Кто в Иркутске следит за тем, насколько хорошо видно дорожные знаки?

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #22 (1058) от 10 июня 2022

«Любая помеха, будь то ветки или грязь, может помешать автомобилистам разглядеть знак, и наша задача как раз заключается в том, чтобы этого не допустить», — говорит Юлия Ворончихина, заведующая сектором безопасности дорожного движения департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска (КГО) — именно эта служба «главная по знакам» в городе.

Все работы с дорожными знаками, объясняет Юлия Александровна, идут в рамках муниципального контракта по содержанию элементов обустройства. В том числе контрактом предусмотрена косметическая обрезка веток, которые свисают на сам знак или прямо перед ним. Дополнительно в департаменте городской среды есть программа по формовочной обрезке деревьев, в рамках которой проводят обрезку деревьев на магистралях и вдоль дорог все с той же целью — улучшить видимость дорожных знаков.

Предписания по обрезке веток могут поступить в КГО в течение летнего сезона и от ГИБДД — в тех случаях, если ветки разрослись и вновь заслонили какой-либо знак. В рамках контракта также моют знаки и красят стойки. Как правило, это происходит два раза в год — во время санитарной очистки города в апреле и осенью. Бывает, что проседает грунт, и тогда знаки накреняются, после чего их восстанавливают. Сломанные или разрисованные знаки меняют. Подлежат замене также знаки, у которых истек срок службы (гарантия на них составляет 5 лет) или они потеряли световозвращающие свойства. Иногда знаки (равно как и ограждения, опоры освещения и другие дорожные элементы) сносят при ДТП. В этом случае знаки оперативно заменяют. При этом быстрее всех, в течение суток, восстанавливают знаки приоритета («Главная дорога», «Уступи дорогу»). Установка других знаков проводится по предписанию Госавтоинспекции в указанные там сроки.

— Ежегодно в январе вместе с ГИБДД мы подводим статистику аварийности за предыдущий год, — говорит Юлия Александровна. — На сегодня, например, у нас 36 очагов аварийности, которые надо ликвидировать. Для этого организуется большой фронт работ, начиная от строительства новых светофоров и обустройства искусственных неровностей и заканчивая как раз установкой новых знаков.

В числе новых знаков, которые регулярно появляются на городских улицах, — знаки «Ограничение скорости» и «Пешеходный переход». Скоро знаки ограничения скорости до 40 км/час появятся на улицах Советской, 57, 2-й Железнодорожной, 38, Трактовой, 16, Маяковского, 23, Байкальской, 287, и других. Предупреждающий дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход» установят на улице Вампилова, 48, Аэрофлотской, 5, Депутатской, 66 и 70, Захарова, 2, и Новаторов, 11/2. Все эти знаки установят на очагах аварийности по статистике за 2021 год.

Появляются в Иркутске и «непопулярные» среди водителей знаки, например «Остановка запрещена». Весной такой знак установили на улице Желябова (на участке от Пролетарской до переулка Гусарова). Парковаться теперь на левой стороне дороги там запрещено. Такой же знак весной начал действовать перед входом в здание на улице Байкальской, 202 (припаркованные автомобили раньше ограничивали зону видимости при повороте направо с улицы Иркутской 30-й Дивизии в сторону ЖК «Лазурный» и тем самым создавали аварийную ситуацию. — Прим. авт.). Установлен запрет на парковку по переулку Черемховскому в районе арбитражного суда.

— Мы это делаем, конечно, не для того, чтобы ущемить права горожан в парковочном пространстве, — объясняет Юлия Ворончихина, — а для того, чтобы разгрузить дороги, увеличить их пропускную способность. С этим сложности в городе: особенно в центре, где жители часто ставят шлагбаумы во дворах и даже готовы порой сами остаться без парковочного места, лишь бы можно было пройти и проехать.

Справедливости ради — знак «Остановка запрещена» ставят в Иркутске не так часто, как хотелось бы тем, кто отвечает за пропускную способность дорог. В основном это делают в местах концентрации ДТП, а также там, где ограничена видимость проезжей части. И такие меры действительно улучшают ситуацию на дорогах. В прошлом году, например, запретили парковку на улице Сухэ-Батора: там перед поворотом на улицу Желябова существовал очаг аварийности. После установки знака увеличилась пропускная способность, машины теперь едут в три полосы, и ДТП стали случаться гораздо реже.

Заменить или поставить новый знак могут по просьбе горожан, если это регламентирует ГОСТ. В комитет городского обустройства Иркутска ежедневно поступают звонки как из единой диспетчерской службы, так и от самих жителей.

— Пожеланий очень много, — констатирует факт заведующая сектором безопасности дорожного движения Юлия Ворончихина. — Чаще всего, особенно после работ по асфальтированию дорог в частном секторе, просят ограничить скорость проезжающего транспорта. Кто-то просит оборудовать искусственные дорожные неровности («лежачие «полицейские» — Прим. авт.). Нередко горожане хотят, чтобы поставили знак «Осторожно, дети» со знаком «Ограничение скорости». Мы рассматриваем все заявки, выезжаем на место, смотрим и в случае необходимости устанавливаем знаки.

Из недавнего: обращение жителей частного сектора на улице Пархоменко в предместье Рабочем. Там, на участке от улиц Шевцова — Спартаковской, на одной стороне расположился областной центр по профилактике и борьбе  со СПИДом, в который ежедневно приезжает много посетителей, а на другой — частный сектор. Приезжие полностью заставляют улицу машинами, в результате чего у местных жителей нет никакой возможности ни выехать, ни заехать.

— Они даже порой ворота открыть не могут, — отмечает Юлия Ворончихина, — поэтому проблема действительно серьезная. Поскольку там есть стоянка, которая отсыпана специально для посетителей учреждения, нами принято решение запретить парковку со стороны жилых домов.

Иногда иркутяне просят городскую власть изменить приоритетность дороги или даже направление движения. Так, летом прошлого года улицу Клары Цеткин на участке от Пушкина до Профсоюзной из односторонней сделали двухсторонней.

— Раньше горожане ездили по кольцу: по улице Терешковой в одну сторону, по Кларе Цеткин — в другую, — объясняет Юлия Александровна. — Но когда построили и заселили ЖК «Онегин», поток транспорта вырос в разы, и жителям стала неудобной прежняя схема движения.

За тем, как выполняются требования новых дорожных знаков, следят сотрудники ГИБДД.

— Мы ведем ежедневный мониторинг дорожной обстановки и реагируем на жалобы, которые поступают в отдел дорожного надзора, — комментирует Алексей Крепель, начальник отделения дорожного надзора отдела ГИБДД МУ МВД России «Иркутское». — В дальнейшем рассматриваем их с комитетом городского обустройства администрации Иркутска на рабочей группе по безопасности дорожного движения.

Чтобы автолюбители не ездили по привычке, а ориентировались на знаки, поясняет Алексей Крепель, на местах выставляются экипажи ДПС, а их дислокация постоянно меняется.

— Граждане также могут позвонить по телефону дежурной части батальона ГАИ (21–63–87), если они видят нарушения ПДД, — продолжает Алексей Крепель. — В таких случаях мы высылаем дополнительные экипажи ДПС. Отмечу, что люди часто присылают фото- и видеофиксацию различных нарушений, и мы обязаны реагировать на каждое обращение.

Кроме установки и замены новых дорожных знаков на 2022 год в Иркутске запланированы также работы по устройству дополнительного освещения на некоторых улицах, обустройство искусственных дорожных неровностей, установка дублирующих дорожных знаков и запрет левого поворота (на улицах Академической, 14–14а, Маяковского, 35, 4-й Железнодорожной, Советской, 45а, Карла Либкнехта, 96). Также в этом году в городе появится нескольких светофоров с кнопкой вызова: на пешеходных переходах Лермонтова — Колхозная, автовокзал — Октябрьской Революции, проспект Маршала Жукова (остановка «Дружба») и Советская — Ядринцева.

Наталья Федотова

Фото автора

Новые знаки «Остановка запрещена» в Иркутске появляются редко. В основном их устанавливают по предписанию ГИБДД — на местах концентрации ДТП либо там, где существует ограниченная видимость или слишком плохая пропускная способность. В частности, этой весной запретили парковку на улице Желябова (от улицы Пролетарской до переулка Гусарова). Даже на фотографии видно, что после установки знака увеличилась пропускная способность дороги: освободилась крайняя левая полоса для движения, и заторов на данном участке стало в разы меньше

На фото — пример очень удачной установки нового знака. Этот снимок наш корреспондент Наталья Федотова сделала в апреле, почти сразу после установки знака «Движение направо» на пересечении улиц Халтурина и Декабрьских Событий. Прежде из-за того, что водители постоянно поворачивали с Халтурина налево, на этом перекрестке существовал очаг аварийности. После установки знака такой выезд запрещен (знак регламентирует единственный вариант движения — направо), так что и число ДТП здесь резко сократилось

Иногда кажется, что концентрация знаков на одном метре дороги просто зашкаливает, однако все делается в соответствии с ГОСТом и ради нашей безопасности. Например, возле каждой школы должен быть оборудован пешеходный переход со светофором, а от него за 15 метров с обеих сторон должен быть «лежачий полицейский». Каждая неровность дублируется знаками, которые предупреждают о ней, а также стоят знаки, предупреждающие о том, что впереди знаки «Дети» и «Ограничение скорости». А еще через 50 метров уже стоят сами знаки. На фото — переулок Богданова (рядом школа № 11 и детский сад № 41)

ИДЕАЛЬНЫЙ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК

1. Знак не должен быть закрыт деревьями, рекламой, опорами и прочим.

2. Знак должен быть виден с расстояния не менее 100 м.

3. Знак должен хорошо считываться, быть чистым, без потертостей и повреждений.

В прошлом году в Иркутске восстановили 996 дорожных знаков и установили 1161 новый. Всего на содержание дорожных знаков из бюджета Иркутска было потрачено около 18 миллионов рублей.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио