Мим Валерий Шевченко – в Иркутске! Знаменитый артист ставит спектакль по повести Николая Гоголя

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #05 (1091) от 10 февраля 2023

На прошлой неделе в актовом зале ИРНИТУ состоялся закрытый просмотр постановки по произведению Николая Гоголя — все роли в нем сыграли студенты политеха. История жизни и любви Афанасия Ивановича Товстогуба и Пульхерии Ивановны Товстогубихи написана неповторимым и весьма своеобразным языком классика русской словесности. А теперь представьте, что вам нужно рассказать ее на сцене, не проронив при этом ни одного слова. Еще в 1996 году за эту, казалось бы, нереальную задачу взялся известный иркутский мастер пантомимы Валерий Шевченко. Вместе со своими единомышленниками он поставил мимодраму (разновидность пантомимы. — Прим. автора), названную «Старосветские Ромео и Джульетта».

— Я тогда выходил на сцену в образе Афанасия Ивановича, который, несмотря на свой уже солидный возраст (в повести ему 60 лет), в душе был Ромео, — вспоминает Валерий Шевченко. — Если юные герои Шекспира погибли в раннем возрасте и их любовь осталась в вечности, поправ смерть, то немолодые уже персонажи повести Гоголя пронесли свою любовь через всю жизнь. Пульхерию в нашем спектакле играла моя ученица Елена Орлова. Она до сих пор работает в жанре пантомимы — ведет в политехе студию пластической импровизации «Арт-Графика». С ней мы и решили возродить наше детище. Воплощать же наш замысел на сцене теперь призваны юные артисты из народного театра «Предместье». Все они — студенты ИРНИТУ, все изучают технические (!) специальности, и все, как мне показалось, безумно любят актерскую профессию.

Новая версия «Старосветских Ромео и Джульетты», по словам ее постановщиков, заметно отличается от спектакля 1996 года. Здесь и актеров больше (13 против 3), и местами звучат отрывки текста из гоголевского произведения (в первоначальном варианте все артисты были безмолвны). Кстати, музыку для нынешнего спектакля пишет известный музыкант и композитор Дечебал Григоруцэ.

— Премьерный показ у нас состоится 22 марта, — продолжает Валерий Шевченко. — В этот день исполняется 100 лет со дня рождения великого французского актера-мима Марселя Марсо. Кстати, именно он первым из мастеров пантомимы в 1951 году, можно сказать, вывел на сцену Гоголя — посредством одной только пластики тела представил на суд зрителей рассказ классика «Шинель». Постановка, если верить летописцам, имела оглушительный успех.

По случаю юбилея великого артиста мы с Олегом Кирюшкиным (известный в нашей стране мастер пантомимы) решили провести большую всероссийскую акцию. Отрадно, что инициативу подхватили наши друзья и единомышленники из самых разных регионов страны. Уже заявили о своем участии коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Омска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Сочи. В каждом из городов 22 марта пройдет какое-то творческое событие с элементами пантомимы — где-то перфоманс, где-то спектакль, где-то творческий вечер.

— Замысел возродить «Старосветских Ромео и Джульетту» у нас возник очень давно, — вступает в разговор руководитель студии пластической импровизации «Арт-Графика» Елена Орлова. — Но все как-то руки не доходили. Да и для такого ответственного шага одного желания ведь мало, нужны хорошие исполнители. И вот — все сошлось. Появились интересные ребята из студенческого театра «Предместье». Когда они пришли ко мне в студию заниматься пластикой, я увидела, что их возможности гораздо шире, чем у просто драматических актеров. Начали работать еще год назад, практически с нуля — в плане пантомимы.

В итоге у нас получился совершенно другой спектакль, в совершенно другом жанре, который я назвала бы драматически-пантомимным. Сочетание очень сложное: молчащего актера нужно было вывести на слово, говорящего — заставить замолчать. Последние штрихи делали под руководством Валерия Шевченко буквально за несколько дней до сегодняшнего показа. Очень надеюсь, что спектакль поможет нам в деле возрождения искусства пантомимы в Иркутске.

С первых секунд происходящее на сцене захватило присутствующих в зале. Сразу после окончания спектакля своими эмоциями с «Иркутском» поделились исполнители главных ролей.

— Впечатления незабываемые! — говорит исполнительница роли Пульхерии Анастасия Гончарова (Настя — студентка третьего курса ИРНИТУ по специальности «Архитектура»). — Это мой первый большой спектакль! И роль одна из главных — почти все время находилась на сцене. А еще ведь и старушку пришлось играть. Это так сложно! Перед спектаклем очень нервничала — было даже желание все бросить и убежать куда-нибудь подальше. А сейчас состояние какого-то волшебства: хочется снова, снова и снова выходить на сцену и чтобы с каждым разом получалось все лучше и лучше.

С Валерием Вадимовичем мы познакомились в прошлом году. Ну и вот сейчас он приехал к нам. Прекрасный режиссер! Сразу расставил все акценты. Каждому подсказал, как сделать роль лучше. Причем общается с актером на равных. Благодаря этому в коллективе все на одной волне. Ну а когда он начинает показывать какие-то движения, честное слово, просто дух захватывает.

— Это первая моя столь глубокая роль, — рассказывает Владимир Космогоров, игравший Афанасия Ивановича (студент 5-го курса по специальности «Самолетостроение»). — Мы привыкли словом что-то доносить до зрителя — эмоцией, громкостью, интонацией. А здесь всего этого нет, что-то выразить можно только движением — играешь лицом и телом. Очень напряженным выдался для меня финал спектакля, в какой-то момент даже слезы выступили. Нужно было сыграть трагедию уже немолодого человека, выдержать все это внутри, передать какие-то эмоции зрителям. Очень надеюсь, что 22 марта при полном зале ноги не затрясутся… Но если вдруг случится такое, то всегда можно сказать, что это пластический ход. (Улыбается.)

Кстати, пожилого человека Владимиру пришлось играть впервые. «Впрочем, старичок-то у нас получился довольно крепким физически, — смеется исполнитель роли Афанасия. — Эффектно ведь смотрится, когда главный герой носит на руках свою партнершу, поднимает ее, опускает».

— То, что в профиль я, оказывается, похож на Николая Васильевича Гоголя, мы только сегодня заметили, — рассказывает, улыбаясь, пятикурсник Института недропользования ИРНИТУ Сергей Травников. — Прихожу, а мне говорят, что где-то там какая-то тень очень похожа на всем знакомый силуэт писателя. Кстати, то, что я буду Гоголем, решилось в самый последний момент. Режиссер так увидел! У меня, как вы заметили, у единственного в труппе была роль со словами, но легче от этого не стало. Какое-то время очень тяжело было совмещать движения с интонацией голоса. Пришло не сразу. Сначала руки заставлял правильно двигаться, потом тщательно разговором занимались, затем все пытались совместить. Сегодня получилось неплохо, но не идеально.

А мы сможем составить свое мнение о спектакле, режиссером которого выступил большой мастер пантомимы, наш земляк Валерий Шевченко. Премьера спектакля «Старосветские Ромео и Джульетта» состоится 22 марта в актовом зале ИРНИТУ. Вход свободный. Предположительное время начала спектакля — 18.30. За уточнением обращаться по телефону 40-50-78. В тот же день в 13.30 в фойе университета будет открыта уникальная выставка, посвященная творчеству и жизни легендарного мастера пантомимы Марселя Марсо.

Андрей Семакин

Фото автора

О ЧЕМ ПОВЕСТЬ ГОГОЛЯ?

«Старосветские помещики» — первая повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Миргород», написанная в 1835 году. Сюжет у повести простой: живет провинциальная, патриархальная чета помещиков — Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна; это добрые люди, гостеприимные хлебосолы, не чающие друг в друге души. Однажды у них пропадает кошка, потом возвращается, и Пульхерия Ивановна вдруг решает, что это пришла за ней ее смерть. Она начинает чахнуть и вскоре умирает; некоторое время спустя умирает и потрясенный ее уходом Афанасий Иванович.

Валерий Шевченко — знаковая личность для иркутян. Он окончил наше театральное училище, затем эстрадный факультет ГИТИСа. В 1980-е годы вернулся в Иркутск, где основал театр пантомимы. В 1997 году организовал Международный фестиваль «Мимолёт», собиравший коллективы из России, Германии, США и Японии. Обладатель Гран-при Фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке, награды Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA, Открытого фестиваля «Россия» и т. д. Сейчас преподает в институте современного искусства в Москве

Сцена из спектакля. А вот как об этом писал Николай Васильевич Гоголь: «За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни…» (из повести «Старосветские помещики»)

После прогона спектакля: теперь можно успокоиться и улыбнуться. Молодые актеры театра «Предместье» и студии «Арт-Графика» и их наставники: мим Валерий Шевченко и руководитель студии пластической импровизации «Арт-Графика» Елена Орлова

ГОРОД ЗАВЗЯТЫХ ТЕАТРАЛОВ

На этой неделе мы спросили прохожих на улицах Иркутска:  «А вы когда в последний раз в театре были? Что смотрели?»

Татьяна Васильевна, пенсионерка:

— Спектакль «Сильвия» смотрела в ноябре в музыкальном театре. А с внуками в декабре смотрели «Золотую рыбку» в ТЮЗе. С внуками я вообще хожу в ТЮЗ не реже чем раз в месяц. Вот планируем идти на «Синюю птицу» 18 февраля. Со студенчества люблю ходить в театры… До сих пор помню свои впечатления от оперы «Чио-Чио-сан», которую посмотрела после окончания девятого класса. Всегда очень любила филармонию: хожу туда с подругой два-три раза в год. Одно время жила на Сахалине, там тоже очень хорошие драматические театры. Сейчас внукам любовь к театру прививаю.

Наталья, госслужащая:

— Два месяца назад смотрела «Мэри Поппинс» в музыкальном театре. Вообще, стараюсь ходить в театр с периодичностью раз в два месяца. Мне это интересно: нравится выходить в люди, получать новый опыт. И в любом случае это ведь искусство — оно всегда оставляет в душе след, наполняет эмоциями, разными смыслами. Из иркутских театров больше всего, наверное, люблю музыкальный. Мне нравятся рок-оперы, которые там ставят,— «Юнона и Авось» и «Иисус Христос — суперзвезда».

Мария, экономист:

— Совсем недавно, 5 февраля, была с дочерью на детском спектакле «По щучьему велению» в Иркутском театре народной драмы. С ребенком вообще стараюсь раз в месяц посещать театр. Ей сейчас пять лет, а начали с ней ходить по спектаклям с трех. И ей очень нравится! В театре ведь живые эмоции. Когда читаешь сказку, она одно представляет, а в живом представлении, в другой интерпретации — видит что-то новое. В театре в целом другая культура поведения, нежели в обычной жизни. Сама я, к сожалению, на взрослые спектакли ходить не успеваю. Хотя раньше часто бывала в театре имени Охлопкова.

Елена, бухгалтер:

– 5 января в музыкальный театр на новогодний концерт всей семьей ходили. Я вообще театры люблю. До пандемии, бывало, в месяц пять-шесть раз посещала спектакли. Даже ходила на определенных актеров. Если видела в афише такие фамилии, как Даниилов-младший, Шабанов, Яковлев (это все иркутские актеры), то обязательно покупала билеты. Даже если они играли в эпизодических ролях. Просто интересно было за ними наблюдать. На некоторых я подписана в соцсетях и продолжаю наблюдать за ними в жизни. Но в театры сейчас, можно сказать, вообще не хожу. Хотя по-прежнему очень люблю музыкальный театр.

Дмитрий, инженер:

— Полтора месяца назад был в театре «Новая драма», смотрел спектакль «Хор». Мы туда вместе с женой ходили. Правда, мне не очень понравилось, потому что там со сцены много матерились. С одной стороны, это было оправдано по сюжету (там речь шла про жизнь в пьющей деревне), а с другой стороны — неприятно. Я же в театр «окультуриваться» хожу, а тут такое! В первый раз с таким столкнулся. А так раз в три месяца обычно посещаю разные спектакли, в основном в драматическом театре.

С прохожими общалась Наталья Федотова

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио