Не доверять, а проверять, чтобы не стать жертвой мошенников

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #49 (1036) от 27 декабря 2021

Иркутяне вовсю готовятся к Новому году: наряжают елки, закупают подарки и угощения. И забывают о бдительности. А зря! Именно перед праздниками мошенники всех мастей становятся особенно активными. О том, как не стать жертвами аферистов, нам рассказала Виктория Воробьева, майор полиции, начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 6  МУ МВД России «Иркутское».

В ведении отдела полиции № 6 находится большая территория в Правобережном округе. В том числе ТЦ «Фортуна», «шанхайка», «Город Мастеров». Именно сюда за подарками приезжают многие иркутяне. И нередко становятся жертвами преступников.

— В предновогодние дни криминогенная обстановка в нашем районе осложняется ростом числа краж из машин, — рассказывает Виктория Воробьева. — Люди часто оставляют в автомобилях сумки и купленные товары, а злоумышленники только этого и ждут. Когда владелец уходит, они разбивают стекла и вытаскивают все ценное.

Одного такого грабителя задержали совсем недавно. Молодой житель Бурятии поджидал своих жертв на парковках возле крупных магазинов, а когда водители ставили машины на сигнализацию, считывал код с помощью специального устройства. После спокойно открывал двери и забирал все, что считал нужным.

Сотрудники полиции предупреждают, что в конце декабря таких преступлений становится особенно много, так что не оставляйте в машинах ничего ценного.

— Перед Новым годом также увеличивается число карманных краж, — продолжает Виктория Воробьева. — Преступники поджидают людей и на остановках. Создают давку в автобусах, чтобы было проще залезть в чужой карман или сумку и украсть телефон или деньги. Действуют они, как правило, парами или даже целыми группами.

Чтобы обезопасить себя, возьмите в привычку убирать ценные вещи во внутренний карман. Сумку лучше носить, прижав к груди. И конечно, нужно обращать внимание на людей, которые стоят или идут рядом с вами. Часто преступники узнают пин-код карты, просто наблюдая, как вы рассчитываетесь. Впрочем, потерять сбережения можно и не выходя из дома.

— По телефону мошенники могут представиться полицейскими и оперировать данными настоящих сотрудников ГУВД, — говорит Виктория Воробьева. — Был случай, когда они звонили якобы с номера нашей дежурной части.

Телефонные аферисты используют в основном три схемы. В первом случае они представляются сотрудниками полиции, которым необходима помощь в раскрытии преступления. Их жертвами чаще всего становятся женщины старше 50 лет.

— Летом в нашем районе 65-летняя пенсионерка, следуя указаниям мошенников, в течение недели набрала кредитов на 2 млн рублей, после чего в одном из банков на нее обратила внимание бдительная сотрудница, — приводит пример Виктория Воробьева. — Самое поразительное — даже оказавшись в нашем участке, женщина не верила, что ее обманывают! Злоумышленник до последнего держал ее на крючке и говорил: «Дайте трубку сотруднику полиции, его сейчас уволят». И даже угрожал настоящему следователю!

Виктория Воробьева признается, что ее уже сложно чем-то удивить, но одна недавняя история ей особенно запомнилась. Пожилая иркутянка, также жертва схемы «помоги полиции», все свои сбережения (миллион двести тысяч рублей) перевела мошенникам. Для этого она четыре (!) часа стояла возле банкомата в торговом центре и переводила наличные по 15 тысяч.

— И никто из проходивших мимо людей ей не помог, — сокрушается собеседница. — Не обратил внимания, не поинтересовался этой странной ситуацией.

Вторая схема называется «родственник попал в беду». Здесь тоже чаще всего поддаются внушению пожилые женщины. Преступники сообщают им, что их сын (внук, внучка) якобы стал виновником аварии и нужна залоговая сумма.

— Больше всего поражает, что никто даже не пытается звонить родным, — удивляется Виктория. — В этом году иркутянка, которой сообщили, что сын находится под следствием, скинула с балкона миллион рублей, завернутый в тряпочку! А через час объявился сын — живой-здоровый. Хорошо, что жуликов задержали по горячим следам и вернули деньги.

Третья схема — звонки от «сотрудников банка»: «Снимите ваши деньги и переведите на безопасный счет».

— Мне самой несколько раз так звонили, представляясь сотрудниками банка, — рассказывает Виктория Воробьева. — Сначала они говорят очень складно, но стоит сломать им шаблон, как они тут же себя выдают. «С вашего счета списаны средства. Вы подтверждаете?» Подразумевается, что я скажу «нет» и тут же побегу спасать свои деньги. А я отвечаю: «Да, подтверждаю». И они сразу по-хамски выдают: «А может, вы мне врете сейчас?» И бросают трубку, так как говорить больше не о чем.

Мужчины тоже становятся жертвами аферистов, но в основном с сайтов купли-продажи. Как правило, звонят тому, кто дал объявление, и сообщают, что хотят приобрести именно его товар. Затем просят данные банковской карты, якобы для оплаты, и выведывают дату выпуска, три цифры на обороте и даже код из смс. Все, что нельзя никому сообщать.

— По этим схемам мошенники работают регулярно, — предупреждает Виктория Воробьева. — Только за год у нас на территории возбуждено 296 уголовных дел. И именно перед Новым годом начинается шквал таких звонков.

Нередко жертвы сами провоцируют преступников, выкладывая в социальные сети фото покупок, дорогих вещей, денег; сообщая о предстоящих поездках. Люди сами пускают в дом незнакомцев, представляющихся сотрудниками социальных служб, а на самом деле грабителей. Пока один общается с хозяином, другой собирает ценности.

— Чтобы не стать жертвой мошенников, проявляйте бдительность! — советует Виктория Воробьева. — Сотрудники полиции никогда не дают указания по телефону. Мы общаемся только вживую. Если и проводим какие-то операции, то всегда приглашаем граждан в отделение.

Если звонят из банка, обратитесь в ближайшее отделение, чтобы убедиться в правдивости информации, либо позвоните по номеру на вашей карте. Если говорят, что ваш родственник попал в беду, позвоните ему. Перепроверяйте любую информацию!

— Радует, что благодаря работе, которую мы проводим, бдительность граждан растет, — в заключение говорит Виктория Воробьева. — Все больше людей понимают, что с ними разговаривают мошенники, и обращаются в отдел, чтобы передать информацию о них.

Наталья Федотова

Фото из архива Виктории Воробьевой 

Чтобы защитить граждан от действий преступников, полицейские проводят профилактические мероприятия и разрабатывают памятки с описанием распространенных видов мошенничества

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио