Как реставрировали МиГ 23: сотрудники Иркутского авиазавода дали новую жизнь самолету, «приземлившемуся» на школьный двор

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #32 (1068) от 19 августа 2022

Этому истребителю около полувека, и сейчас у него начинается новая, пожалуй, уже четвертая, жизнь. Минувшей зимой МиГ 23 перевезли с территории бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) на новое место дислокации — территорию школы № 21 имени Юрия Гагарина. Этим летом памятник отреставрировали — заменили детали обшивки, восстановили корпус, очистили и перекрасили. Впереди завершающий этап работ — подъем судна на опоры. О судьбе самолета и о том, как его приводили в порядок, сегодня в «Иркутске».

В нашем городе МиГ 23 с бортовым номером 02 оказался в середине 1990-х годов — его доставили как учебное пособие для курсантов. До этого самолет был на вооружении ВВС СССР, куда поступил прямиком с производства в 1970-х годах — многие годы летная боевая единица была приписана к 23-й воздушной армии, что базировалась в ЗабВО. Отслужив почти 30 лет пособием, после закрытия училища в 2008 году самолет остался стоять на своем месте, но в полном забвении, если не считать специфического внимания вандалов и детворы.

В 2021 году, с началом строительства Суворовского училища, которое разместится на базе упраздненного ИВВАИУ, перспективы МиГа резко изменились — самолет признали памятником и передали на баланс города. А минувшей зимой истребитель снова поднялся в воздух! Правда, с помощью крана и только для того, чтобы переместиться на новое место.

— Год назад в честь шестидесятилетия со дня первого полета человека в космос нашей школе присвоили имя первого космонавта — Юрия Гагарина, — рассказывает Ирина Кузнецова, директор образовательного учреждения. — Наша школа не случайно получила это имя: дело в том, что в 1970–1980 годах директором школы № 21 была первая учительница Юрия Алексеевича — Нина Васильевна Кондратенкова. Свой учительский путь она начинала в городе Гжатске (ныне — Гагарин. — Прим. авт.), где и стала классной руководительницей будущего космонавта. Еще в те годы, когда Нина Васильевна была директором школы, она предлагала присвоить школе имя своего легендарного ученика, но осуществиться этому было суждено лишь сегодня. К слову, к 5 октября мы планируем открыть скульптурную композицию, посвященную и Нине Васильевне Кондратенковой, и Юрию Алексеевичу Гагарину.

В общем, вопрос о том, где должен разместиться советский многоцелевой истребитель, не стоял — место ему было предопределено.

— И дело не только в том, что Юрий Алексеевич летчик-испытатель и тоже летал на МиГах, — уточняет Ирина Михайловна, — но еще и в том, что в нашей школе, так исторически сложилось, учились дети летчиков гражданского воздушного флота. Здесь в округе жили и живут сотрудники аэропорта и авиатехнического колледжа — сейчас это филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, поэтому мы решили поддерживать престиж профессии, заниматься профориентацией наших учащихся.

Сейчас в школе формируется музей космонавтики, в котором уже есть скафандр — как у Юрия Алексеевича Гагарина, памятные фотографии со знаменитым учеником от Нины Васильевны Кондратенковой и многое другое. А еще в следующем учебном году в школе появится кружок авиамоделирования — вести его будет бывший военный летчик.

Существенным дополнением к теме стал МиГ 23, который «приземлился» на территории школы в ночь с 11 на 12 декабря 2021 года.

— Самолет доставили к нам на автотрале, он был обветшалым — больше 10 лет без хозяйской руки, — рассказывает Ирина Михайловна. — Но нам сразу пообещали и мэр Руслан Болотов, и глава Октябрьского округа Георгий Комаров, что его отреставрируют с наступлением тепла. Так и вышло — спасибо всем, кто приложил к этому свою руку, мы очень довольны!

Делится своими впечатлениями и Владимир Назаров, мастер цеха окончательной окраски самолетов Иркутского авиационного завода:

— О том, что я и мои коллеги будем участвовать в реставрации МиГа, узнал ближе к весне, а до этого видел в новостях сюжет о том, как с ювелирной точностью по улицам города перевозили этот самолет с территории бывшего военного училища. Тема мне эта интересна, и я внимательно тогда изучил вопрос — на улице Советской отключали контактные сети, перекрывали движение на несколько часов, обрезали ветки деревьев. А теперь мы и сами приложили руку к этому самолету — для меня это значимое, весомое событие.

Владимир Назаров вместе с малярами взялся за окраску самолета после работы бригады агрегатно-сборочного цеха.

— Первым на объект вышел на тот момент замначальника цеха Константин Долгов со своими коллегами. Их задачей было провести все механические работы — придать самолету максимально заводской вид: выпрямить металл, ликвидировать дыры. Некоторые запчасти были сняты совсем: во избежание случайных травм, например, переделаны люки шасси. А «фонарь» — это прозрачная часть пилотской кабины — и воздухозаборники зашили листом материала, — рассказывает Владимир.

Все эти работы были проведены во второй половине июля, дальше за дело взялись маляры.

— Нужно понимать, что самолеты строятся из таких сплавов, которые не ржавеют, соответственно очищать от коррозии не пришлось. Мы зачищали лишь старую краску, добивались гладкости поверхности, промывали, грунтовали, а затем красили, — объясняет Владимир Назаров.

Впрочем, это только легко звучит, по факту работа на воздухе имеет свою специфику.

— Нам нужно было, например, защитить фасад школы от разлета краски — мы затягивали стекла, двери, прежде чем приступить к процессу. Дальше окрашивание: низ, верх, потом снова низ — все по технологии. А затем — разметка верха, окрашивание отельных деталей, нанесение звезды, флага, надписей, — рассказывает Владимир Назаров. — В покраске использовано несколько цветов — серый сланец, светлый серо-голубой и темный серо-голубой — это цвета неба перед дождем. Если посчитать работы по всем трем этапам реконструкции МиГ 23, то на ней задействовано не менее двадцати человек, девять из них — наш цех.

Впереди — подъем самолета на опоры. Этим заниматься будет Андрей Князьков, начальник инженерно-авиаци­­онной службы авиазавода, и его коллеги. Они должны на бетонные основания установить металлические стойки, сверху на них и встанет истребитель — появится эффект парения. Конечный результат мы увидим уже скоро — к 1 сентября авиаторы обещают завершить реставрацию МиГ 23.

Ирина Покоева

Фото автора и из архива Владимира Назарова

СОВЕТСКОЕ КАЧЕСТВО

При работе с металлическими конструкциями самолета бригада по технической необходимости просверлила бак, и оттуда полился керосин! Мастера быстро остановили течь и организовали экологичный сбор топлива — добыть из крыла самолета удалось около половины тонны керосина. «Представляете, какое качество техники — около 30 лет судно на приколе, а баки не проржавели!» — рассказывают на авиазаводе. Кстати, внутри самолета остался действующий самолетный двигатель.

На этом снимке слева направо маляры Иркутского авиазавода и их мастер: Александр Самбуров, Павел Иващенко, Анастасия Вавилова, Вячеслав Ишин, Владимир Назаров, Олег Иванов, Степан Карамнов. Две недели бригада провела на выезде, успевая между дождями и непогодами завершить свою часть работы. Кстати, воздушное судно окрашено теми же цветами, которыми красят новые самолеты в заводских цехах

Мастер цеха окончательной окраски самолетов Иркутского авиационного завода Владимир Назаров: «В свое время я тоже хотел поступать в ИВВАИУ, но получилось иначе — окончил Иркутский авиационный техникум. А вот мой отец окончил именно это училище, по распределению попал служить на «Белую». Мой дед тоже связан с авиацией, но он учился в Ейском училище. В общем, МиГ 23 для меня не пустой звук, я с детства знаю этот самолет, и мне было почетно участвовать в реставрации истребителя»

Размах крыльев — более 16 метров, примерно такая же длина фюзеляжа. Советские истребители МиГ 23 применялись для борьбы с воздушными целями и для бомбоштурмовых ударов по земле. Иркутский МиГ 23 проходил службу в 23-й воздушной армии Забайкальского военного округа, служил пособием для курсантов ИВВАИУ, а после реставрации стал гордостью иркутской школы № 21 имени Гагарина

На борту самолета красуется знаменитая фраза «Поехали!», которую во время старта космического корабля «Восток» произнес Юрий Гагарин. А рядом новый бортовой номер самолета — 21, в честь номера школы, на территории которой в последний раз «приземлился» МиГ 23. «Вообще-то в авиации не меняют бортовые номера самолетов. У этого истребителя на боку были цифры 02, но по просьбе руководства школы мы пошли на это допущение — коль уж самолет теперь стал памятником», — говорит Владимир Назаров, мастер цеха окончательной окраски самолетов Иркутского авиационного завода

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио