Неделя Гайдая в Иркутске. В городе с размахом отметили столетие знаменитого режиссера

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #4 (1090) от 3 февраля 2023

В понедельник, 30 января, в Иркутске стартовали мероприятия, посвященные юбилею Леонида Гайдая. Основной план празднования разработал иркутский «ГайдайЦентр». Его команда пригласила горожан посетить первый в стране онлайн-музей Леонида Гайдая: https://gaidaicenter.ru/. Здесь подготовили развлекательную экскурсию и викторину о жизни и творчестве нашего земляка. Днем 30 января на площади Труда у цирка состоялся большой флешмоб с хороводом. В нем приняли участие почти 400 человек, что стало новым рекордом. В этот же день в Центре современного искусства «Огонь» открылась интерактивная выставка «Режиссер Гайдай. Как он это делал?». Творческие встречи, кинолектории, литературно-музыкальные вечера, кинопанорамы, виртуальные путешествия, конкурсы юмористических фраз и цитат и многое другое проводит Централизованная библиотечная система города. Ну а репортерская группа «Иркутска» побывала на открытии выставки, посвященной 100-летию Леонида Гайдая, в Музее истории города.

Музей истории Иркутска имени  А. М. Сибирякова не оставлял без внимания ни одного юбилея культового советского кинорежиссера Леонида Гайдая. Выставки, посвященные нашему знаменитому земляку, здесь проходили и на его 80-летие, и на 90-летие. Но 100-летний юбилей в музее отпраздновали с особым размахом, можно сказать, по-царски. В день открытия экспозиции залы были полны, а в фойе посетителей встречал сам Иван Васильевич Грозный, который каждого приветствовал рукопожатием и словами: «Здравствуйте! Очень приятно, Царь!»

Премьеру фильма «Иван Васильевич меняет профессию» я помню до мелочей, словно это было вчера. Улан-Удэ, 1973 год. Мне 11 лет. На улице осень. Лужи, опавшие листья. На мне новое пальто оранжевого цвета. Я опаздываю на сеанс в кинотеатр «Октябрь». Он далеко от дома, а автобусы ходят из рук вон плохо. Я бегу что есть сил по лужам и возле кинотеатра падаю в одну из них. Грязная вода стекает ручьями с красивого пальто, настроение испорчено (еще и от мамы влетит!). Хорошо, что в СССР перед сеансом всегда показывали киножурнал. Под первые кадры фильма пробираюсь на свое место сквозь переполненный ряд и забываю обо всем на свете. Магия, которая исходит от экрана, музыка, смех лечат все горести-печали. Домой лечу вприпрыжку по вечерним серым улицам, напевая: «Планета вертится, круглая, круглая…» И чудесным образом сегодня, прокручивая в памяти этот выход на премьеру, я могу вернуть себе то настроение.

Думаю, нет у нас в стране человека, который не видел бы «Ивана Васильевича…», «Кавказскую пленницу», «Бриллиантовую руку», «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика», «Самогонщиков», «Не может быть!». Наверняка у каждого зрителя есть своя история встречи с этими фильмами, созданными Леонидом Гайдаем. И каждая из этих историй, без сомнения, наполнена радостными, светлыми эмоциями. Именно такой зрительской реакции добивался режиссер. Пройдя фронт, получив тяжелое ранение, отстаивая свои фильмы в противостоянии с цензурой, свое жизненное кредо он определял словами: «Надо все-таки людям дарить радость!».

30 января в Музей истории Иркутска на открытие выставки, посвященной 100-летнему юбилею режиссера, при­шли почитатели таланта Леонида Гайдая и стали участниками настоящего шоу. Герои гайдаевских комедий (в основном красавицы из дворца Ивана Васильевича) приглашали на фотосессию за царский стол с «осетриной, фруктами и икрой», вручали призы тем, кто правильно отвечал на вопросы о творчестве Гайдая, угощали чаем и баранками в импровизированном кафе «У вдовушки». Среди посетителей можно было увидеть Труса, Балбеса и Бывалого, Шурика и студентку Лидочку, которые во время концерта выступили с танцевальными номерами. Под аккомпанемент песни «Где-то на белом свете» удалось поговорить с директором Музея истории города Иркутска Сергеем Дубровиным.

— Программу к юбилею Леонида Гайдая подготовили учащиеся Иркутского областного колледжа культуры и регионального колледжа педагогического образования. Для открытия экспозиции мы выбрали лишь часть номеров, поскольку сегодня у нас аншлаг и в музее нет сцены, — рассказал Сергей Иннокентьевич. — Интерес к выставке очень большой, поэтому экспозицию разбили на три тематических блока: Леонид Гайдай в Иркутске, на фронте и Гайдай-режиссер, разместив их в трех залах, чтобы можно было принять сразу 30–40 посетителей.

На стендах — редкие снимки, которые по просьбе музея были предоставлены для юбилейной выставки руководством киноконцерна «Мосфильм». На них запечатлены рабочие моменты съемок гайдаевских фильмов, репетиции эпизодов со знаменитыми советскими актерами. Иркутский областной кинофонд предоставил для демонстрации уникальные кадры первых телевизионных сюжетов — «Шофер-стотысячник» и «У истоков Ангары», которые во время производственной практики студент ВГИКа Леонид Гайдай снял в Качуге и Листвянке для киножурнала «Восточная Сибирь».

На открытии выставки Сергей Дубровин представил собравшимся иркутского художника Юрия Квасова, который передал в дар городу созданный им портрет Леонида Гайдая. Кроме этого, директор музея показал макет почтовой марки с портретом режиссера, подготовленный иркутским художником Андреем Шпирко к юбилейной дате.

Большая часть экспонатов, представленных в выставочных витринах, — из музейных фондов. По словам главного хранителя Музея истории города Иркутска Любови Рубаненко, экспонатов, которые принадлежали семье Гайдаев, сохранилось немного — это пластинки, сани, коньки, книга, ряд семейных фотографий.

— Чтобы сделать экспозицию более полной, мы решили подобрать предметы, которые можно увидеть в фильмах Леонида Гайдая и которые так или иначе создают образ того времени, когда жил и работал известный режиссер, — рассказала Любовь Николаевна. — Это, например, гитара, стеклянные бутылки и змеевик от самогонного аппарата — как в «Самогонщиках», магнитофон — как в «Бриллиантовой руке», бутылка кефира и батон — как у Шурика в «Операции «Ы». В каждой витрине также можно прочесть фразы, сказанные героями того или иного фильма. Они стали популярными и, что называется, ушли в народ.

Крылатые фразы, кстати, были собраны музеем в отдельную брошюру. Здесь и знакомые всем: «Птичку жалко!», и «Надо, Федя, надо!» и «Руссо туристо облико морале!», и еще более двухсот. Организаторы выставки очень хотели представить красочные костюмы, в которых снимались актеры фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Но «Мосфильм» не счел возможным отправить их в Иркутск. Тогда сотрудники сами сделали реплику шапки Мономаха. Теперь копия, очень похожая на оригинал по своей форме и внешнему виду, тоже представлена в экспозиции. Также в виде макета воспроизведен дом на улице Касьянова в Иркутске, где долгое время жила семья Гайдай.

Открытие выставки получилось ярким, шумным, веселым, как и все фильмы нашего прославленного земляка. Теперь любители творчества Леонида Гайдая могут прийти в музей и в более спокойной обстановке познакомиться с основными событиями жизни режиссера и его творчеством. Экспозиция будет работать до 30 апреля.

Нина Воронина

Фото Валентина Карпова

Во время открытия выставки директор Музея истории Иркутска Сергей Дубровин (на фото — в центре) представил собравшимся иркутского художника Юрия Квасова (на фото слева), который передал в дар городу созданный им портрет Леонида Гайдая. Кроме этого, Сергей Иннокентьевич показал макет почтовой марки с портретом режиссера, подготовленный иркутским художником Андреем Шпирко (на фото справа) к юбилейной дате

В Иркутске празднование столетия Леонида Гайдая началось в понедельник, 30 января, на площади Труда — с грандиозного флешмоба. Горожане водили хоровод вокруг памятников режиссеру и его знаменитой троице под мелодии из фильмов Гайдая. В праздничном хороводе приняли участие почти 400 человек — и, конечно, это стало новым рекордом!

Чтобы сделать экспозицию более полной, в музейных фондах подобрали предметы, которые можно увидеть в фильмах Леонида Гайдая и которые так или иначе создают образ того времени, когда жил и работал режиссер. Это, например, стеклянные бутылки с веселыми наклейками, большие бухгалтерские счеты и алюминиевый чайник — все как в «Самогонщиках»

Вот такую афишную тумбу соорудили на выставке в Музее истории города Иркутска. Вряд ли есть в нашей стране человек, который не видел комедий Леонида Гайдая — «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Самогонщиков», «Не может быть!» и «Иван Васильевич меняет профессию». И наверняка у каждого зрителя есть своя история встречи с этими фильмами. И все они, без сомнения, наполнены радостными, светлыми эмоциями

ЭТО ДЕЛАЮТ АБСОЛЮТНО ВСЕ!

На этой неделе мы спросили прохожих на улицах Иркутска:  «А вы цитируете фразы из фильмов Гайдая? Какие?»

Ирина, специалист по работе с населением:

— Многие его фразы уже настолько прочно вошли в нашу повседневную речь, что мы даже забываем, что они из кинофильмов Гайдая. Вот эта, например, фраза из «Бриллиантовой руки», где он споткнулся и сказал: «Черт побери!» Или «Птичку жалко» — из «Кавказской пленницы». Но чаще всего, наверное, цитирую Шпака из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Все, что заработано непосильным трудом…».

Оксана, домохозяйка:

— Я люблю «Кавказскую пленницу», поэтому и все цитаты — из этого фильма. Особенно, например: «Минуточку, ми-ну-точ-ку, будьте добры, помедленнее: я записываю» или «Жить, как говорится, хорошо, а хорошо жить еще лучше!». «Я не трус, но я боюсь» из «Бриллиантовой руки» — тоже весьма актуально. А вообще, мне кажется, фильмы Гайдая цитируют все люди, кто хоть раз смотрел его картины. Просто потому, что все они очень смешные и жизненные.

Анна, проводница:

«Храните деньги в сберегательной кассе!». Я люблю это повторять, хотя деньги в кассе (или, по-современному, в банке) все равно не храню. А вот эту фразу, которую произносит царь Иван Васильевич,— «Лепота!» — можно ведь не только про Москву, но и про Иркутск сказать. Почти всегда, когда я возвращаюсь из рабочего рейса, я именно ее и говорю. Эти фразы я уже вообще воспринимаю как свои, даже забываю, что они из кино пришли. А вообще, у Гайдая особенно люблю фильмы про Шурика.

Владислав, студент медколледжа:

— Если честно, я не так много фильмов Гайдая смотрел. Но мой папа всегда, когда я отлынивал от работы, говорил мне: «Надо, Федя, надо!» Я только недавно узнал, что это из кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Там вроде один из главных героев хулиган и тунеядец по имени Федя, к которому так обращались, когда надо было что-то сделать. Понятно, что отец так шутил. Сам я смотрел «Бриллиантовую руку» и помню оттуда одну цитату: «Чтоб ты жил на одну зарплату». И смешно, и страшно одновременно.

Алишер, грузчик:

— Очень люблю пересматривать «Бриллиантовую руку» и «Кавказскую пленницу». Было время, за один день я мог посмотреть тот или другой фильм раза три или четыре! Люди, наверное, в это не поверят. Даже моя мама была от этого в шоке. Но мне правда очень нравятся эти фильмы. И вообще советское кино. Современные зарубежные даже рядом не стояли, потому что в них слишком много фантастики. Что касается цитат, то мне нравится «Не виноватая я — он сам пришел!», а еще «Если человек идиот — то это надолго» из «Бриллиантовой руки».

С прохожими общалась Наталья Федотова

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио