О танце, который переворачивает жизнь с ног на голову 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #22 (960) от 10 июня 2020

Хип-хоп культура зародилась на улицах Бруклина и влюбила в себя подростков во всем мире. Ее танцевальное направление брейк-данс стало видом спорта, включенным в программу Олимпийских игр. О том, как в Иркутске развивается брейкинг, рассказывает заместитель председателя совета федерации BreakDance Иркутской области Степан Харитонов.

Танцоров брейк-данса называют b-boy (би-бой). Степан в сообществе известен как b-boy Железный — это его никнейм.

— У многих танцоров есть такие псевдонимы, их выбирают исходя из своих индивидуальных особенностей, — объясняет Степан. — В Питере есть танцор Резкий — потому что у него все движения резкие, быстрые. Есть b-boy Будда — он увлечен восточной культурой и даже внешне похож на буддийского монаха. У меня два псевдонима. Первый придумал еще в юности: b-boy Атом. Все в тусовке меня знали под этим ником, но со временем оно начало казаться слишком простым. А потом я сломал руку на уличном выступлении: неудачно сделал сальто. Мне поставили титановую пластину, но я продолжил танцевать. И ребята стали звать меня «Железным». Это довольно символично: ведь благодаря своей железной силе воли я остался в брейк-дансе, стал тренировать, получил третью судейскую категорию. Хотя многие из тех, с кем мы вместе начинали, уже бросили танцы.

А с чего началось твое увлечение?

— Я с детства занимался единоборствами: карате-до (фудокан), тхэквондо и рукопашный бой. Однажды увидел популярную в 90-е телепрограмму «До 16 и старше», там танцевали ребята из команды Da Boogie Crew. Меня поразили их крутые фишки! Начал искать в Иркутске студию, где такому учат, но ничего не нашел. Спустя полгода все-таки попал в школу брейкинга, но ребята там сами были новичками. На дворе стоял 1998 год, и в Иркутске эта культура не была сильно развита. Однако я познакомился с единомышленниками, и мы начали самостоятельно заниматься брейкингом, смотрели кассеты, учились по видео.

Помнишь свои первые шаги в брейкинге?

— На первых соревнованиях я смотрел, как танцуют более опытные ребята, и мне казалось, что сам ничего толком делать не умею. Было волнительно выходить на сцену, пришлось показать все, чему научился. Ожидал провала, но зрители кричали: «Круто!» Получив такой мощный заряд эмоций, погрузился в брейкинг полностью. Тренировался везде: дома, на работе (трудился тогда на стройке), в зале. Потом в 2000 году мы с ребятами посмотрели фильм, где команды танцуют на улице. Нам захотелось так же. Отправились на улицу Урицкого, нашли какую-то картонную коробку от холодильника. Подошли к магазину джинсов, где играла музыка из колонки, и попросили поставить нашу кассету. И начали танцевать на этом картоне! Было очень здорово. Эти уличные выступления стали нашей традицией на протяжении пятнадцати лет.

Ты упомянул, что занимался единоборствами, потом переключился на брейк-данс. Не осуждали ли тебя друзья из боевых искусств за то, что променял мужской спорт на танцы?

— Нет, тогда брейк-данс был очень крутым направлением и даже не воспринимался как танец. Он был больше силовым, физически и технически сложным, а парней это как раз и привлекало. Никто из друзей не упрекал, что это, мол, какое-то девчачье увлечение. В 1990-е годы брейкинг считался настолько крутым, что нас даже уличные хулиганы уважали за умение делать крутые фишки.

В чем заключается философия брейк-данса?

— Это танцевальное направление хип-хоп культуры, которое было создано в мирных целях. Легенда гласит, что в Америке в 1970-е годы выходцы из бедных кварталов, привыкшие выяснять отношения с оружием, решили продемонстрировать свою силу и ловкость на языке движений. Так и родился уличный танец, который в процессе развития стал видом спорта, перешел в залы. Но, в отличие от других видов спорта, там нет жестких рамок и ограничений. В брейкинге важна общая физическая подготовка, силовые нагрузки, чувство ритма и гибкость.

— Есть ли у нас в регионе федерация брейк-данса?

— Да, председатель федерации — Игорь Борисович Тесленко, у него своя школа танцев, я его заместитель. Мы сотрудничаем с Федерацией танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла и официальные соревнования проводим под эгидой этой организации. В брейк-дансе все как в любом другом виде спорта: набирая баллы, выигрывая соревнования, получаешь разряды и звания. У меня своя студия, среди моих учеников есть ребята с третьим разрядом. Соревнований по брейк-дансу много: турниры между школами для начинающих танцоров, а также чемпионаты города, области, открытые междугородние турниры.

В брейк-дансе возможны возрастные ограничения?

— Брейкинг сильно помолодел за последние десять лет. В то время, когда я начинал, брейкингом занимались взрослые ребята — от пятнадцати лет и старше, а сейчас ко мне в студию идут малыши чуть ли не с детского сада. Мне нравится смотреть, как растут мои ученики, я им и друг, и тренер, и психолог. Все подопечные разделены на группы: приходят и совсем дети, и те, кому уже за тридцать. Есть среди них и мой учитель из первой студии Алексей Филатов: мы поменялись ролями. Он — представитель первой волны брейкинга и, как я уже упоминал, в то время сам был новичком. Сейчас Алексею 50 лет, и он решил заново учиться. Он большой молодец, поддерживает себя в отличной физической форме, жадно впитывает информацию, умеет делать некоторые фишки, которые даже не все дети и подростки могут, например, крутиться на голове.

Какие движения считаются самыми трудными в исполнении?

— Есть несколько технически сложных элементов: вращение на голове, например. На данный момент самый трудновыполнимый — это эйртвист (вращение вокруг своей оси на руках, при этом ноги не касаются пола).

Изменилось ли что-то внутри вашей культуры после того, как брейк-данс включили в программу Олимпийских игр? (Дебют танцевального вида спорта состоится на летних Олимпийских играх — 2024 в Париже. — Прим. ред.).

— Нет, внутри ничего не поменялось, но у ребят появилась еще одна цель — попасть на Олимпийские игры. Тем более что в нашем виде спорта Россия держится на лидирующих позициях: россиянин Сергей Чернышев (b-boy Bumblebee), например, стал первым победителем юношеской Олимпиады по брейк-дансу. На ту Олимпиаду также отбирался и наш иркутянин Артем Мотошкин. Он прошел три тура, но проиграл.

А как на мировом уровне проявляют себя родоначальники брейк-данса — американцы?

— В США, где и зародилась эта культура, много талантливых танцоров, но они сдают позиции. Американцы сейчас больше показатели своего стиля — оригинального, традиционного. В США большая внутренняя конкуренция: разные штаты спорят между собой, кто первым придумал тот или иной элемент. Хотя я считаю, что это неверно, ведь все придуманное — это вклад в общее развитие брейкинга. Сейчас на высокий уровень выходит Корея, где танцорам хорошую поддержку оказывает государство.

 Кто сейчас на лидирующих позициях внутри нашей страны?

— Самая крутая команда в Москве — Predatorz Crew, они несколько раз выигрывали чемпионаты мира. Популярна одна из самых старых команд — Top nine. Кстати, много хороших танцоров живет в Сибири. Например, у нас в Иркутске есть свой чемпион — Александр Поневежский (b-boy Bruce Almighty). Он занял первое место на Battle of the year — мировом фестивале, который называют мировым кубком по брейк-дансу. Отмечу, что во время начала развития брейк-данса Сибирь была немного отрезана от Москвы и Европы, где шло активное движение. Нам было далеко ездить на соревнования, но из-за этой изолированности в Сибири зародился свой особенный стиль и появилось много интересных танцоров.

Фото из архива героя

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио