Колесо жизни: о династии Слюнченко, чей суммарный стаж в «ИркутскАвтоТрансе» насчитывает около 100 лет

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #2 (989) от 21 января 2021

Коллектив на базе «ИркутскАвтоТранс» преимущественно мужской. Но уже много лет здесь работает Нина Ивановна Слюнченко, председатель профкома и представительница целой транспортной династии. На предприятии эту хрупкую женщину знает и уважает каждый, поскольку уже 40 лет она отстаивает права рабочих.

Билет во взрослую жизнь

Нина Ивановна без преувеличения называет «ИркутскАвтоТранс» вторым домом: она проработала здесь практически всю свою жизнь — 53 года. Здесь встретила супруга и сюда же спустя годы привела младшего сына. «Я даже не представляю, как бы работала в другом месте», — пожимает плечами женщина.

Ее папа всю жизнь трудился водителем лесовоза в Алзамае, где они и жили, а мама — бухгалтером. Наверное, поэтому дети стали экономистами в главном транспортном предприятии Иркутска. Сначала в «Автотранс» устроилась старшая сестра, а в 1968 году приехала и Нина. Подала документы в нархоз, но… провалила экзамены. Чтобы не терять времени даром, пошла работать кассиром на транспортное предприятие.

— Тогда у нас были кассы-копилки. Пассажиры бросали шесть копеек в специальный ящичек, в конце смены водитель его вынимал и приносил кассиру. А мы все это пересчитывали, — объясняет Нина Ивановна.

Девушка зарекомендовала себя как ответственный работник, и вскоре ее перевели на составление нарядов для водителей и кондукторов. А затем взяли в ПТО — производственно-технический отдел. Там Нина Ивановна Слюнченко задержалась на несколько лет. Она занималась учетом подвижного состава: ставила на учет в ГАИ новые автобусы, готовила документацию к техосмотру и ремонту, следила за пробегом машин.

И параллельно училась: сначала в филиале Красноярского автотранспортного техникума, а затем, как и планировала, окончила Институт народного хозяйства по специальности «Экономика и организация автомобильного транспорта». В 1980 году, как только Нина защитила диплом, ей предложили возглавить профсоюз предприятия. Она согласилась, но совсем скоро ушла в третий декрет…

Навстречу солнцу

С будущим супругом, Анатолием Слюнченко, Нина познакомилась на предприятии в первые же месяцы работы. Он был старше ее на десять лет и уже четыре года водил автобус.

— Сначала он показался простецким, но как он рассказывал про свою работу! — трепетно вспоминает Нина Ивановна. — Он любил выезжать в город ранним утром, на рассвете: «Солнце как будто мне навстречу встает». А еще всегда переживал, если какой-то пассажир не садился на своей остановке: «Сегодня нету, завтра нету, душа начинает болеть, человек все-таки в возрасте. А потом вдруг появляется — «в отпуске был», и ты облегченно выдыхаешь!»

Анатолий Михайлович работал на маршруте № 20, который курсировал от железнодорожного вокзала до аэропорта.

— На маршруте было больше 20 машин, на каждую — по два водителя, здесь они все, — показывает снимок 1978 года Нина Ивановна. По центру фотографии ее супруг Анатолий Михайлович — руководитель бригады образцового обслуживания.

По стопам отца пошел только младший сын. Старший Дмитрий поездил с отцом и признался: «Я так не могу, когда за спиной больше ста человек и за каждого ты отвечаешь. Я лучше буду строителем». Дочь Ольга успешно закончила мединститут и стала руководителем Роспотребнадзора в Заиграевском районе.

— А вот Андрей вырос в автобусе, — улыбается Нина Ивановна. — Он не ленился вставать в выходные в 4–5 часов утра, чтобы проехаться с отцом по маршруту. Всегда тянулся к технике, поэтому после девятого класса пошел в колледж на специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». И одновременно к нам на предприятие, в бригаду текущего ремонта.

Анатолий Михайлович не увидел сына за рулем автобуса — в 1997 году он погиб. Его профессиональное дело продолжил Андрей. С 2010 года он работает на маршруте № 26 и уже трижды побеждал в конкурсе водительского мастерства.

— Он в первый же год всех удивил, когда ответил на все билеты меньше чем за минуту, — с гордостью рассказывает Нина Ивановна. — Помимо теории на конкурсе проверяют технические знания, скоростное маневрирование, культуру вождения. В последние годы у Андрея были достойные конкуренты, но в 2019 году он вновь вернул себе пальму первенства.

И в горе, и в радости

В кабинет Нины Ивановны то и дело заглядывают сотрудники предприятия. То сбивчиво рассказывают о какой-то проблеме, то обращаются за советом. Очевидно, что на автобазе у Нины Ивановны непререкаемый авторитет.

— Профсоюзная работа меня сначала не привлекла. Думала, уйду в декрет, за это время найдут кого-то другого. Но через месяц после рождения Андрея вызвали на работу. А потом я сама вошла во вкус, — признается она.

Нина Ивановна застала транспортное предприятие в разные эпохи — и на пике расцвета, и на грани банкротства. С большой ностальгией она вспоминает 1970-е годы: городской транспорт развивался семимильными шагами, федеральное финансирование было бесперебойным, автопарк обновлялся систематически и масштабно — покупалось до ста машин в год. В профкоме тоже был расцвет: соцсоревнования, пионерские лагеря, санаторно-курортное лечение, квартиры от предприятия. А затем последовали совсем иные времена, которые в 2004 году привели к банкротству всех трех пассажирских автотранспортных предприятий. Город чуть не остался без муниципального транспорта. На базе развалившихся предприятий основали МУП «ИркутскАвтоТранс».

— Во всем мире пассажирские перевозки считаются убыточными. У нас в Иркутске себестоимость проезда порядка 45 рублей, а пассажиры платят всего 15, — подчеркивает Нина Ивановна. — Конечно, сейчас уже квартиры от профкома не дают, но зато мы отстаиваем права работников и оживляем общественную жизнь.

В 2015 году Слюнченко ушла на пенсию. Но тут вдруг сменилось руководство, начались задержки зарплаты — и работники пришли к Нине Ивановне с просьбой: «Давайте вернем профсоюз!» Что делать, пришлось возвращаться. За последние годы профком «ИркутскАвтоТранса» помог снять пять неэффективных руководителей, отстоять доплату водителям за работу в вечернее время — для этого пришлось даже дойти до приемной президента.

— В 2020 году апрель был провальным из-за пандемии и самоизоляции, транспорт ходил пустой. За невыполнение плана начальство лишило всех премии: поголовно, не разбираясь. А это минус 30 % зарплаты, — с возмущением рассказывает председатель профкома.

Чтобы устранить несправедливость, Нина Ивановна снова дошла до высших инстанций и в итоге добилась возвращения прежней оплаты. На должность руководителя МУП «ИркутскАвтоТранс» был назначен депутат городской думы Алексей Колмаков. Новый директор дал распоряжение сделать работникам перерасчет за этот период. Впервые за долгое время Нина Ивановна нашла поддержку у руководства. Теперь ей не страшно уходить на пенсию.

Она решила доработать до февраля — до своего 70-летия. И уже придумала, чем займется дома: как-никак, у нее подрастают восемь внуков. «Да еще и Андрей котика на Новый год подарил. Вот, буду ухаживать за всеми, — делится планами наша героиня. — Только сначала составлю коллективный договор и сдам все дела».

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова и из семейного архива

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио