Необычные ученики обычной школы: про инклюзивное образование в Иркутске

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #19 (1055) от 20 мая 2022

В сентябре 2021 года в школе № 33 микрорайона Лесного открылся первый в городе ресурсный класс для детей с аутизмом. Для восьми первоклассников создали целую команду педагогов и специальные условия: зону для отдыха с креслами-мешками, сенсорными игрушками и интерактивным столом, парты с высокими бортиками, дополнительные учебные материалы и пособия. На протяжении учебного года дети занимались в классе по своим программам, учились общаться со сверстниками на переменах и школьных мероприятиях, а позднее посещали уроки в общеобразовательных классах.

Открытию ресурсного класса предшествовала большая подготовительная работа, была создана рабочая группа из родителей-активистов, специалистов департамента образования Иркутска, представителей педагогического института ИГУ, психолого-медико-педагогической комиссии и сотрудников адаптивно-педагогического центра «РАСсвет», в котором занимаются дети с ментальными нарушениями. Необходимо было решить, на базе какой школы может заработать класс, где найти дополнительное финансирование (здесь помогли конкурсы благотворительных фондов, в том числе Фонда президентских классов и фонда «Абсолют-Помощь»), педагогов (учителя, тьюторы, психологи, дефектологи) и поддержку специалистов, отвечающих за успешное включение детей в образовательный процесс и обучение при помощи методик прикладного анализа поведения.

— Основные трудности, которые испытывают дети с аутизмом, связаны с нарушением коммуникации: они не умеют общаться с другими людьми, некоторые ребята не могут говорить, вместо слов их учат пользоваться карточками с картинками или жестовым языком, у некоторых есть проблемы с пониманием речи. Все это отражается на их поведении. Поэтому фронт работы довольно обширный, — объясняет психолог АПЦ «РАСсвет» Анна Леонтьева.

Первый ресурсный класс появился в 2020 году на базе школы поселка Молодежного. Результаты его работы были положительными, а потребность в новых классах все еще высока. Поэтому год спустя открылись два новых ресурсных класса: в школах поселка Лугового и в микрорайоне Лесном.

— Сын пошел в школу в сентябре и очень изменился с тех пор. Раньше реагировал на громкие звуки — закрывал уши руками, мог заплакать от сенсорной перегрузки, начать кусать себя за руку или вокализировать, особенно если рядом было шумно, бегали дети, — рассказывает Анастасия Воронина, мама первоклассника Кирилла. — Сейчас у него стало меньше вокализаций, аутоагрессия сошла практически на нет, он спокойнее относится к шумным школьным коридорам — вместе с одноклассниками ходит на переменах в столовую, на уроки физкультуры в спортзал… Когда приходит домой, рассказывает нам, что с ним происходило в школе, стал более самостоятельным.

Вместе с одноклассниками Кирилл учит те же предметы, что и ученики из обычных классов: математика, русский язык и чтение, окружающий мир, по тем же учебникам и рабочим тетрадям, но задания им подбирают с учетом личных возможностей.

— Чтобы ученики ресурсного класса могли посещать уроки общеобразовательных классов, учитель и тьюторы обучали детей работать в группе, внимательно слушать педагога, вовремя отвечать на вопросы, поднимать руку перед ответом, выходить к доске… Поэтому проблем при посещении уроков с первоклассниками из их параллели не возникло. Учителя знают об особенностях ребят и готовы работать с ними. Например, у Алисы есть проблемы с моторикой, ей тяжело писать, поэтому, когда в общеобразовательном классе, который она посещает, проходит диктант, девочка не пишет под диктовку, как остальные, а вставляет пропущенные буквы в тот же текст. У Андрея все отлично с математикой, поэтому на общих уроках он не только выполняет все задания, которые учитель дает классу, но и дополнительные, приготовленные специально для него, — поделилась успехами учеников куратор ресурсного класса Вероника Артамонова.

Учебный год первоклассников ресурсного класса школы № 33 заканчивается 20 мая. Сейчас администрация школы вместе с родителями и педагогами решает, кто из детей готов перейти во второй класс, а кто еще на год останется в первом.

Елизавета Клинова

Фото из архива АПЦ «РАСсвет»

Ученики ресурсного класса школы № 33 посещают по два урока в день в общеобразовательных классах. При поддержке тьютора они сосредотачиваются на материале и выполняют все задания учителя, не отвлекаются и не отвлекают других ребят. Остальные часы они занимаются индивидуально или в группе в своем классе

Анастасия Воронина со своим сыном-первоклассником: «Кириллу нравится ходить в школу. Если ему хорошо, значит, и нам тоже. Я верю в своего ребенка, поддержу то, чем он захочет заниматься в будущем. Сейчас важно дать ему возможность развивать свои способности. И в этом нам помогает инклюзивное образование»

ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ресурсный класс является частью инклюзивного образования — когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио