Каким будет новый железнодорожный вокзал Иркутска после реконструкции

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #19 (1006) от 20 мая 2021

Мало какое здание в нашем городе может похвастаться тем объемом внимания, какой достался на прошлой неделе павильону пригородных касс Иркутского железнодорожного вокзала. Социальные сети — индикатор общественного интереса ко всему — буквально выстрелили залпом из сотен постов с фотографиями о сносе павильона. Мы в редакции «Иркутска» только и успевали отвечать на звонки читателей. Глобальная реконструкция иркутского вокзала, о которой говорили уже давно, до прошлой недели оставалась малозаметной для большинства горожан. Но, когда по зданию пригородных касс был нанесен первый удар ковшом экскаватора, город понял — на вокзал пришли большие перемены. О том, каким будет новый вокзал, — сегодня в еженедельнике «Иркутск».

Итак, вокзалу «Иркутск-Пассажирский» уже без малого 132 года. Почти за полтора столетия он пережил не одно переустройство. 2021 год стал новым этапом развития для вокзала — здесь затеяли глобальную стройку на месте старого павильона пригородных касс. И сразу сообщим тем, кто переживает о «сносе старинного вокзала» — нет, это напрасное беспокойство. Снесли павильон, построенный в 1964 году. Историческую часть здания снос и стройка не коснутся, ее можно опознать и сейчас: ее фасады выделены коричневым цветом. Наверное, его можно назвать и темно-бежевым, это особой роли не играет, главное — этот цвет дает возможность горожанину идентифицировать действительно старинный объект.

На привокзальной площади на улице Челнокова непривычная картина: часть территории обнесена забором из бело-зеленого профнастила, за ним строительная техника разгребает остатки павильона пригородных касс, практически расчищена площадка, на которой стоял санитарно-бытовой комплекс (вокзальный туалет). Это были самые молодые постройки «Иркутска-Пассажирского»: их возвели в 1964 году. С тех пор тысячи и тысячи иркутян именно отсюда отправлялись в походы на Кругобайкалку, олхинские скальники, на дачи, в другие города региона и страны. Сейчас с иркутского вокзала в сутки отправляется почти пять тысяч пассажиров: на пригородных электричках 1,6 тысячи и 3,3 тысячи на поездах дальнего следования. После реконструкции пропускная способность вокзала составит 7 тысяч пассажиров в сутки.

Перемены на главном вокзале Иркутска начались в 2018 году и ознаменовались модернизацией тоннеля, ведущего к платформам. В прошлом году здесь установили подъемные лифты, на перроне поставили навесы, обновили системы навигации и освещения. Впереди — более серьезная модернизация. На месте павильона пригородных касс и здания санитарно-бытового комплекса горожане и гости Иркутска уже скоро увидят современный комфортабельный объединенный пассажирский зал.

— Мы ждали этих изменений с 2010 года и горды, что стали участниками этого исторического события. Изменения определенно будут в лучшую сторону, и мы надеемся, что наши пассажиры это оценят, — говорит начальник вокзала «Иркутск-Пассажирский» Наталья Татарникова.

Работы начались в апреле 2021 года, в целом же стройка займет полтора года: к концу 2022 года появится трехэтажное здание нового вокзала, которое займет площадь почти в пять тысяч квадратных метров. Здесь будет располагаться просторный зал ожидания, зона досмотра багажа, камеры хранения, блок санитарно-бытовых услуг, система оповещения. Помимо прочего, появится и оборудованная комната матери и ребенка, станет вдвое больше комнат длительного отдыха. Сейчас их семь, а будет 15, соответственно, увеличится и число койко-мест — с 20 до 43.

— Второй этап реконструкции включает в себя модернизацию инженерных сетей. Фасад здания подрядчик стилизует под историческую часть вокзала. И вместе с тем здание будет соответствовать всем современным требованиям, — рассказывает Наталья Абдулловна.

Комплекс полностью адаптируют для маломобильных пассажиров: здание оборудуют эскалаторами и лифтами, а также современной информационно-навигационной системой. Уже сейчас на входе можно заметить табличку со схемой вокзала с применением шрифта Брайля. После реконструкции это станет нормой для всего «Иркутска-Пассажирского». Предусмотрены также тактильные полосы, индукционные петли, которые помогут ориентироваться слабослышащим пассажирам, и другие инклюзивные системы.

Пригородные кассы на время реконструкции разместили в исторической части вокзала. Покупать билеты, а потом следовать на перрон нужно через третий подъезд. Здесь же расположен зал ожидания и санузел. Проход к поездам обеспечен в том числе через дополнительный выход на платформы.

— В связи с реконструкцией схема прохода пассажиров будет изменена, и мы постараемся сделать все возможное, чтобы минимизировать неудобства, связанные с закрытием павильона пригородных касс, — говорит начальник вокзала.

Модернизация строительством объединенного пассажирского зала не окончится. В будущем, на третьем этапе, приведут в порядок внутреннее убранство исторической части вокзала, признанной памятником архитектуры, а также заменят изношенные инженерные сети и опять же адаптируют все для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Не оставят без внимания и привокзальную площадь: в перспективе переложат плитку на пешеходной зоне, а также совместно с администрацией города Иркутска приведут в порядок и остальную территорию.

Алена Кашпарова

Фото Валентина Карпова,

Использованы иллюстрации из презентации «Развитие прилегающей территории вокзального комплекса «Иркутск-Пассажирский»» (Росжелдорпроект)

Историческая справка

Здание «Иркутска-Пассажирского» строили в несколько этапов. Первый занял 1897–1898 годы; архитектором первой части вокзала называют В.Л. Мациевича. Закладка каменного здания состоялась 15 июня 1897 года, а к началу августа следующего года его строительство было закончено. Строительство нового здания вокзала началось в апреле 1906 года. Открытие состоялось 11 ноября 1907 года. Во второй половине ХХ века было пристроено здание пригородного павильона.

Этот снимок наш фоторепортер Валентин Карпов сделал в пятницу вечером, 14 мая. До окончательного сноса павильона пригородных касс иркутского вокзала оставалось практически пара-тройка дней. Уже во вторник здания не было, шла расчистка площадки под будущую стройку

Теперь это уже историческое фото: снято за три дня до сноса павильона. Когда мы верстали для вас этот номер газеты «Иркутск», который вы держите в руках, не было уже ни выхода на платформы железнодорожных путей, ни пригородных касс

В 1969 году турист из Англии Ирвинг Снайдер путешествовал по СССР и, как и положено правильному туристу, фотографировал советскую действительность и советских людей. В его фотоархиве, часть которого в настоящее время находится в Еврейском Музее, а часть — в Архиве Британской Колумбии, есть и снимки Иркутска и его жителей. На этом фото — павильон пригородных касс иркутского вокзала. Так он выглядел в 1969 году — типовая коробка из стекла и бетона

Это проект фасада современного комфортабельного объединенного пассажирского зала на иркутском вокзале. Здание будет трехэтажным и вырастет на месте снесенного павильона пригородных касс и здания санитарно-бытового комплекса

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио