«Остров сокровищ» от 12 и старше. Иркутский театр кукол «Аистенок» завершил 87-й сезон премьерой про пиратов

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #27 (1063) от 15 июля 2022

«Остров сокровищ» в постановке питерского режиссера Максима Пахомова получился ярким и динамичным. Спектакль наверняка понравится подросткам, но вот с малышами на него лучше не ходить. Своими впечатлениями от премьеры поделилась обозреватель газеты «Иркутск».

Первый раз в театр кукол мой ребенок пришел в три года. Это был спектакль по известной сказке «Машенька и медведь». Все, конечно, помнят, как она начинается — девочка заблудилась в темном лесу и набрела на избушку, где укрылась от ночной непогоды. В зале наступила кромешная темнота, на сцене в ярком пятне света среди бутафорских елок появилась крохотная куколка, и… грянул гром. Моя дочь оглушительно взревела, и ее пришлось спешно эвакуировать в фойе. Побродив там среди мячиков и лошадок, она наотрез отказалась возвращаться на спектакль. Чтобы не повторить мой горький опыт, с малышами на «Остров сокровищ» лучше не ходить.

Начинается он ровно так же — из кромешной темноты световое пятно вырывает фигуру спящего мальчика, голова которого лежит на коленях матери. Он явно видит во сне что-то неприятное, отчего вздрагивает, постанывает и наконец громко кричит, да так, что в зрительном зале сначала тоже раздается испуганный крик, а затем громкий смех (всегда ведь смешно после того, как ты испугался какой-то нелепицы).

По словам режиссера Максима Пахомова, спектакль адресован аудитории 12+. А в этом возрасте, как известно, нет ничего интереснее страшилок. Во всяком случае, у моей дочери в 12 лет любимым чтивом были ужастики Роберта Стайна, и спектакль «Остров сокровищ» явно пришелся бы ей по душе.

Роман Роберта Стивенсона про пиратов всегда привлекал внимание постановщиков и в кино, и в театре, и в мультипликации. Одноногий Джон Сильвер и его попугай, знаменитая песенка про сундук мертвеца и бутылку рома, сокровища, заговоры, сражения — а в центре сюжета мальчик по имени Джим… В этой истории есть все, чтобы вызвать интерес у мальчишек и девчонок всех времен и народов.

— Кроме того что сюжет «Острова сокровищ» интересен подросткам, нам очень хотелось сделать спектакль, где максимально использованы возможности театра — актерская игра, музыка, танцы, вокал, пластика, трюки, сценические бои, световые и спецэффекты, ну и, конечно, куклы, — рассказал режиссер-постановщик Максим Пахомов. — История мальчика Джима Хокинса, рассказанная Робертом Стивенсоном, — идеальная возможность свести это воедино.

Воплотить задуманное на сцене помогли художник-постановщик Никита Нестеров, художник по свету Александр Рязанцев и молодой московский композитор Игорь Волков.

«Аистенок» ранее уже сотрудничал с Максимом Пахомовым. В 2019 году он выступил в качестве режиссера по пластике в спектакле для глухих и слабослышащих зрителей «Бетховен. Разговорные тетради». В 2020-м эта постановка получила губернаторскую премию за достижения в области культуры и искусства.

Кукол в спектакле «Остров сокровищ» совсем немного — попугай по кличке Капитан Флинт и морской дьявол Дейви Джонс, ставший всемирно известным после выхода на экраны фильма «Пираты Карибского моря». На самом деле этот мистический персонаж испокон веков наводил ужас на моряков, и по преданию «Сундук мертвеца» — это место, куда Джонс отправляет души погибших в океане мореходов. В спектакле Дейви Джонс — настоящее чудовище, которое ходит на огромных клешнях и повелевает миром мертвых пиратов. Именно туда в своем страшном сне попадает главный герой постановки Джим Хокинс.

Актеры театра кукол «Аистенок» в «Острове сокровищ» получили возможность в полной мере раскрыть свои самые разнообразные таланты. Обитательницы морей русалки пластичны и певучи. Пираты залихватски отплясывают, лазают по веревочным лестницам, увлеченно дерутся, фехтуют, стреляют из мушкетов и, конечно, «йо-хо-хо» поют. Спектакль пронизан юмором, и затишье, вызванное появлением на сцене Дейви Джонса, сменяется в зрительном зале громким смехом и возгласами детского восторга, например, когда из дула пиратской пушки вылетают идеально круглые, как ядра, кольца дыма.

Отдельного внимания заслуживают актерские работы. Максимально приближены к образам, созданным в романе Стивенсоном, храбрый вояка капитан Смоллетт (Роман Зорин), настоящий английский джентльмен доктор Ливси (Олег Лавренчук) и легкомысленный сквайр Трелони (Роман Бучек). Одичавший от одиночества пират Бен Ганн, созданный Ольгой Спириной, — это дикий сгусток энергии, а его песенка — красноречивое доказательство, что в жизни головка обычного сыра может быть желаннее самых драгоценных сокровищ.

Колоритны пираты Билли Бонс (Андрей Дюков), Черный Пес (Денис Игнатьев) и Слепой Пью в исполнении Артема Яцухно, который также сыграл одного из главных персонажей — Джона Сильвера. Правда, он получился менее убедительным и даже несколько потерялся на фоне разношерстной пиратской братии. Зато за Дейви Джонсом при каждом его появлении на сцене зрители наблюдали затаив дыхание. Самое удивительное, что этот зловещий образ воплотила хрупкая девушка — актриса театра Анна Скоромная. Понятно, что передвигаться в таком сложном костюме с огромной маской было непросто. Но этого никто не заметил.

Создавая спектакль, режиссер привнес в него новые смыслы. Кроме храбрости, смекалки, стойкости, которые присущи главному герою — мальчику Джиму (Евгений Кириллов), важно научиться разбираться в людях, а прежде чем совершить поступок или сделать выбор, надо обдумать свои действия. Иначе можно легко оказаться в сундуке Дейви Джонса среди жадных, жестоких и глупых пиратов. Это сделало постановку не только веселой и увлекательной, но и поучительной.

Нина Александрова

Фото предоставлено театром «Аистенок»

Юный Джим Хокинс (Евгений Кириллов, на фото слева) случайно становится обладателем пиратской карты с указанием места, где спрятаны сокровища. На поиски клада с ним отправляются богатый, но излишне болтливый сквайр Трелони (Роман Бучек, на фото в центре) и настоящий английский джентльмен доктор Ливси (Олег Лавренчук)

Билли Бонс (Андрей Дюков) злоупотреблял ромом и очень боялся своих «друзей»-пиратов. В итоге скоропостижно умер прямо в таверне на глазах у сына хозяйки заведения Джима Хокинса. В его вещах и была найдена старинная карта Острова сокровищ

Слепой Пью (Артем Яцухно), передавший Бонсу «черную метку», потерпел неудачу. Карта досталась мальчишке Хокинсу, а разочарованные коллеги-пираты просто бросили его на произвол судьбы

Команда пиратов, которую подбирал Трелони, сразу не понравилась капитану Смоллетту (артист Роман Зорин, на фото — крайний слева за столом), но его заверили, что все моряки большие профессионалы. Дальнейшие события показали, что Смоллетт гораздо лучше разбирается в людях, чем богатый сквайр

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио