От отчаяния к надежде: иркутская история особенной девочки, талантливой художницы Вари Астафьевой

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #45 (1081) от 25 ноября 2022

Семь лет назад врачи сказали родителям Вари, что их дочь необучаемая, что она никогда не научится говорить, читать и писать и надо это принять как данность. Сейчас девочке 13, и благодаря огромной любви родителей она не только говорит, читает и считает, но и оказалась талантливой художницей. Недавно у Вари состоялась ее персональная выставка «Пусть всегда будет солнце!».

Мы встретились с Варей и ее мамой Татьяной в КДЦ «Россия», где и проходила выставка. Варя — высокая, статная, улыбчивая девочка, с удовольствием показывает свои рисунки. Они очень добрые и светлые: сова, которая увидела что-то необычное, пингвины на фоне полярного заката, мышка в уютной норке, сакура на ветру, снегири на фоне зимнего пейзажа, розовые фламинго, котики, белочки, лисички, персонажи сказок.

— Мне нравится рисовать, я смотрю в окно на людей, деревья, птиц и рисую. Нравится мультики Диснея, сказки, — говорит юная художница.

Выразительность в работах достигается за счет смелого использования красок, экспрессии, при этом Варвара очень тонко чувствует нюансы цветовых сочетаний. Никакого хаоса, все на своем месте, все уравновешенно. В некоторых работах обращают на себя внимание тонко прорисованные детали: орнаменты, декоративные элементы зданий. Но главное, эти рисунки излучают мощный энергетический заряд добра, света, жизнелюбия.

Татьяна рассказывает, каким долгим и трудным был путь дочери и всей семьи — от отчаяния к надежде. Несколько лет назад мама стала вести блог в Telegram, чтобы делиться своим опытом с другими родителями. Ее откровенность вызывает огромное уважение. Увы, многие родители особенных детей в России замыкаются в себе, потому что боятся социальной стигматизации (навешивание социальных ярлыков. — Прим. ред.).

— До семи лет врачи ставят детям разные диагнозы: задержка речевого развития, расстройство аутического спектра, ментальные нарушения — миллион вариантов. Но когда приходишь к психиатру, у него их три: легкая степень умственной отсталости, умеренная и тяжелая. Варе поставили умеренную, — вспоминает Татьяна.

То, что Варвара особенный ребенок, родители поняли, когда ей пошел третий год. До пяти лет она вообще не разговаривала. Ее не интересовали игрушки, она жила в своем мире. Могла долго крутить руками у лица. Такая игра увлекала ее полностью, а мама ловила на себе сочувствующие взгляды окружающих. Дома Варя каждый день по нескольку раз ходила по кругу. Врачи сказали, что учить ее в школе нет смысла. Дети с таким диагнозом не могут ни читать, ни писать — вообще ничего. У них моторика не развита, они плохо ориентируются в пространстве, не способны к анализу.

Но родители не сдавались, обращались к разным специалистам, долго и упорно лечили дочь в разных городах и даже за границей. К сожалению, безуспешно.

— Иглоукалывание, массаж и разные другие методики — что только не делали, — перечисляет Татьяна. — И вот как-то в Иркутске попался нам специалист, благодаря которому Варя начала говорить. И это был огромный прогресс! Она стала задавать вопросы, интересоваться происходящим вокруг, играть в ролевые игры. Да, ее речь не совсем внятная, не все можно разобрать, но мы ее понимаем.

Когда Варе исполнилось шесть лет, перед родителями встал вопрос: пойти в общеобразовательную школу — как раз тогда в России появилось инклюзивное образование и в школы стали брать детей с нарушениями интеллекта — или в коррекционную.

После долгих раздумий выбрали специальную коррекционную школу № 4. Тем более в ней стали открываться классы для детей с умеренными нарушениями интеллекта. Класс небольшой — 6–7 человек, прекрасные педагоги и воспитатели. Школа очень уютная, недавно в ней сделали ремонт. Там очень много развивающей деятельности. Есть свой огород, библиотека, швейная мастерская, столярная, а в этом году открыли класс, где дети учатся готовить. Сейчас Варя учится в седьмом классе, она староста и к своим обязанностям относится очень ответственно.

— Медленно, но мы продвигаемся вперед, — уверена мама. — Варя развивается в своем ритме. Она знает буквы, но слияние в слоги ей дается с трудом, тем не менее она может прочитать отдельные слова. Решает несложные примеры по математике. Да, все, что связано с логикой, дается ей труднее, но это нормально.

Зато у Вари развита эмоциональная сфера. У нее очень близкая связь с природой, и вся ее жизнь соотносится с природными циклами. Она хорошо чувствует людей, их настроение, в компании сразу определяет для себя, общаться с человеком или нет.

— Варя у нас в семье моральный ориентир: если она говорит — плохо, значит, это действительно плохо, — объясняет мама.

Татьяна призналась, что первые годы постоянно занималась самокопанием: почему это произошло с ее дочерью? Выбраться из болота и принять ситуацию ей помогла сама Варя. Как? Своей безграничной любовью и доверием.

— Однажды муж, видя мои метания в попытках самоуспокоения, сказал: «Варя — это дар! Мы должны радоваться, что у нас есть ребенок, который многому нас учит».

Рисованием Варя увлеклась во втором классе. Причем творчество захватило ее сразу и полностью, она рисовала безостановочно. И чем дальше, тем лучше и оригинальнее. Любящие, чуткие родители старались помочь дочери реализовать ее творческие наклонности. Чтобы Варваре было легче понять основы перспективы, композиции, объема и светотени, папа подарил ей замечательную книгу Марка Крилли «Комикс, который научит рисовать». И Варя очень быстро все освоила по картинкам.

По словам мамы, на одну работу уходит от нескольких часов до недели. Например, пейзаж со снегирями Варя нарисовала за один вечер, а над «Красной Шапочкой» работала неделю. Сначала она продумывает композицию, делает набросок карандашом и на некоторое время откладывает. На втором этапе работает с красками. Варя внимательна к деталям. Она вообще очень наблюдательная и запоминает любую мелочь. Как-то во время прогулки по городу девочка обратила внимание на старинные дома с резными наличниками. После по мотивам увиденного нарисовала пейзаж. А на море ее поразил закат: огромное солнце, которое быстро заходит в воду. И это мгновение она запечатлела в рисунке.

Варе нравятся картины русских художников, особенно пейзажи. Нравится изящный и лаконичный стиль традиционной японской живописи.

— Мы ходили в Иркутский художественный музей, и это произвело на Варю огромное впечатление, – говорит Татьяна. — Она долго рассматривала картины, восхищалась. Мечтаем съездить в Москву, чтобы побывать в Третьяковской галерее и музее имени Пушкина, а еще в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Два года назад родителям стало очевидно, что творческой натуре дочери тесно в четырех стенах квартиры — ей нужно развиваться. А для этого необходимо общение, обмен опытом и идеями. Но в художественной школе обучение идет по жесткой академической схеме, для Вари это очень сложно. Альтернативой стало творческое объединение «Краски» в КДЦ «Россия».

— Когда Варя пришла к нам, ее мама сомневалась, будет ли контакт, но все прошло нормально, — рассказывает педагог студии Елена Александровна Матвейчук. — Варя очень теплая и общительная девочка. Мы находим общий язык, она воспринимает информацию, общается с другими детьми. У нее собственный творческий почерк, свое видение. Есть картины, где повторяются определенные образы, мотивы, детали. Она их подчеркивает, выделяет. Варя видит все по-своему и по-своему передает на бумаге. В ее работах постоянным лейтмотивом проходит тема хрупкости окружающей нас природы. Когда у Варвары накопилось много хороших работ, мы решили сделать персональную выставку. Конечно, Варе нужно развивать свой дар.

Елизавета Старшинина

Фото автора

На фото – особенная девочка Варя Астафьева и ее рисунки. Хотите верьте, хотите нет, но они оказывают терапевтическое воздействие: успокаивают и поднимают настроение

«Снегири». Глядя на этот рисунок, понимаешь, что Варя знает принципы перспективы и как правильно из­образить размеры объектов

«Солнечное море». Эта работа написана под впечатлением от морского заката

«Пингвины». Обратите внимание на гармонию цвета – ничего лишнего

Конечно, успехи Вари были бы невозможны, если бы не ее замечательные родители, которые приложили огромные усилия, чтобы дочь смогла не только адаптироваться, но и проявить свой талант. У Татьяны, мамы Вари (на фото), есть очень интересный телеграм-канал «Varya_and_we. Препод с особым ребенком»

НЕОБУЧАЕМЫХ ДЕТЕЙ НЕТ!

«Образование — это прежде всего развитие человека. Если ребенок не знает дроби или таблицу умножения, это не значит, что он не развивается. Но у каждого свои возможности, способности, исходя из этого и надо обучать таких детей, — говорит доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева. — В процессе обучения у всех проявляются способности. Для детей с нарушениями интеллекта очень важна образовательная среда. Внутренних ресурсов у них очень мало, все зависит от того, насколько грамотно, серьезно, терпеливо работает дефектолог, который следует по пути восстановления нарушенного онтогенеза. Такое воздействие благоприятно влияет на образование нейронных связей в коре головного мозга».

В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа — дети с ментальными нарушениями. По данным ЮНЕСКО и ВОЗ, на 100 школьников приходится до пяти человек с нарушениями интеллекта, на каждые 800 новорожденных — один с синдромом Дауна.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио