ПАТовый капкан: как сотни иркутян оказались владельцами земли, на которой нельзя ничего строить

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #16 (1003) от 29 апреля 2021

Собственный дом с участком-садом, дети и собака — простая и вполне реалистичная мечта. Однако для многих иркутян, тех, кто уже начал воплощать эти планы в жизнь, они могут стать несбыточными. Виной всему — седьмая подзона приаэродромной территории (ПАТ) иркутского аэропорта, в которой запрещено с этого года жилое и социальное строительство. Репортерская группа газеты «Иркутск» побывала в микрорайоне Славный (он входит в эту зону) и познакомилась с семьями, которые законно купили участки, но не имеют права начать стройку. То есть люди, образно говоря, закопали деньги в землю.

Микрорайон Славный находится совсем недалеко от центра Иркутска. Это третий километр Плишкинского тракта, минут десять на машине — и ты уже на улице Напольной, откуда до делового центра города рукой подать. Микрорайон расположился посреди леса, тут чистый воздух, доброжелательные соседи, спокойное течение жизни. В будущем планировалось строительство садика и школы. В общем, то самое место, где хочется растить детей, укрывшись от городской суеты. Вот поэтому Славный стал выбором семьи Дудкиных.

— У нас была большая мечта. Я всегда жила в многоквартирном доме, но хотела иметь именно свой дом, свой участок… Семья, дети и собака. Мы полтора года искали участок, смотрели все тракты вокруг города, и именно Славный оказался идеальным вариантом. Недалеко до работы, хорошая инфраструктура, вода, экология, нет такой транспортной загруженности, как на других направлениях, — рассказывает Анастасия Дудкина.

Когда участок нашли, Дудкины продали квартиру в Юбилейном и купили земельный участок. В планах было построить дом на 90–100 квадратных метров. Временно, до новоселья, семья поселилась у родителей. Но кого пугают неудобства, если впереди такая желанная цель? Недалеко землю купила и сестра Анастасии, в будущем они планировали создать что-то вроде семейной усадьбы. Сосед Дудкиных уже начал строить дом. Ничего не предвещало беды, гром грянул неожиданно.

— Когда мы получали документы на собственность, никаких ограничений не было. А потом из новостей узнали, что на кадастр поставлена приаэродромная территория нашего аэропорта. Начали в интернете искать информацию и так узнали про седьмую подзону и про то, что мы в нее попадаем, — говорит Анастасия. — Мы покупали с мужем участок с мыслью о том, что при строительстве дома можно задуматься о детях. Теперь у нас деньги фактически закопаны в землю, мы тут ничего не можем сделать. Разве что палатку поставить и картошку высадить.

Семья оказалась в тупиковом положении: ни продать, ни обменять участок с такими обременениями не получится, накопить на свою жилплощадь довольно сложно, да и в какие инстанции обращаться — тоже непонятно. Впрочем, бороться за свою мечту Дудкины намерены до последнего. Пока же они собирают ответы от всевозможных инстанций, чтобы обратиться в прокуратуру.

В похожем положении оказалась и семья Марковых. Марина и Александр свои десять соток в Славном купили также после долгих поисков. Отметался один вариант, другой, и вот выбор сделан. Землю купили осенью 2019 года, взяв кредит. Тогда даже и речи о каких-то ограничениях не велось. Строиться собирались еще в прошлом году, нашли подрядчика, взяли заем на материалы. Осенью 2020 года подали уведомление о строительстве в администрацию Иркутска, где и сообщили, что территория Славного попадает в подзону ПАТ, но в третью, и чтобы возвести дом, нужно получить согласование Росавиации. Марковы это сделали.

— Мы хотели взять ипотеку. Когда подавали документы, у нас попросили актуальное разрешение на строительство. Мы его запросили повторно 1 апреля, но нам выдали отказ с мотивировкой, что на участке запрещено строиться, так как третья подзона на седьмую поменялась. Тут не только строиться, тут жить нельзя, — рассказывает Марина.

Семья Марковых соблюла все необходимые градостроительные нормы, провела геодезические исследования, выемку грунта, сделала проект дома — все по правилам. Тем не менее они, как и Дудкины (и еще несколько семей), оказались практически в безвыходной ситуации. И что делать дальше — совершенно неясно.

— Я обращалась в градостроительный комитет, где мне пояснили, что ничего не могут сделать, поскольку закон не позволяет: как только седьмая подзона легла на кадастр, автоматически на эти участки наложился запрет по линии Росреестра. В Росавиацию обращались, на что они тоже ответили, что с удовольствием бы дали разрешения, но в обход закона не пойти. Просила Роспотребнадзор, чтобы они провели экспертизу по шумовому фону, готова была оплатить. Там так же ответили: границы подзоны приняты, мы в этих границах не делаем измерений, — говорит Марина Маркова.

Сейчас Марина и Александр живут в старом многоквартирном доме в поселке Дзержинск — в непосредственной близости от аэропорта. Говорят, что пролетающие мимо самолеты их не беспокоят, вопрос снижения уровня шума решается хорошими стеклопакетами.

Иркутянка Анастасия Дудкина рассказала журналисту газеты «Иркутск», что они с мужем продали квартиру в Юбилейном, чтобы купить участок в Славном — мечтали о доме. Но строительство запретили. «А теперь здесь разве что палатку поставить и картошку высадить», — с горечью говорит Анастасия

Чтобы купить 10 соток в Славном, Марина и Александр Марковы взяли кредит. «А теперь узнали, что тут не только строиться, тут жить нельзя», — рассказывает Марина. Они, как и Дудкины, оказались в подвешенной ситуации

«Невозможность строительства на территориях приаэродромных зон по факту приведет к срыву реализации национальных проектов: там нельзя строить ни жилье, ни соцобъекты. Но я знаю, что сейчас на уровне правительства России обсуждают четкие методики установления этой зоны, введения переходного периода и, главное, — правки к закону, которые позволят закончить проекты, начатые еще до постановки ПАТ на кадастровый учет», —  сообщил нам мэр Иркутска Руслан Болотов.

ЧТО ТАКОЕ СЕДЬМАЯ ПОДЗОНА ПАТ?

Это зона приаэродромной территории, на которой из-за превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещено новое строительство жилых и социальных объектов.

«ПАНИКОВАТЬ НЕ НАДО»

Ситуацию комментирует заместитель мэра, председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Харитонов.

В седьмую подзону приаэродромной территории Иркутска вошло около половины территории Иркутска: практически весь Октябрьский и Правобережный округа, часть Свердловского и начало Ленинского районов. Это парализует и жилищное, и социальное строительство. Вплоть до того, что все разрешения, выданные на объекты после 1 января 2020 года, аннулированы. А это значит, что если ничего не поменяется, не видеть Иркутску ни новых школ, ни садиков, ни поликлиник.

— К сожалению, ситуация сложилась очень непростая. Федеральный закон о приаэродромных территориях идет вразрез с интересами города. Седьмая подзона к безопасности полетов практически не имеет отношения, она касается благополучия самих жителей, — комментирует ситуацию заместитель мэра-председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Харитонов. — У нас в эту подзону попадают такие знаковые объекты, как Суворовское училище, школа на территории бывшего ИВВАИУ, четыре садика, пристрои к школам № 23 и 14, детский сад в микрорайоне Лесной.

Евгений Аркадьевич отмечает: рубить с плеча и ставить крест на развитии города не стоит. Даже в условиях седьмой подзоны можно вполне провести компенсационные мероприятия — это и усиленные стеклопакеты, и шумоизоляиция в строящихся объектах. Более того, движение в позитивную сторону уже есть. Иркутский аэропорт заказал корректировку границы при­аэродромной зоны, к вопросу привлекли ученых, специалистов Роспотребнадзора. Седьмая подзона по результатам этой работы значительно сократится, но часть объектов все же останется в зоне шумового воздействия, поскольку аэроузел находится в границах города. Тут снова актуализируется тема выноса его за пределы Иркутска.

По мнению заместителя мэра, самое правильное сейчас, в том числе для жителей, — не паниковать и запастись терпением.

— Вопрос касается не только нашего города — подобная проблема возникла даже там, где аэропорт находится за пределами населенных пунктов. Поэтому сейчас на уровне правительства Российской Федерации обсуждается вопрос разработки четких методик установления этой зоны, введения какого-то переходного периода. Ни для кого не секрет, что у нас решается вопрос переноса аэропорта за пределы Иркутска, рано или поздно это состоится, — говорит Евгений Харитонов.

Алена Кашпарова

Фото Валентина Карпова

Маршрутка с номером 4с доставит вас в микрорайон Славный — действительно славное место на третьем километре Плишкинского тракта. Лес, воздух, улицы с милыми названиями — Любимая и Лесная поляна, относительная близость к центру Иркутска — все это стало решающим фактором для людей, купивших здесь земельные участки под строительство домов. Но в этом году выяснилось: строить нельзя — участки входят в седьмую подзону приаэродромной территории Иркутска

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио