Небо в клетку: полиция нашла людей, укравших с иркутских дорог почти 150 ливневых решеток

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #26 (1013) от 9 июля 2021

Так выглядит дождеприемный лоток без чугунной решетки. Практически все они находятся на краю проезжей части. Размеры входящих отверстий у всех разные, но при этом достаточные, чтобы туда провалилось колесо автомобиля или нога человека. В начале июня случилось настоящие бедствие — украли 147 решеток за несколько дней, создав аварийную ситуацию на городских улицах.

В начале июня сотрудники МУП «ИркутскАвтодор» (предприятие, которое занимается содержанием дорожной сети Иркутска. — Прим. авт.) обнаружили, что на подходах к Академическому мосту, а также к улицам Степана Разина, Горная, Подгорная пропали решетки на сетях ливневой канализации. Отсмотрев материал с камер видеонаблюдения «Безопасного города», выяснили, что неизвестные крадут чугунные детали, подъезжая к лоткам вплотную на автомобиле. Всю последующую неделю решетки пропадали посреди белого дня и ночью в разных местах города — в центре, на пусковом комплексе Академического моста, на улицах Дальневосточной и Дзержинского. Воров нашли быстро. Один арестован, второй находится под подпиской о невыезде.

— Первую кражу наши сотрудники обнаружили шестого июня, во время дежурного объезда, — рассказывает Михаил Малыхин, директор МУП «ИркутскАвтодор». — В последующую неделю исчезли сто сорок семь решеток.

Протяженность ливневой канализации в городе — сто пятьдесят шесть километров. Это тысячи дождеприемных лотков. Осмотр системы проводится регулярно, однако каждый день объезжают не всю ливневку, а конкретные участки. Проверяют, прежде всего, на наличие мусора и грязи в отстойниках, при обнаружении — чистят.

Кстати, во время таких осмотров как раз и выясняется, что в определенном месте решетка отсутствует и ливневая канализация открыта.

— Обычно в неделю крадут две-три решетки, — продолжает Михаил Малыхин. — Мы об этом даже не сообщаем, иначе закидаем полицию своими заявлениями. Но такое массовое воровство, когда за ночь крадут до сорока штук, у нас впервые.

Чтобы закрыть сливные колодцы, в «ИркутскАвтодор» в оперативном режиме изготовили деревянные щиты. Но почему деревянные, а не оригинальные?

— Мы работаем в рамках муниципального контракта, и просто купить дополнительные решетки не можем, — объясняет директор «Автодора». — По закону, поставщик — та компания, которая победила на торгах, и сегодня решетки нам поставляют из Черногорска (Республика Хакасия). Контракт же разыгрывается в декабре, поэтому, вероятно, поставить новые решетки получится только в следующем году. А самое неприятное в этом — цена металла, которая ощутима выросла за последний год. Так, в последний раз мы покупали одну решетку за шесть тысяч двести рублей. Боюсь, сейчас она будет стоить в два раза дороже.

Казалось бы, можно приваривать решетки к основанию или хотя бы закрывать их на замок, — тогда их невозможно украсть. Но, как объясняет Михаил Малыхин, тогда ливневые колодцы будут недоступны для чистки. Так что сейчас, чтобы снять решетку, ее достаточно поддеть крючком и дернуть. Главное — силу иметь, желательно богатырскую. Решетки, как и крышки канализационные люков (их тоже воруют, но реже из-за больших габаритов, веса и неудобства при переноске) делают из чугуна, и весят они по 50–100 кг в зависимости от размеров.

— Зачем воруют ливневые решетки?

— Так это все знают, — не сомневается Тимофей Кириченко, менеджер по закупкам и продажам металлоплавильного предприятия «Стройтехкомплект». — Металл дорожает быстрее, чем биткоин! В начале этого года стоимость чугуна выросла в два раза. Украденное можно попробовать продать как изделие либо сдать на лом черного металла. Сегодня на «приемках» за чугун дают от двенадцати рублей за килограмм.

Тимофей работает на единственном в Иркутске чугунном заводе с 2012 года — с самого основания. Здесь специализируются на бытовом литье, делают все, что можно сделать из чугуна. Основное производство — колосники для печей. Это такие решетки (по внешнему виду, между прочим, очень похожие на ливневые), которые используют в котельных, на хлебозаводах, даже в обычных домашних печах.

Еще на заводе делают колодезные люки, дождеприемники, шары мелющие (для мельниц), дверки декоративные (для печей и каминов). В том числе ливневки — 100–200 тонн в год. В Иркутске, правда, продукцию иркутского завода на дорогах общего пользования вы не найдете, разве что во дворах да в частных организациях. Для муниципальных нужд их изделия приобретают в основном в Новосибирске и Красноярске.

— Колосниковые решетки делают из чугуна, потому что у этого металла очень высокая температура плавления — около тысячи двухсот градусов, — говорит Тимофей. — А ливневые решетки делают из серого чугуна из-за его высокой износоустойчивости и хорошей сопротивляемости нагрузкам. У нас есть ГОСТ, которого должны придерживаться и мы, как изготовители, и дорожники, которым приходится в итоге ставить всю эту тяжесть. Однако в соседнем Китае, например, уже лет тридцать магистральные люки (для дорог с интенсивным движением, где нагрузка на них составляет несколько десятков тонн) делают из ВЧШГ — высокопрочного чугуна. У него прочность гораздо выше, чем у обычного чугуна, а весят изделия в три раза меньше. Такие люки просто невыгодно сдавать в металлолом из-за их веса!

Но ситуация меняется: в прошлом году в наш ГОСТ все же ввели такое понятие, как ВЧШГ. Поэтому есть надежда, что люки и решетки в будущем станут легче, а, стало быть, неинтересны преступникам.

У пунктов приема металлолома, кроме тогочто они сортируют принимаемый лом по категориям, а потом его перепродают, есть еще одна важная функция. Они должны проверять принимаемые изделия на взрывоопасность и на законность.

— Есть четкие правила, которые висят в каждом пункте прима — что можно принимать, а что нельзя, — объясняет Иван Сухов, начальник одного из участков компании «Вторчермет» в Иркутске. — У нас есть специальные люди — контролеры лома, которые настолько хорошо разбираются в металлоломе, что могут визуально определить, какая именно деталь перед ними.

Так, им запрещено принимать взрывоопасные, закрытые емкости. Равно как и детали с маслом вплоть до стоек и амортизаторов, поскольку это предметы, которые при попадании в печь также взрываются. Вторая запрещенная категория — железнодорожный лом. И третья — все, что связано с дорогами начиная от отбойников и дорожных знаков и заканчивая все теми же канализационными люками и ливневками.

— Мы принимаем много других чугунных вещей, — продолжает Иван Сухов. — Например, батареи. Ежемесячно только наш участок сортирует до пятисот тонн разного металла. Это и банки консервные, и холодильники, и ванны — все, к чему магнит липнет!

Конечно, дорожный лом тоже существует, но такой имеют право сдавать только юридические лица на договорной основе. То есть те, кто и занимается обслуживанием дорог, канализационных сетей и прочего. Например, такие крупные предприятия, как «Водоканал».

— А вот чтобы гражданские лица сдали, да еще в количестве ста сорока семи штук — это прямо нереально, — уверен Иван Сухов. — Разве что разломают решетку на маленькие кусочки, после чего ее нельзя будет опознать…

Тем не менее сдать ливневые решетки на лом все-таки можно. Только в Иркутске около 40 пунктов приема металла. Часть из них закрывает глаза на происхождение чугуна.

— Люди, укравшие решетки с ливневых канализаций, сдали похищенное в пункт приема в Ленинском районе, — комментирует Лилия Кражан, старший инспектор по особым поручениям отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области. — Рабочие, которые принимали, — малообразованные жители из отдаленных пунктов области. Им сказали, что это печное оборудование — колосники. И они поверили.

На прошлой неделе расхитителей городской собственности задержали (вычислили благодаря видеокамерам). Это два ранее судимых приятеля — один из них житель Бурятии, второй — иркутянин. Официально не трудоустроены, перебивались случайными заработками. Своего транспорта для перевозки у них не было, поэтому они уговорили знакомого, у которого есть свой легковой автомобиль, помочь им. Сейчас этот третий проходит по делу как свидетель.

— Установлена их причастность к тридцати пяти кражам на территории Октябрьского района, — говорит Лилия Кражан. — Но у оперативников есть основания полагать, что они также могут быть причастны к совершению других краж на территории города.

Наталья Федотова

 Фото ГУВД Иркутской области

Воры выручили от продажи чугунных решеток около 10 тысяч рублей! Если посчитать, сколько килограмм им пришлось перетаскать для этого, то выходят сущие копейки! А если вспомнить, сколько стоит новая решетка, то можно лишь ужаснуться урону, который преступники нанесли городскому бюджету.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио