Как в Иркутске развивается сфера интернет-торговли и доставки товаров

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #47 (985) от 10 декабря 2020

Пандемия коронавируса перевернула с ног на голову многие привычные сферы деятельности человечества. Эта ситуация так или иначе коснулась практически каждого из нас. Ограничительные меры существенно повлияли также на формат и организацию бизнеса. Для многих компаний переход в онлайн стал единственной возможностью остаться на плаву. О том, как сегодня развивается сфера интернет-торговли и доставки товаров, — в нашем материале.

Весной казалось, что и коронавирус надолго не задержится, и услуги доставки — явление временное. Тогда многие иркутяне впервые попробовали покупать продукты через интернет, однако первый блин оказался комом: интернет-магазины просто не справлялись с гигантским спросом от запертых в собственных домах людей. Затем ситуация выровнялась: часть горожан вернулась к привычным походам по супермаркетам и торговым центрам. Тем не менее многие оценили удобство онлайн-покупок, экономию времени, да и возможность оградить себя от импульсивных трат. Уже сейчас стало очевидным, что онлайн-ритейл — это надолго, и свои позиции он упрочит и в «постковидную эру».

Об этом свидетельствуют и различные исследования рынка. Так, по итогам «черной пятницы» — акции глобальных распродаж различных товаров, которая традиционно проводится в конце ноября, — аналитики зафиксировали, что увеличение спроса на фоне пандемии сконцентрировано именно в секторе электронной коммерции, несмотря на снятые ограничения на посещение магазинов.

— Категорией товаров, где наблюдался рост спроса 27 ноября, стали магазины одежды и аксессуаров, но и там спрос был сосредоточен на онлайн-площадках. Аналитики наблюдали высокий спрос на эти товары уже с середины ноября, но даже по сравнению с 20 ноября число тех, кто оплатил заказы в «черную пятницу», выросло на 25 %. При этом сумма покупок увеличилась сразу на 42 %. То есть клиенты в этой категории ждали распродажу, чтобы сделать большие покупки, — вот что показывают данные «СберИндекса».

Число покупателей, которые приобрели фильмы, игры, подписки на сервисы и другие цифровые товары, выросло в «черную пятницу» и того больше: в 2,3 раза по сравнению с уровнем сентября–октября.

Но отдельной строкой, конечно же, стоят онлайн-покупки готовых блюд и продуктов с доставкой на дом. Это направление, казавшееся довольной консервативным для России и особенно для регионов, тоже довольно быстро перешло на новый уровень. Так, только доля клиентов «Сбербанка», покупающих продукты через интернет, в целом по стране выросла с 2,9 % в январе до 3,3 % в марте. Летом, когда ограничения по перемещению отменили, а люди уехали на дачи и в отпуска, доля снизилась до 2,1 %, выяснили аналитики. Сейчас этот показатель держится на уровне 2,5 %. Практика удаленных покупок понравилась россиянам, поэтому количество таких транзакций выросло почти в 1,5 раза с начала года, тогда как аналогичный показатель в магазинах вырос лишь на четверть.

— Доставка продуктов в 2020 году превращается в такой же привычный сервис, как покупки в интернет-магазине или просмотр кино онлайн. Мы видим, как аудитория растет — все больше людей пробуют сервис, оценивают удобство, экономию собственного времени и становятся постоянными клиентами. Чтобы достичь первого миллиона заказов в истории сервиса, у нас ушло почти 7 лет, а для третьего миллиона — 69 дней. В ближайшие годы мы увидим, как доставка продуктов станет таким же неотъемлемым атрибутом жизни, как и сервисы такси, — прокомментировал Дмитрий Зборовский, директор по аналитике и росту российского онлайн-сервиса.

Кстати, социологические опросы показывают, что заказывать продукты питания через интернет предпочитают так называемые зумеры — это поколение родившихся в период с 2000 года. Люди в возрасте от 24 до 39 лет также ничего не имеют против продуктового интернет-шопинга, хоть и прибегают к нему в меньшей мере. А вот среди опрошенных представителей старшего поколения на удаленную покупку продуктов готовы только около 30 %.

Еще популярнее стала доставка еды. По данным одного из исследований, треть российских пользователей установила на свои гаджеты специальные приложения, чтобы такая услуга была под рукой, при этом 38 % прибегали к ним несколько раз в неделю, а 16 % — раз в день. Доля тех, кто нечасто использовал доставку через скачанное приложение, составила 13 %, раз в неделю — 25 %, еще 8 % заказывали еду несколько раз в день. Эксперты считают, что рынок доставки еды к концу 2020 года может вырасти почти в два раза и на него придется 19,7 % оборота рынка общепита. Для сравнения: в 2019 году эта цифра равнялась 10,5 %.

— 2020 год сформировал устойчивую привычку заказывать еду, продукты и готовые рационы онлайн — за время локдауна сильно выросли оборот, количество платежей и средний чек сервисов доставки еды. За несколько месяцев режима самоизоляции рынок прошел путь, на который в обычных условиях понадобилось бы не меньше года. И даже летний сезон, возобновление офисной работы и такое желанное возвращение к привычной жизни не помешали развитию фудтеха, — говорится в объединенном исследовании нескольких крупных сервисов доставки еды. — Люди поняли, что заказывать готовые рационы не так дорого, учитывая время и силы на готовку и поход за продуктами. Большинство решили не отказываться от такого формата питания.

Если же оценивать все категории товаров по России, то исследования показали: 39 % опрошенных россиян перешли на онлайн-шопинг. Аналитики одного из сервисов по доставке опирались на данные, полученные от владельцев малого бизнеса и их клиентов. При этом респонденты фиксируют и возросшие ожидания от качества услуги: 30 % участников опроса хотят получать заказы в течение дня или нескольких часов, еще 40 % могут подождать пару дней. Большая часть бизнесменов готова чаще пользоваться доставкой, если она займет не больше часа-двух. А более 20 % владельцев малого бизнеса и вовсе подключили доставку и полностью перешли в онлайн.

Аналитики исследовательского агентства Data Insight, специализирующегося на рынке электронной коммерции, отмечают, что индустрия и без того из года в год показывает рост: с 2011 по 2019 год он составил 28 %, причем темпы значительно увеличились по сравнению с предыдущими периодами. «Коронакризис», конечно, внес свои коррективы, и, по прогнозам, к 2024 году средний рост онлайн-продаж составит 33,2 %, тогда как без пандемии он был бы 26,6 %.

По некоторым оценкам, три месяца карантина привели в онлайн-шопинг не менее 10 миллионов человек, а большинство из них и дальше продолжат совершать покупки через интернет.

Алена Григорьева

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио