Балабанова, который, к слову, родился 25 февраля.

«Остров»-перевертыш

С первой же минуты просмотра «Пугало» ассоциативно приводит к «Острову» Павла Лунгина, где тоже есть кочегарка, как некое воплощение земного ада. Ассоциация крепнет, едва главная героиня начинает пилить ствол сухого дерева, потом складывает дрова на сани и долго тащит по снегу в свой убогий, запущенный дом. Так она будет пилить и таскать дрова не один раз. Одета она, абы как – в старую душегрейку, разные валенки – черный и серый, грубые мужские штаны, но, как и герою Петра Мамонова, ей абсолютно все равно, как она выглядит и что о ней думают. Она давно выше мирских представлений о «хорошо» и «плохо». «Пугало» – это такой «Остров»-перевертыш, в котором интрига кроется не в начале, а в конце. У Лунгина зритель с первых кадров понимает, что сверх способности героя – это божий дар, посланный во искупление его страшного греха. В ленте Давыдова до самого конца не понятны детали истории, приключившейся с чудо-целительницей, но суть, очевидна, поскольку сама история вторична –  и здесь дар – это не благо, а нечеловечески тяжкий груз, который отец Анатолий в «Острове» облегчает молитвой, а Пугало Давыдова – водкой.  

Нельзя не сказать об исполнительнице главной роли в фильме «Пугало». Это не профессиональная актриса, что тоже роднит киноленту с «Островом». Как невозможно представить фильм Лунгина без рок-музыканта и поэта Петра Мамонова, так невозможно представить «Пугало» без якутской этнопевицы Валентины Романовой-Чыскыырай (лучшая женская роль «Кинотавра»). По силе воплощения образа с ней, конечно, не может конкурировать ни один из участников проекта, и это, на общем фоне ровной актерской игры, подчеркивает особенность ее героини. Человек с настоящими сверхспособностями должен обладать не внешними отличительными атрибутами в виде бубнов, амулетов, магических шаров и прочего реквизита “Битвы экстрасенсов”, а внутренней силой, которая давит на тебя прямо с экрана так, что временами начинает знобить.

Артхаусное кино не знает, что такое хеппи-энд. Здесь тоже все вполне предсказуемо. Но, как и после «Острова», после просмотра «Пугала» не остается осадка балабановской безнадеги. Есть свет в конце тоннеля, все не зря, все не напрасно. С этим светом можно идти дальше по жизни, в конце которой тоже никогда не бывает хэппи-энда. В этом и есть главное целительное чудо настоящего искусства.

Нина Воронина

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио