Нарисованное прошлое на выставке «90 лет традиций и новаторства» в Иркутском областном художественном музее

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #19 (1055) от 20 мая 2022

В экспозиции представлены работы наиболее ярких художников разных поколений, сформировавших своим творчеством понятие «иркутская школа живописи». У посетителей есть возможность увидеть картины, которые хранятся в фондах музея и выставляются редко. Среди них работы таких мастеров, как Николай Андреев, Алексей Жибинов, Николай Шабалин, Аркадий Вычугжанин, Анатолий Алексеев, Виталий Смагин. Всего собрано более 100 картин, созданных за время работы Иркутского регионального отделения Союза художников России.

Союз художников был создан в СССР в 1932 году после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Единственно возможным стилем, в котором с того момента могли работать представители искусства, стал социалистический реализм. Художники, литераторы, артисты должны были утверждать своим творчеством торжество коммунистических идеалов и прославлять человека труда.

— В Иркутске, где отделение Союза художников (в первые годы оно называлось Союз советских художников Восточно-Сибирского края) образовалось одним из первых в стране, в него вошли живописцы, которых социалистическими реалистами назвать было очень сложно, — рассказала Анна Потапова, куратор выставки, заведующая отделом зарубежного, русского и современного искусства Иркутского областного художественного музея. — Они представляли самые разные направления. Первым председателем иркутского отделения стал Александр Вологдин. В нашем музее сохранилась его единственная работа «Вечер». Мы видим, что создана она в стилистике, характерной для импрессионистов.

Еще одна работа того же периода, которая называется «Партизаны», принадлежит кисти уроженца Иркутска Николая Андреева. По словам куратора выставки, как и Александр Вологдин, он был «мастером хорошей выучки», окончил Киевское художественное училище, в столице Приангарья в 1920-е годы заведовал картинной галереей. Сюжет картины вполне отвечает требованиям соцреализма, но цветовое решение — яркость и контрастность — раскрывает тягу живописца к импрессионизму.

Многие художники, вошедшие в начале  1930-х годов в Иркутский союз, закончили свою жизнь трагически — были репрессированы и погибли в заключении. Не избежали этой участи Александр Вологдин и Николай Андреев. Оба в 1937-м были арестованы НКВД и расстреляны, оба в 1950-е годы реабилитированы.

Не вписывался в рамки соцреализма и еще один известный иркутский художник — Алексей Жибинов. Огромное влияние на мировоззрение этого талантливого живописца оказал один из лидеров русского авангарда, основатель аналитического искусства Павел Филонов. В его мастерской в Ленинграде Жибинов учился в начале 1930-х годов. В этот период им было создано полотно «Красная армия», представленное в экспозиции. Также на выставке можно увидеть его работы в авангардном стиле. Яркое, свободное дарование художника никак не укладывалось в заданные советским строем рамки. Его картины неизменно вызывали нападки критиков, которые обвиняли автора в формализме, и травлю со стороны партийных органов. Все это стало причиной его безвременной смерти. Работы Алексея Жибинова и сегодня поражают смелостью замысла и нестандартностью исполнения.

Еще один яркий представитель иркутской школы живописи Николай Шабалин был учеником Петрова-Водкина. В частности, на выставке можно увидеть его картину «Портрет девочки в красном», которая наглядно демонстрирует влияние автора знаменитого «Купания красного коня» на творчество иркутского художника. В дальнейшем Николай Шабалин обрел собственный почерк и уже меньше опирался на заряд, полученный от учителя.

В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941-го в Иркутске работала мастерская «Агитокна ТАСС». По свидетельству народного художника РСФСР, лауреата Государственных премий СССР Павла Петровича Соколова-Скаля, «иркутская мастерская была одной из лучших в стране».

В экспозиции представлен портрет графика Александры Мадиссон, которая с 1943 года возглавляла мастерскую, а также несколько ее гравюр.

Репрессии 1930-х годов и жесткое цензурное давление не могли не сказаться на творчестве сибирских живописцев. Большинство художников послевоенных лет предпочитали уйти от социальной тематики — создавали пейзажи, портреты, натюрморты. Ряд таких работ можно увидеть на выставке, например, картину Александра Жаркова «Сибирский пейзаж».

Все изменилось в 1956 году, когда в Иркутске прошла творческая конференция художников Сибири и Дальнего Востока. На ней речь шла о том, что время великих сибирских строек не находит достойного отклика в творчестве местных живописцев. Индустриальный пейзаж, отражающий масштаб преобразований в Иркутской области в середине прошлого века, на выставке представлен несколькими работами Виталия Рогаля.

Знаковым событием стал приезд в Иркутск в 1950-х годах трех выпускников Харьковского художественного института — Глеба Богданова, Анатолия Алексеева и Аркадия Вычугжанина. Открывая для себя красоту местной природы, они начали активно работать на пленэре. Следующие два десятилетия это было традицией. По приглашению Виталия Рогаля, который в 1960-е и 1970-е годы руководил Иркутским отделением Союза художников, в город приехали известные столичные мастера, такие как Юрий Подляский, Юрий Тулин, Владимир Гаврилов. Они учили иркутских живописцев рисовать при естественном свете на природе.

— Иркутская художественная школа складывалась из опоры на реалистическую традицию, работу на пленэре и богатейшую палитру, которую давала сибирская природа — Байкал, Саяны, тайга, — продолжила рассказ Анна Потапова. — В дальнейшем эти тенденции получили развитие в произведениях более молодых авторов.

В 1980-е годы появилось новое поколение художников, чье творчество не укладывалось в традиционные рамки: Борис Десяткин, Николай Вершинин, Юрий Митькин, Сергей Коренев, Валерий Мошкин. Каждый из этих мастеров выступил своего рода новатором, создав собственный уникальный художественный язык, созвучный сложному времени конца XX — начала XXI века.

По словам Анны Потаповой, несмотря на то что практически все авторы, работы которых собраны на выставке «90 лет традиций и новаторства», хорошо известны любителям живописи, многие их картины кто-то наверняка увидит впервые.

Нина Александрова

Фото Валентина Карпова

Выставка, посвященная 90-летию Иркутского отделения Союза художников России, будет работать в областном художественном музее имени В. П. Сукачева до 12 июня.

Первым председателем Иркутского отделения Союза художников (первоначально он назывался Союз советских художников Восточно-Сибирского края, в 1937-м преобразован в Иркутский областной Союз советских художников) стал Александр Вологдин. В Иркутском областном художественном музее сохранилась его единственная работа «Вечер»

Картина «Партизаны» принадлежит кисти уроженца Иркутска, выпускника Киевского художественного училища Николая Андреева. Несмотря на типичный для соцреализма сюжет, работу отличают яркость и контрастность цветов, характерные для импрессионистов

Творчество иркутских художников в советское время не вписывалось в рамки соцреализма. Они представляли самые разные направления, в том числе авангард, несмотря на жесткое давление официальной критики и властей. Одним из ярких представителей этого стиля был Алексей Жибинов. В экспозиции представлены несколько его работ, в том числе «Играющий на скрипке» из цикла «Синее солнце»

В послевоенное время иркутские художники предпочитали рисовать пейзажи, портреты и натюрморты, чтобы не вступать в конфликт с официальным курсом соцреализма в искусстве. Типичная для того периода работа — «Сибирский пейзаж» Александра Жаркова

Автопортрет графика Александры Мадиссон, которая с 1943 года возглавляла в Иркутске мастерскую «Агитокна ТАСС», создававшую плакаты на злобу дня

В годы великих сибирских строек в середине прошлого века на первый план выходила тема покорения человеком суровой природы. Одним из признанных мастеров индустриального пейзажа является Виталий Рогаль. На выставке можно увидеть его картину «Рассвет над Ангарой»

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио