Как нас обманывают мошенники с Украины. Только за одни сутки 12 февраля иркутские полицейские получили 17 заявлений от потерпевших

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #6 (1092) от 17 февраля 2023

Совокупный ущерб за эти сутки для граждан — больше пяти миллионов рублей. Аферисты смогли обмануть жителей Иркутской области разного возраста и профессий — от 11-летнего школьника до 93-летнего пенсионера. По информации МВД, большинство звонков мошенников поступает с территорий Украины и Польши. Как себя обезопасить от почти гипнотического влияния аферистов, «Иркутску» рассказал руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области Юрий Ильенко.

— Юрий Александрович, почему не прекращается рост случаев дистанционного мошенничества? Ведь постоянно идет активная профилактика, вроде бы уже каждый предупрежден, а значит — вооружен.

— Мошенники постоянно меняют способы обмана, придумывают новые изощренные уловки. Например, убеждают пенсионеров ни в коем случае не обращаться в правоохранительные органы и банки, потому что «они действуют заодно, полностью коррумпированы, получают откаты, уже сейчас делят ваши похищенные деньги» — и только собственная служба безопасности (в лице злоумышленников) в режиме полной секретности с помощью добропорядочного пожилого человека выведет на чистую воду этот преступный синдикат. И пенсионеры верят! Конкретный пример — в Усть-Куте. Взрослые дети насильно привели свою пожилую маму в отдел полиции, и она даже там не верила, что стала жертвой аферистов! Называла полицейских ненастоящими сотрудниками МВД. Уверяла, что они хотят лишить ее денег. Отказывалась писать заявление, причем уже перевела злоумышленникам около 300 тысяч рублей.

Еще одна тенденция — если раньше аферисты похищали все, что есть у человека на банковских счетах, картах, балансе телефона, то сейчас им этого мало. Они заставляют граждан брать кредиты. Казалось бы, у обычного здравомыслящего человека, чтобы взять кредит, должна быть веская причина — строительство жилья, проблемы со здоровьем и так далее. Но чтобы совершенно посторонний человек по телефону убедил гражданина не только взять кредит, но и перевести его фактически неизвестно куда — это уму непостижимо! Но такое происходит постоянно.

— Почему люди продолжают верить мошенникам, несмотря на постоянный информационный поток об этом?

— Потому что преступники придумывают новые и новые приемы. Сейчас даже такси отправляют к потенциальным жертвам. Так было с пенсионером из Шелехова. Ему позвонили и сказали, что от его имени поступило шесть заявок на оформление кредитов в разных банках, он сказал, что ничего подобного не делал. Аферисты уверили шелеховчанина, что кто-то завладел его персональными данными и пытается обогатиться за его счет. Заблокировать этот процесс невозможно, выход один — прямо сейчас, уже от своего имени, подать заявку на кредит, чтобы израсходовать весь кредитный потенциал, чтобы деньги не достались злоумышленникам. Для этого их нужно перевести на безопасный счет (который, как раз опасный и принадлежит преступникам — в основе всех старых и новых уловок эта схема с разными вариациями). Дедушка согласился, но в силу возраста он не мог переводить деньги через телефонные приложения. Тогда ему заказали такси из Шелехова в Иркутск. Он взял кредит в банке, дошел до банкомата, перевел на «безопасный счет». И только спустя несколько недель понял, что своими руками отдал деньги преступникам. Да что говорить, даже самолеты заказывают — жительница Братска летала в Новосибирск, чтобы взять кредит в банке, и практически по той же схеме перевела мошенникам около шести миллионов рублей.

— Это правда, что появились новые схемы — с запугиванием?

— Да. Мошенники сообщают, что в отношении жертвы возбуждено уголовное дело, потому что с ее счета ведется финансирование военных операций Украины против России. Присылают в мессенджер постановление о возбуждении уголовного дела (такую фальшивку легко сделать).  Вторая схема: звонят якобы сотрудники службы безопасности банков, Следственного комитета, полиции, ФСБ и сообщают, что с вашего счета прямо сейчас ведется незаконная финансовая операция, нам необходимо изобличить преступников. Если вы нам не будете содействовать, мы переведем вас в статус соучастников и возбудим уголовное дело — либо за разглашение банковской тайны, либо за соучастие в мошенничестве. Ну и далее по привычной схеме — от вашего имени поданы заявки на кредиты, нужно срочно израсходовать весь ваш кредитный баланс и перевести его на безопасный счет, тогда проверка покажет, что вы к этому не имеете никакого отношения, уголовное дело возбуждать не будем.

— Можно отследить, откуда поступают звонки? Это правда, что часто звонят из организованных колл-центров в исправительных учреждениях, где заключенные посажены на конкретный план по обману населения?

— Такое явление действительно было подтверждено в ходе проверок системы ГУФСИН несколько лет назад. Но сейчас эти факты полностью пресечены. Теперь звонки поступают из соседних с РФ государств (есть данные, что с Украины и из Польши. — Прим. ред.). Там тоже действуют колл-центры, где до 80 человек в каждом (такие данные публиковал МВД Украины. — Прим. ред.). с утра до вечера звонят по случайным номерам. Если даже один процент потенциальных жертв попадет в эти сети — это огромные деньги. Ведется целенаправленная организованная атака на финансовое благополучие граждан России. Уже были случаи, в том числе и в нашем регионе, когда забирали все деньги у пенсионеров, а потом открыто говорили: мы мошенники, если хочешь получить все обратно, иди и подожги военкомат или отдел полиции. То есть вы не просто кому-то отправляете деньги, а финансируете украинский режим, который организовал целый бизнес по отъему средств россиян, подрыву инфраструктурных объектов. Кроме того, зарубежный мошеннический бизнес в своих целях использует студентов — их по объявлению через телеграм-каналы, находясь за тысячи километров, нанимают курьерами. Бабушки и дедушки самостоятельно перевести деньги через интернет не всегда способны в силу возраста, а сотрудники банков могут заподозрить, что это мошенническая схема, и пресечь операцию, и вот тут телефонным аферистам нужны «ноги». Студенту предлагают забрать деньги от подъезда у психологически обработанного пожилого человека и через банкомат перевести их на нужный счет, пять-десять процентов от суммы забрать себе. Юноши и девушки, которые таких денег за час никогда не зарабатывали, соглашаются. Наказание за такое сотрудничество с аферистами — до пяти лет лишения свободы. Недавно студента из Усть-Илимска задержали за три подобных эпизода.

— Юрий Александрович, можете дать некий универсальный, стопроцентный совет, как обезопасить себя от действий мошенников?

— К такому звонку невозможно быть готовым — так утверждают психологи. Мошенники намеренно выводят людей из состояния психологического равновесия: из-за страха за свою жизнь, жизнь близких или потери денег люди теряют критическое мышление и идут на поводу у преступников. Тем более что они как раз очень подготовлены, у них есть специально разработанные методички, как воздействовать на психику потенциальной жертвы при разных вариантах ее поведения. Поэтому единственно правильное решение — пресекать разговор сразу.

Ольга Королева

Фото автора

ПРИЗНАКИ  ТЕЛЕФОННЫХ АФЕРИСТОВ

  • Вы получаете несколько звонков подряд с разных номеров
  • Вас просят зайти в мобильный банк или предлагают перевести деньги на неизвестный вам счет
  • Вам высылают электронные документы  (могут быть поддельными)
  • Вам пытаются угрожать

Всегда уточняйте информацию и перезванивайте сами в банк или госорганы по номерам, указанным только на официальных сайтах

По словам руководителя пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области Юрия Ильенко, за последние пять лет количество имущественных преступлений насильственного характера — грабежей, разбоев — существенно снизилось. Но на этом фоне дистанционные мошенничества и кражи неуклонно растут с 2013 года. Сейчас установлено: большинство звонков аферистов поступает с территорий Украины и Польши, идет организованный подрыв государственности России, в преступные синдикаты вовлекают молодежь

БУДЬТЕ КАК ЛЮДИ В ПОГОНАХ

На этой неделе мы спрашивали полицейских Иркутска:  «А вам звонят мошенники? Как реагируете?»

Алина Саян, старший референт отдела информации общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области, старший лейтенант внутренней службы:

— Я вообще не реагирую на провокации мошенников. Как только понимаю, что со мной разговаривают преступники, сразу кладу трубку, не вижу никакого смысла с ними разговаривать. Это самое главное оружие против них. Но мне практически и не звонят — очевидно, приложение «Гетконтакт», которое они наверняка используют, выдает, что я имею отношение к службе в системе МВД. Постоянно провожу профилактические беседы со своими пожилыми родственниками, объясняю им, чтобы ни в коем случае не велись на различные провокации, сразу прерывали разговор и звонили либо мне, либо в полицию.

Ксения Смыченко, специалист по воспитательной работе ОМПО ОРЛС МУ МВД России «Иркутское», младший лейтенант полиции:

— Я стараюсь не вступать в диалог с мошенниками — известно, что даже на ваше слово «да» они могут провести какие-то операции и списать деньги. И позиция нашего руководства тоже по этому поводу однозначная: в диалоги не вступать. Понять, что это именно мошенники, очень просто: сотрудники банка никогда сами звонить не будут и пытаться предлагать заняться какими-то переводами с ваших счетов, тем более в срочном порядке. Аферисты же всегда стараются вывести человека за минимальное время — чтобы он не успел обдумать ситуацию логически.

Алена Кожевникова, специалист ОРЛС МУ МВД России «Иркутское», старший лейтенант полиции:

— Обычно, если звонят с незнакомых и коротких номеров, стараюсь не отвечать. Если мне что-то нужно от банка, то могу обратиться туда сама, у меня такой принцип. Во всех остальных случаях не вижу необходимости терять время на выслушивание разных предложений, пусть даже от настоящих банков. И своим родственникам говорю то же самое — если потребуется кредит, надо непосредственно обратиться в банк, это уж точно стопроцентная гарантия, что будешь иметь дело не с аферистами. Ну а если звонят мошенники, сразу пресекаю разговор. Если уж мне с банками нечего обсуждать, то с преступниками — тем более.

Иван Якимов, старший специалист по воспитательной работе ОМПО ОРЛС МУ МВД России «Иркутское», майор полиции:

— Мне мошенники звонят регулярно — стабильно раз в неделю. Но я категорически не вступаю с ними ни в какие разговоры. Просто со словами «Всего доброго!» кладу трубку. У меня такая реакция уже доведена до автоматизма. Казалось бы — дежурная вежливость, но очень помогает и держать дистанцию, и не вовлекаться эмоционально. Потому что, если начать с ними пререкаться, даже грубить, как некоторые делают — это дать преступникам возможность если не похитить ваши деньги, то испортить настроение. Зачем вам это?

Дарья Орехова, специалист ОРЛС МУ МВД России «Иркутское», старший лейтенант полиции:

— Я с первых слов беседы понимаю, что звонят вовсе не сотрудники банка — они начинают называть статьи Уголовного кодекса РФ, которых не существует. Плюс очень часто это звонят люди явно не из нашего региона, у них определенный диалект. Мне звонили в декабре прошлого года и сказали, что я принимаю участие в раскрытии уголовного дела, на меня был взят кредит, который не выплачивается. В таких случаях стать хозяином ситуации очень просто: сбросить звонок и самому перезвонить в банк или полицию — смотря кем представились мошенники.

С полицейскими Иркутска общалась Ольга Королева

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио