Научите учить: в трех иркутских школах началась запись в профильные педагогические классы

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #24 (1011) от 25 июня 2021

Дебютный набор в педагогические классы школ № 15, 23 и гимназии № 2 состоится без жесткого отбора и дополнительных экзаменов. Любой выпускник 9-го класса, имеющий аттестат об основном общем образовании и проявляющий склонность к профессии педагога, может подать заявление. При приеме будет учитываться общественная активность, организационные и коммуникативные способности, средний балл в аттестате. Выпускники педагогических классов, поступившие в педагогический вуз, будут получать дополнительную стипендию из городского бюджета.

В школе № 23 лежат уже четыре заявления в новый профильный класс, одно из них — от Кристины Пашковой. После девятого класса Кристина собиралась пойти на социально-экономический профиль, но, узнав, что набирают педагогический, записалась не раздумывая. И вдохновили ее школьные педагоги.

— В пятом классе у нас был самый лучший учитель русского языка и литературы. Она преподавала так, что с урока не хотелось уходить. В девятом классе нам повезло с учителем английского. На уроках у Дмитрия Алексеевича не уснешь, так увлекательно, все время боишься что-то упустить, — рассказала Кристина журналисту «Иркутска».

На вопрос, какой бы предмет она хотела преподавать, Кристина выдает целый список: литература, обществознание, ОБЖ. Очевидно, что в литературу школьница влюбилась благодаря учительнице, а вот интерес к двум другим дисциплинам — заслуга городского военно-патриотического центра «Патриот», где Кристина занимается уже несколько лет. Она состоит в роте Почетного караула, в прошлом году несла Вахту Памяти у Вечного огня и даже подумывала стать военным. Но в конце концов остановилась на профессии учителя. «Может, выучусь и потом вернусь в свою школу работать», — говорит девочка.

А вот Ульяна Кондратьева намерена стать учителем физкультуры. Она тоже учится в 23-й школе и записалась в педагогический профильный класс.

— Из нашего класса я одна туда иду. Некоторые одноклассники уходят в техникумы и колледжи, а те, кто остаются, выбирают профиль: химико-биологический, социально-экономический, физико-математический, — объясняет Ульяна. — Вообще я собиралась уходить из школы и поступать в колледж олимпийского резерва. Но когда объявили о педагогическом профиле, решила остаться. Здесь все-таки родные учителя, родная школа.

Получить педагогическое образование Ульяна решила еще два года назад, когда поняла, что будет работать с детьми в сфере спорта. Она восемь лет занимается карате в школьной секции, тренирует их сам Сергей Волохов, президент Федерации карате Иркутской области. У девочки уже синий пояс и огромное желание продолжать спортивную карьеру. Ульяна решила, что получит базовое педагогическое образование и пойдет в школу работать по контракту.

Во всех трех школах Иркутска, где начат эксперимент с педагогическими классами, уже приступили к разработке новой программы обучения. В расписании появятся такие дисциплины, как педагогика, психология, шефская работа. Но самое интересное будет происходить после уроков.

— Мы разработали очень интересную программу внеучебной деятельности «Я в профессии», которая состоит из пяти модулей, — рассказывает Ольга Иванова, заместитель директора по науке гимназия № 2. — В первом блоке будем говорить о серьезном легко и интересно: о психологии и педагогике без назидания. Мы взяли такие интересные форматы, как ток-шоу, киноклуб, интеллектуальные игры, разбор педагогических ситуаций. Во втором блоке дадим методические приемы. Запланированы практические лаборатории «Когда со мной доска и мел и ничего другого», «Когда есть робот под рукой», «Когда мой класс — весь мир вокруг» и так далее. В третьем модуле «Я — классный руководитель» каждый учащийся педагогического класса будет прикреплен к классному руководителю и проходить так называемую пассивную практику: не подменять, выполняя чужую работу, а наблюдать и впитывать. Четвертый блок — это первые пробы, ко­гда ученик должен дать урок, провести внеклассное мероприятие или поработать в летнем лагере. Наконец, завершающий рефлексивный модуль включает дневник впечатлений, подготовку рекламного буклета или фотоотчета о привлекательности профессии.

Центральное правило — без назиданий. В профильном классе важно укрепить интерес к профессии и показать ребятам ее достоинства, а не наоборот.

— Мы не перетягиваем на себя обязанность вуза — погружение в дисциплины, а только прикасаемся к педагогике и психологии, — добавляет Анжела Головко, директор школы № 15. — Зато у нас предусмотрена обширная внеурочная деятельность, разбитая на 4 модуля: социальные практики, школа волонтера, ораторское искусство, работа вожатым. Ребята смогут сами выбрать модуль и взглянуть нашкольную среду глазами не ученика, а учителя.

Особое внимание будет уделено рабочему пространству учителя (это должны быть привлекательные, современные, хорошо оснащенные кабинеты) и подбору наставников.

— Конечно, в этом классе будут работать учителя, отличающиеся творческим отношением к работе. Даже меня в свое время вдохновила стать педагогом первая учительница, — вспоминает Галина Бобенко, директор школы № 23. — Сейчас в учителя идут неохотно, авторитет профессии упал. В советское время педагоги считались уважаемыми людьми, а сейчас, к сожалению, относятся к ним зачастую как к обслуживающему персоналу.

— Из нашей школы твердо поступать в педагогический класс решили трое, — добавляет директор школы № 15 Анжела Головко. — Их было видно изначально. Они тянутся к младшеклассникам, с удовольствием вовлекают детей в свои проекты, становятся центром притяжения, выделяются лидерскими и коммуникативными качествами.

ПЕДАГОГИ —  НА ВЕС ЗОЛОТА 

Острый дефицит учительских кадров назрел в школах Иркутска

Сейчас в 74 иркутских школах работают 3523 учителя. А должно быть — 6684. Это в идеальных условиях, когда у педагога одна ставка, то есть 18 часов нагрузки в неделю. Но позволить себе такую роскошь сегодня не может ни один специалист. По словам заместителя мэра — председателя комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталия Барышникова, средняя нагрузка на учителей по России составляет 1,34 ставки, а у нас в городе доходит до 2,5.

— У нас в школе средняя нагрузка на педагога — 32,4 часа, а у преподавателей русского языка и математики доходит до 40. Чтобы работать плодо­творно, инициативно, творчески, нагрузка должна быть в пределах 24 часов, — считает Галина Бобенко, директор школы № 23.

Для Иркутска эта проблема не нова, и за последние пять лет администрация города уже ввела некоторые меры поддержки: в частности, «подъемные» в размере 100 тысяч рублей молодым специалистам, повышающие коэффициенты и процентные надбавки для учителей до 30 лет и за квалификационную категорию. Тем не менее педагогов все еще не хватает, особенно учителей математики, гуманитарных наук, информатики, биологии и ОБЖ.

— Нам больше всего нужны учителя математики, английского языка, русского, информатики. Одно время наблюдалась острая нехватка учителей начальных классов, но на сегодняшний день за счет поддержки молодых специалистов все вакансии закрыты, — говорит Анжела Головко, директор школы № 15. — За последние три года количество молодых учителей выросло на треть, поэтому у нас появились интересные технологии, подходы и наработки в области наставничества.

— Педагогические классы — это не просто предпрофессиональная подготовка психолого-педагогической направленности, это еще и возможность увидеть профессию педагога изнутри, познакомиться с ее особенностями, получить первичные навыки, попробовать себя в роли учителя, наставника, вожатого, — уверен начальник департамента образования администрации города Олег Ивкин. — Педагогические классы должны стать особыми и даже, не побоюсь этого слова, элитными, чтобы в скором будущем попасть в них можно было только по конкурсу.

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова  и из архива героев

Ульяна Кондратьева, ученица школы № 23, уже записалась в экспериментальный педагогический класс. Получить педагогическое образование Ульяна решила еще два года назад, когда почувствовала, что хочет работать с детьми в сфере спорта. Кстати, Ульяна уже восемь лет занимается карате в школьной секции, и у нее синий пояс!

Заместитель директора гимназии № 2 Ольга Иванова: «В педагоги должен идти человек, который обладает особым темпераментом. Немного шоумен, немного артист, немного лидер. Трое выпускников 9-го класса из нашей гимназии уже выразили желание пойти в профильный класс»

Директор школы № 15 Анжела Головко не сомневается, что профильное обучение повысит популярность педагогики. «Семь лет назад мы создали социально-экономический и медицинский классы (при взаимодействии с профильными вузами — БГУ и ИГМУ). Результат налицо: из профильных классов 93–95 % выпускников поступают в профильный вуз», — рассказала Анжела Анатольевна

Директор школы № 23 Галина Бобенко: «Выпускникам педагогического класса предлагается целевое (то есть бюджетное) обучение в пединституте или педколледже с последующим трудоустройством в школу. Кроме того, к основной студенческой стипендии город будет выплачивать дополнительную

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио