Кто вращает колесо обозрения на острове Конный в Иркутске?

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #15 (1051) от 22 апреля 2022

С приходом весны мы все больше времени предпочитаем проводить на свежем воздухе. А самым любимым местом для прогулок в городе традиционно остаются острова Юность и Конный. Центр притяжения на последнем, который видно всем издалека, — конечно, колесо обозрения, возвышающееся на 50 метров над землей. Кстати, это второе по высоте колесо за Уралом, выше только в Хабаровске — 55 метров. Как устроена эта махина и насколько там безопасно — об этом сегодня в еженедельнике «Иркутск».

А начнем мы, пожалуй, с истории. Первое колесо обозрения в Иркутске установили в парке Парижской коммуны в Глазковском предместье в 1963 году. Высота его была (так и хочется написать — всего, в сравнении с нынешним-то) 20 метров, чуть выше пятиэтажки. Простояло оно около 20 лет, и в 1980-х его разобрали. Да и парк к тому времени утратил былую популярность у иркутян.

Второе колесо обозрения появилось также в 1960-е, только оно было выше — 25 метров, на территории бывшего Иерусалимского кладбища, которое превратили в то время в Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). В 1987 году его заменили на новое, более современное. Высота третьего колеса составляла 27 метров, вес — более 30 тонн. Кабинки были открытыми. В мае 2008 года эксперты признали колесо небезопасным для дальнейшего использования, и зимой 2009-го его разобрали.

Целых девять лет иркутяне ждали появления любимого аттракциона. И летом 2018-го на острове Конном появился настоящий великан — самое высокое колесо обозрения на территории Сибирского федерального округа, высотой 50 метров. На «Кругозоре», так называется аттракцион, одновременно могут прокатиться 144 посетителя. Полный круг занимает 12 минут. Колесо собрано в Красноярске на заводе «Русские аттракционные системы». Материал — специальный сплав стали, который делает конструкцию достаточно прочной, но при этом более легкой, чем если бы ее отлили из обычного металла.

Работает колесо от электричества, крутящий момент запускают четыре двигателя корейской компании Hyundai, мощность каждого — 2,2 киловатта. Иллюминация, подогрев и кондиционирование кабин запитаны от центрального блока управления.

— В случае, если электроснабжение отключится, а такое уже бывало несколько раз, когда городские подстанции по разным причинам выходили из строя, у нас есть резервный генератор, — рассказывает инженер колеса обозрения Максим Смирнов. — По требованию федерального законодательства на его запуск и высадку пассажиров дается примерно 20 минут, у нас этот цикл занимает пять-семь минут.

Вес колеса обозрения — 182 тонны, плиты для бесфундаментного основания (его вес — 190 тонн) заглублены в землю и выдержат нагрузку, более чем в три раза превышающую вес аттракциона. Особое внимание здесь уделено сейсмобезопасности. Для этого на конструкции поставили сейсморастяжки, которые гасят колебания земли. Проект «Кругозора» разрабатывался под конкретное место на острове Конном и под природно-климатические особенности нашего региона. Перед проектированием проводились геологические изыскания, и было получено положительное заключение на установку колеса. Структура почвы под ним — скальные породы, влияния грунтовых вод нет.

Срок эксплуатации «Кругозора» — 15 лет, в 2033 году он пройдет полную диагностику, и если найдут какие-либо отклонения, инвестор должен будет провести капитальный ремонт. Кстати, с момента запуска на аттракционе не было ни одной поломки. К состоянию оборудования здесь относятся очень серьезно, ведь от этого зависит безопасность посетителей. Техническая служба два раза в год — в апреле и октябре — проводит полное предсезонное обслуживание. Кроме того, ежедневно в начале и конце смены проходят проверочные запуски. Вечером это делают в том числе для того, чтобы убедиться, не забыли ли кого в кабинах.

— Каждый наш день начинается с осмотра конструкции, это делает комиссия, в которую входят представители администрации колеса и технической службы, — рассказывает оператор аттракциона Ксения Ремизова. — Особое внимание уделяется креплениям кабин, запорным механизмам и целостности ограждения — чтобы на территорию не проникали посторонние. Приемка занимает около часа. В это же время убирают в кабинах, моют стекла — они должны быть прозрачными, ведь самое главное в нашем аттракционе — красота обзора.

Раз в год, обычно в июне, проводится глобальная проверка безопасности оборудования — техническое освидетельствование. Для этого из Москвы приезжает эксперт Российской ассоциации парков и производителей аттракционов. Колесо закрывают, и в течение трех дней специалист на вышке проверяет все крепления и болты. Затем в каждую кабину нагружают по 11 мешков с песком и запускают на восемь часов непрерывного хода. В конце проходит контрольная проверка креплений. Только после успешного заключения возможна дальнейшая эксплуатация аттракциона. Материалы проверки передают в Гостехнадзор.

К слову, по мнению того самого московского эксперта, с иркутского колеса обозрения открывается один из лучших видов в России. Визит специалиста традиционно завершается прокатом на колесе, а съемку окрестностей он выкладывает у себя в соцсетях. И вот про красоту вида именно в Иркутске ему написали интернет-пользователи. Присоединяемся к их мнению: днем с колеса разворачивается вид на Ангару, в заливах солнечный свет пронизывает водную гладь так, что видно даже дно. По обеим сторонам в обзор попадают Академический и Глазковский мосты. Особенно красиво в темное время суток, когда Иркутск загорается огнями, да и само колесо тоже эффектно подсвечено. Летом аттракцион работает до полуночи, зимой — до 22.00, то есть времени вполне достаточно.

Все кабины «Кругозора» закрытые, оборудованы тепловой пушкой и кондиционером, благодаря этому в них комфортно в любое время года. Однако есть и ограничения по технике безопасности: при ветре больше 15 метров в секунду, дожде, температуре ниже –20 градусов аттракцион не работает. При этом ветровые нагрузки рассчитаны на ураганные ветра.

В каждой кабине одновременно могут находиться до шести человек, ее грузоподъемность — 450 килограммов. Стекла здесь специальные каленые, как в автомобилях. Двери, после того как пассажиры зашли внутрь, оператор запирает специальным замком, чтобы они внезапно не открылись на высоте, даже если внутри будут прыгать. Хотя обычно такого, конечно, не бывает, все-таки на колесо обозрения приходят, чтобы спокойно созерцать красоту Иркутска с высоты птичьего полета.

Всего кабин 24, из них две особенные — для вип-клиентов: «Ангара» и «Байкал». Эти названия выбрали после опроса посетителей. Первая предназначена для романтических встреч, вторую можно использовать для бизнес-переговоров, знакомства гостей с Иркутском. Об их устройстве стоит сказать отдельно. За счет дополнительного оборудования они тяжелее обычных кабин на 150 килограммов. Поэтому расположены на одной оси, чтобы уравновешивать друг друга, ведь в колесе все должно быть в четком балансе — для безопасности пассажиров. Кабины отличаются богатым интерьером. Час катания в них обойдется в пять тысяч рублей — это пять кругов, соответственно можно ограничиться и одним кругом за тысячу. Это цена за всю кабину.

В «Ангаре» — белые мягкие диваны, на окнах легкие тюлевые занавески, столик покрыт красной бархатной скатертью. По замыслу владельцев аттракциона, в такой кабинке можно прокатиться в день свадьбы (для молодоженов это бесплатно, если забронировать заранее! — Прим. авт.), сделать предложение руки и сердца — для этого, когда кабина достигает наивысшей точки, операторы на несколько минут останавливают колесо. Из местного ресторанчика можно заказать еду и напитки, в стоимость торжественного проката, кстати, входят чай и фруктовая тарелка.

В такой романтической обстановке, когда перед глазами гладь Ангары и сияющий огнями город, редкая женщина устоит и ответит отказом — мужчины, берите на заметку! Иркутяне, кстати, с удовольствием пользуются такой возможностью. Как рассказал совладелец колеса обозрения Артем Цыденов, предложения руки и сердца на аттракционе делают примерно раз в месяц. Потом возвращение сюда становится красивой семейной традицией, о которой не стыдно рассказать детям, а в обозримом будущем и внукам.

В кабине «Байкал» — самое место для деловых встреч: кресла, отделанные натуральной кожей, как в салонах дорогих автомобилей, панели и стол из натурального красного дерева, светящийся в сумерках потолок под звездное небо. Стекла в «Байкале» тонированные.

— В этой кабине уже побывало много вип-клиентов: мэр Иркутска Руслан Болотов, руководитель компании En+ Михаил Хардиков, руководитель строительной компании «Восток Центр Иркутск» Михаил Сигал, первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин, они здесь были целой делегацией, — рассказывает Артем Цыденов. — Бывали здесь и известные в Иркутске блогеры. У нас есть идея предложить организаторам гастролей звезд эстрады включить в райдер их посещение колеса обозрения с прокатом в вип-кабинах, но над этим еще надо поработать.

Буквально на днях во всех кабинах установили аудиогид. QR код для входа в приложение расположен на стене. Нужно навести на него камеру смартфона — и откроется доступ к интересному контенту: истории, легенды и песни про Иркутск, Байкал, острова Юность и Конный. Сейчас загружено около 20 треков, в дальнейшем, исходя из интересов аудитории, что-то будут удалять, что-то добавлять. Аудиогид задумывался с самого начала, колесу и название подобрали соответствующее — «Кругозор». Изначально оборудование было только в четырех кабинах, но оно вышло из строя, и его решили заменить на более современное и удобное. Кстати, специалиста для установки искали по всей стране, а нашелся он в Иркутске. Послушать аудиоэкскурсию будет интересно и иркутянам, и гостям города.

— В этом году мы ожидаем большой поток посетителей за счет ожидаемого роста внутреннего туризма, — говорит директор колеса обозрения «Кругозор» Петр Николаев. — Мы уже заключили ряд агентских договоров с туроператорами, которые позволят принимать на аттракционе организованные группы. Кроме того, мы поучаствовали в грантах от Ростуризма и сделали туристический продукт, который называется «Иркутск на островах». Это будет экскурсия на восьмиместном электрическом автобусе-шаттле по островам Юность, малому и большому Конным. Завершаться такая поездка будет прокатом на колесе обозрения.

А еще команда «Кругозора» открыта для интересных проектов и не боится креативить. Например, во время пандемии, когда аттракцион был закрыт для посетителей, на нем прокатили животных — енота, двух кошек, собаку и даже крысу вместе с хозяевами. Про это сняли забавный видеоролик для соцсетей, чтобы улучшить настроение людям. В прошлом году «Кругозор» стал одной из локаций всероссийской акции «Тотальный диктант» — участники под диктовку кураторов писали текст на вращающемся колесе, для них такой необычный опыт был бесплатным. Эффектный видеоряд из кабин используют и телевизионщики: одна из иркутских телекомпаний записывала здесь цикл интервью.

Ольга Королева

Фото Валентина Карпова

Вес колеса обозрения «Кругозор» — 182 тонны, бесфундаментного основания — 190 тонн. Работает колесо от электричества, крутящий момент запускают четыре двигателя производства корейской компании Hyundai, мощность каждого — 2,2 киловатта. Одновременно на «Кругозоре» могут прокатиться 144 посетителя. Полный круг длится 12 минут. Колесо собрано в Красноярске на заводе «Русские аттракционные системы». Материал — специальный сплав стали. Он делает конструкцию достаточно прочной, но при этом более легкой, чем если бы ее отлили из обычного металла

Вид с колеса обозрения открывается великолепный! Гладь Ангары, на спокойные воды которой можно любоваться бесконечно. Весь прилегающий парк видишь как на ладони. Притягивает взгляд раскинувшийся по всему периметру город — отсюда он представляется особенно красивым, и без сомнений, экскурсию для гостей Иркутска стоит начать именно с колеса обозрения — хорошее впечатление будет обеспечено. А за линей горизонта при хорошей погоде виднеются горы

Оператор аттракциона Ксения Ремизова практически безотрывно наблюдает за работой колеса обозрения через центральный блок управления, здесь она включает обогрев или кондиционирование кабин. День девушки начинается с мероприятий по технике безопасности. Для этого она приходит на работу за час до открытия аттракциона — именно столько занимают приемка и осмотр всей конструкции. В зоне пристального внимания — крепления кабин, запорные механизмы, чтобы они ни в коем случае не открылись на высоте, и целостность ограждения — на территории не должно быть посторонних

А это одна из двух вип-кабин — «Байкал». Сидения здесь обиты натуральной кожей, этой работой занимались мастера, которые создают салоны в автомобилях бизнес-класса — в итоге кабина получилась соответствующего уровня. Все панели и столик отделаны натуральным красным деревом. Здесь вполне можно проводить переговоры с партнерами. Сохраняется и их конфиденциальность: вход в вип-кабины — с противоположной от всех посетителей стороны, а стекла тонированные: снаружи не видно, кто здесь любуется городом с высоты птичьего полета

Директор колеса обозрения «Кругозор» Петр Николаев поделился планами на предстоящий сезон. Летом ожидается увеличение посетителей за счет роста внутреннего туризма. Коллектив аттракциона уже заключил ряд агентских договоров с туроператорами — они будут направлять на колесо организованные группы туристов. А еще здесь создали новый проект «Иркутск на островах». Он включает обзорную экскурсию по всем прилегающим островам, логичным завершением которой станет прокат на аттракционе

Совладелец колеса обозрения Артем Цыденов рассказал: для того чтобы удостовериться в безопасности, перед открытием летом 2018 года аттракцион работал в тестовом режиме, в течение которого провели 20 испытаний. Среди них было и испытание экстремальной нагрузкой (в каждой кабине — по полтонны песка). Каждое испытание длилось день. Колесо крутили сначала в одну сторону в течение восьми часов, потом в другую. Поочередно нагружали обе стороны, чтобы проверить, нет ли проскальзываний. После исследований колесо прошло период регулировки

БОЛЬШЕ ВСЕГО – ЛЕТОМ

Иркутяне приходят на колесо обозрения в основном семьями. Туристы составляют примерно 30–40% от всего количества приходящих на аттракцион. Летом посетителей в три-четыре раза больше, чем в другие сезоны.

ЦЕНА НЕ МЕНЯЛАСЬ ЧЕТЫРЕ ГОДА!

Стоимость посещения колеса обозрения «Кругозор» — 300 рублей для взрослых, 250 рублей для детей. Цена остается неизменной с открытия — 30 июня 2018 года. Прокат в вип-кабинах обойдется дороже — тысяча рублей за круг (это цена за всю кабину).

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио