Куклы для зрителей 16+

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #39 (1026) от 8 октября 2021

Театр «Аистенок» уверенно опровергает стереотип, что кукольные спектакли предназначены исключительно для детей. Взрослые зрители тепло приняли «Утиную охоту» по пьесе Александра Вампилова, три года назад поставленную московским режиссером Борисом Константиновым, а также постановку главного режиссера «Аистенка» Юрия Уткина «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя. А в начале сентября театр представил премьеру по повести Федора Достоевского «Дядюшкин сон». О новых работах коллектива, о творческих планах и участии в фестивалях газете «Иркутск» рассказал директор театра Андрей Стрельцов.

— Кукольные спектакли по произведениям Хемингуэя и Достоевского — это ведь не совсем типичная история. Более привычно, когда в Театре кукол ставят спектакли для малышей. Или это стереотип?

— Сегодня в репертуаре практически каждого театра кукол нашей страны есть несколько спектаклей для взрослых. А если мы возьмем европейские театры, то у них большая часть постановок ориентирована как раз на взрослого зрителя. Исторически кукольные ярмарочные балаганы, которые можно считать прародителями театрального искусства в целом, собирали именно взрослую аудиторию. Разграничение на детские, молодежные и театры для взрослых директивно появилось в СССР. Но благодаря такой государственной политике в стране тогда массово стали открывать театры кукол и популяризировать их спектакли.

Сейчас театры кукол в России не зависят от политической конъюнктуры и охотно расширяют свою зрительскую аудиторию, создавая спектакли для возрастных категорий от 0+ до 16+. Первой нашумевшей постановкой для взрослой аудитории стала в 2018 году «Утиная охота» по пьесе драматурга Александра Вампилова. Я как раз только пришел в театр в качестве директора, и мы тогда пригласили к нам из Москвы Бориса Константинова, главного режиссера театра Образцова. Теперь мы раз в год обязательно делаем новый спектакль для взрослых. В прошлом году это был «Старик и море» в постановке заслуженного художника РФ Виктора Никоненко.

Открытие нынешнего театрального сезона началось с премьеры спектакля «Дядюшкин сон», который стал посвящением 200-летнему юбилею со дня рождения классика русской литературы Федора Михайловича Достоевского. Главный герой этой повести словно создан для кукольного театра: он носит парик, накладные усы и бакенбарды, ежедневно белится и румянится, душится, помадится, хромает на одну ногу, у него стеклянный глаз и вставные зубы. Достоевский пишет, что он весь словно собран из кусочков. Это уже нечто искусственное, как механическая кукла. Вокруг такого «неживого» персонажа легко выстраиваются и все остальные герои. Постановку осуществил белорусский режиссер Игорь Казаков. Отрадно, что на премьерных показах были аншлаги. Вновь увидеть «Дядюшкин сон» зрители смогут в ноябре.

— Очевидно, что и в следующем году иркутяне и гости города увидят новый спектакль для зрителей 16+?

— В следующем году мы планируем осуществить постановку по повести Андрея Платонова «Джан». Это интересный, но нераскрытый на сегодняшний день автор. Сделать спектакль на основе этого материала нам предложили Борис Константинов и Виктор Никоненко, с которыми мы раньше уже работали. Пока это лишь задумка, посмотрим, что получится.

Для детей мы тоже планируем поставить ряд новых спектаклей, в частности, «Остров сокровищ», «Снегурочку» и «Котенка по имени Гав». В целом за год мы в среднем делаем пять-шесть премьерных постановок.

— Может быть, такое попадание в тренд связано с повышенным интересом к фэнтези, к виртуальным способам передачи информации?

— Я думаю, что, скорее всего, свою позитивную роль сыграла федеральная программа «Театр — детям», принятая три года назад в рамках проекта «Культура малой Родины». Благодаря ей стали активно финансироваться новые спектакли, их увидели зрители, коллеги по цеху, и все сказали: «Ого, вот, оказывается, что могут делать те­атры кукол!»

У нас сейчас полностью обновлено звуковое оборудование. Освещение, которое в кукольных театрах совершенно особенное и очень дорогое, мы тоже постепенно меняем. На федеральные средства в ближайшее время планируем приобрести второй комплект выездных конструкций, которые будем брать с собой на гастроли.

Благодаря областному финансированию нам в этом году удалось увеличить актерскую труппу и техническую службу. К нам на работу после окончания Иркутского театрального училища с курса, который выпустил главный режиссер театра Юрий Уткин, пришли восемь новых артистов-кукольников. Это я считаю большим достижением, поскольку теперь во время гастрольных поездок не надо будет закрывать дверь театра на замок. Раньше для этого просто не хватало людей.

— Вы буквально несколько дней назад вернулись с международного фестиваля кукольных театров, который прошел в Рязани. Каковы итоги, впечатления?

— Этот фестиваль один из самых авторитетных, которые проводятся в нашей стране. Мы показали там две постановки — аудиоспектакль-прогулку «В движении стихий» и «Бетховен. Разговорные тетради». Второй спектакль создан для людей с ограничениями слуха. Обе работы нестандартные, новаторские; обе получили очень хорошие отзывы. Коллеги из Москвы и Иванова, когда приняли участие в аудиоспектакле, подошли ко мне и сказали, что хотят у себя осуществить такую же постановку. «В движении стихий» мы задумали во время локдауна, связанного с пандемией коронавируса, и, поскольку он проходит на открытом воздухе с небольшим количеством участников, прошлым летом нам с ним разрешили работать на острове Конный. На фестивале мы его адаптировали к местным условиям, и он четыре раза с успехом прошел в стенах Рязанского кремля.

Тридцатого сентября наш театр отправился на фестиваль в Калининград со спектаклем «Живая душа» и там останется на гастролях с постановками «Карлик нос» и «Терешечка».

— Три года назад вы ставили задачу построить для Те­атра кукол «Аистенок» новое здание. Как продвигается ее решение?

— Тема такая на повестке дня по-прежнему стоит. Буквально на днях мы ее обсуждали на встрече с губернатором региона Игорем Ивановичем Кобзевым. К сожалению, построить новое здание рядом с ныне действующим театром кукол невозможно. Мы все знаем, что когда-то здесь было кладбище, и вести работы на месте захоронений с морально-этической точки зрения недопустимо. Необходимо подобрать под застройку новый земельный участок в центральной части города. Он найден, но, пока вопрос не решен, я не могу озвучить его месторасположение. Надеюсь, что в октябре это станет возможно.

Нина Александрова

Фото предоставлено Театром кукол «Аистенок»

Сцена из спектакля по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» в иркутском Театре кукол. Автор называл повесть «штучкой», «безделицей». Но сквозь водевильную форму, как перо из подушки, пробиваются черты глубокого психологизма и трагедийности, свойственные творчеству Достоевского. Спектакль идет 120 минут с антрактом

О ЧЕМ «ДЯДЮШКИН СОН»?

Мария Александровна Москалева — энергичная дама, имеющая двадцатитрехлетнюю дочь. Мать мечтает выдать Зинаиду замуж, однако та мягко отклоняет предложения своего единственного ухажера Павла Мозглякова. Однажды в доме Москалевых останавливается князь К. — господин весьма почтенного возраста, страдающий, по мнению горожан, старческим слабоумием и внешне напоминающий «мертвеца на пружинах». У Москалевой созревает план женить его на своей дочери, и она прилагает немало усилий для реализации своего проекта. Но план рушится, случившееся становится для К. сильным потрясением; через три дня он умирает в своем гостиничном номере. Через несколько лет судьба сведет Москалевых и Мозглякова на балу в далеком краю; Зинаида, ставшая к тому времени женой генерал-губернатора, не узнает бывшего ухажера.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио