Новое здание пассажирского павильона повторит архитектурный стиль Иркутского вокзала, построенного в 1898 году

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #14 (1059) от 15 апреля 2022

Железнодорожный вокзал стал одной из самых заметных и обсуждаемых реконструкций в Иркутске за последние годы. Согласно плану проект этот долгосрочный, состоит из четырех частей. Сейчас идет второй этап глобальных изменений — на месте снесенных в прошлом году пригородных касс 1964 года постройки возвели трехэтажное здание нового пассажирского павильона повышенной комфортности. В ближайшие несколько лет оно должно принять весь поток пассажиров — как пригородных электричек, так и поездов дальнего следования, пока историческое здание вокзала будут ремонтировать. И именно это еще строящееся здание повергается критике в социальных сетях. Корреспондент «Иркутска» решила выяснить, насколько конструктивна критика и как продвигается реконструкция вокзала.

Все, кто хоть раз пережил серьезный ремонт, знают, как уже с самого первого дня начинается томительное ожидание его окончания — когда на месте строительного хаоса наконец появятся задуманная красота и чистота. Неудивительно, что иркутяне нервничают, ведь масштабную реконструкцию на вокзале Иркутск-Пассажирский начали в 2018 году. Что уже сделано за четыре года?

На первом этапе провели ремонт подземного тоннеля, ведущего к платформам. Укрепили его стены, что немаловажно, учитывая участившиеся в Прибайкалье землетрясения. На платформах появились навесы, смонтированы новое освещение и система навигации. В 2019 году здесь установили лифты, которые будут доставлять пассажиров из подземного перехода сразу на две островные платформы.

Иркутяне спрашивают: почему лифты еще не работают? На четвертом этапе реконструкции платформы переделают, они станут выше. Это задумано для комфорта пассажиров: вход в вагон будет на одном уровне с платформами, и не нужно взбираться по лестнице с тяжелыми чемоданами. Шаг — и ты уже в поезде. Шахты лифтов сделали выше — как раз под будущие платформы, поэтому сейчас они и не работают. В дальнейшем перемещение вокзал — тоннель — перрон — поезд обойдется без бега с препятствиями, помогут в этом лифты и современные перроны. Когда все получится, мы будем гордиться своим вокзалом.

— Перрон и платформы планируется привести в соответствие с современными стандартами и со всеми нормами навигации, доступности и комфорта, — рассказал исполняющий обязанности начальника вокзала Иркутск-Пассажирский Степан Макархин. — Необходимо сделать вокзал максимально комфортным, удобным и безопасным, с соответствующим набором услуг и уровнем сервиса для почти пяти тысяч пассажиров, отправляющихся с него в сутки в разных направлениях: 1,6 тысячи — на пригородных электричках и 3,3 тысячи — на поездах дальнего следования.

Больше всего критиков в социальных сетях беспокоит, что современный вокзал из пеноблоков будет выглядеть нелепо рядом с красивым историческим зданием, признанным памятником архитектуры. А это показывает, что авторы замечаний вообще не обладают информацией о проекте и на этапе его принятия никак не участвовали в процессе.

Надо сказать, что процесс этот был очень активным, учитывалось мнение горожан, общественных организаций, администрации Иркутска. На этапе обсуждения проекта разработчики предложили высказаться всем желающим — в апреле 2018 года в здании вокзала провели публичные слушания, где будущая реконструкция получила единогласное одобрение. И она предполагает единый визуальный облик всего вокзального комплекса. То есть новый павильон повторит дорогую памяти иркутян архитектурную стилистику и цветовую гамму исторического здания. При этом внутри он будет современным и комфортным, но об этом чуть позже.

Еще один факт, подвергшийся критике, это синие окна нового здания. Критики отмечают, что это будет резонировать с обликом исторического вокзала. Но, как выяснилось, это ненадолго, синий цвет оконному стеклу придает защитная пленка. После окончания отделочных работ ее снимут — и инцидент будет исчерпан.

Строительство здания объединенного пассажирского зала началось год назад, в апреле 2021-го, на месте снесенных пригородных касс, их временно разместили в исторической части. Сейчас в вокзал пассажиры заходят через третий подъезд.

Работы по возведению бетонного каркаса уже завершены, трехэтажный монолит возвышается над привокзальной площадью. Мне удалось побывать внутри, и главное ощущение удивило — там просторно, хотя снаружи будущий павильон выглядит довольно компактным. И кстати, простор здесь имеет решающее значение: во время следующего этапа реконструкции, когда ремонтировать будут историческую часть вокзала, весь пассажиропоток пойдет именно через новое здание.

Впереди внутренние и наружные отделочные работы, устройство кровли, материалы для нее поставщики привезли в марте. Уже смонтировано основание для лифтовых шахт и эскалатора. Сроки завершения стройки сейчас уточняются, так как изменились условия поставки оборудования, которое имело иностранные компоненты.

Каким будет новый вокзал? Прежде всего это необычное сочетание экстерьера начала XX века и современного интерьера. Объединенный пассажирский зал — трехэтажный, общей площадью 4900 квадратных метров. Зал ожидания оборудуют эскалаторами и лифтами, сиденьями с зарядкой для гаджетов, зоной досмотра багажа, камерами хранения и санитарно-бытовым комплексом. Здесь откроют комнаты матери и ребенка, ожидания для маломобильных групп населения, кофейню.

Комфорту маломобильных граждан в новом здании вокзала вообще уделяют пристальное внимание. Для них появится современная информационно-навигационная система — таблички со шрифтом Брайля для слабовидящих пассажиров и тактильные полосы и индукционные петли, которые помогут адаптироваться слабослышащим. Наряду с лифтами и эскалаторами это сделает перемещение по транспортному узлу максимально удобным. И такой подход станет единым для всей инфраструктуры вокзального комплекса Иркутск-Пассажирский.

Пожалуй, самый глобальный этап реконструкции вокзала — третий. Его планируют начать в 2023 году.

— Реконструкция коснется всего здания исторического вокзала, это три подъезда. Всю штукатурку снимут до кирпича, проведут укрепление фундамента, — объясняет Степан Макархин. — Это необходимо, так как зданию уже более ста лет.

Сделают ремонт всей внутренней отделки, заменят полы, кровлю, систему отопления и электроснабжения. Предполагается, что увеличится количество комнат для длительного отдыха, каждая из них будет оснащена отдельным санузлом, чего сейчас нет. Пересмотрят маршрут пассажиропотока, вокзал станет проходным по всем внутренним помещениям.

И здесь особое внимание уделяется сохранению исторического облика здания. Архитекторы учли каждую деталь фасада и интерьера исторического здания. Например, всю лепнину сфотографировали, чтобы впоследствии воссоздать. Проект прошел весь комплекс требуемых экспертиз и проверок, получены необходимые разрешения. Сколько времени все это займет, можно только предполагать, на аналогичную переделку меньшего по площади вокзала в Улан-Удэ ушло больше трех лет.

Последний, четвертый этап реконструкции коснется перрона и двух островных платформ. Как уже говорилось, их приведут в современный стандарт и сделают выше.

Ольга Королева

Фото автора, пресс-службы ВСЖД и из открытых источников

ПЕРВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ 

В начале ХХ века облик Иркутского вокзала значительно изменился. Рядом со старым построили новое большое здание с протяженным симметричным фасадом. Новый проект предложил гражданский инженер В. И. Коляновский, работавший в Службе пути управления дороги. Проект утвердили в 1904 году. Здание было больше в три раза прежнего вокзала, его площадь составила около 1600 квадратных метров. Открытие состоялось 11 ноября 1907 года. Иркутский вокзал был одним из самых крупных на всей Сибирской железной дороге от Челябинска до Владивостока.

Стройка нового вокзального комплекса в самом разгаре. В марте поставщики привезли материалы для устройства кровли. Беспокоящие критиков пеноблоки покроют слоем штукатурки и покрасят в тот же цвет, что и историческое здание. Через несколько лет никто и не вспомнит, из какого материала сделаны стены. Планируется, что здание введут в эксплуатацию в конце 2022 года

На фото — макет строящегося объединенного пассажирского павильона. Снаружи он стилизован под облик памятника архитектуры — историческое здание Иркутского вокзала, а внутри будет дополнен современной инфраструктурой. Интерьер для гармонии с фасадом стилизован под классику и явно дорогой — одни люстры чего стоят. Автором проекта стал Иркутскжелдорпроект

Так интерьер будущего нового вокзала выглядит сейчас. Корреспондента газеты «Иркутск» в качестве исключения впустили внутрь будущего павильона — оказалось, что внешне компактный, внутри он довольно просторный. Это важно, ведь несколько лет весь пассажиропоток будет проходить именно через это здание. Работы здесь еще много, но учитывая, что здание построили всего за год, хочется верить, что подрядчикам удастся сохранить темпы

На фото – первое здание Иркутского вокзала, снимок датируется 1900–1902 годами. Закладка каменного здания железнодорожного вокзала состоялась 15 июня 1897 года по проекту архитектора Мациевича. На его строительство ушло чуть больше года, в начале августа 1898-го состоялось торжественное открытие

18 августа 1898 года в Иркутск прибыл первый поезд. Это событие стало для всех иркутян историческим. На фото видно, как много горожан решили своими глазами увидеть первый железнодорожный состав

Поделитесь:

Поделиться в facebook
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио

© 2016 – 2022 Сетевое издание "Иркутскинформ.рф"

Регистрационный номер: серия эл №фс77-76638 от 24 сентября 2019.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель: Администрация города Иркутска.

Возрастное ограничение 16+

Главный редактор сетевого издания Иркутскинформ.рф:

Кремницер Нина Александровна

Пожалуйста, указывайте ссылку на первоисточник.

Телефон редакции:
Электронная почта редакции: