Кадры иркутского режиссера Станислава Толстнева попали в фильм «Удивительные приключения Юмы»

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #24 (1011) от 25 июня 2021

В федеральный прокат вышел фильм, который уже окрестили первым российским документальным блокбастером. «Удивительные приключения Юмы» — это история про байкальскую нерпу, озвучивают которую актеры Константин Хабенский и Чулпан Хаматова. Картина покоряет, прежде всего, уникальными съемками, в том числе и теми, над которыми работал иркутский фотохудожник и оператор Станислав Толстнев. О том, как создавались эти кадры, нам рассказал сам автор.

Дозвониться до Станислава Толстнева оказалось не так просто. Буквально через два дня после официальной премьеры он уехал на Байкал, чтобы снимать нерп и медведей (последние в середине июня массово выходят на берега Байкала, чтобы полакомиться мотыльками, сидящими на камнях, и Станислав пользуется моментом). Нормальной связи в тех глухих местах нет, поэтому разговаривать приходилось быстро, чтобы успеть до того момента, когда интернет вновь отключат.

— Давно планировал обойти север Байкала, — говорит Станислав. — На этот раз путешествую вдвоем с сыном, ему 13 лет. В таких поездках очень много бытовых дел: надо еду готовить, вещи перетаскивать. И Саша мне в этом очень помогает.

Живут отец и сын в заповеднике, на кордоне вместе с егерями. Здесь, уверяет фотограф, безопасно — медведи сюда не заходят. А сами съемки он ведет на расстоянии, проплывая мимо косолапых на лодке или катамаране. В таких суровых поездках Станислав регулярно проводит до полугода. Чаще всего, конечно, фотографирует Байкал, но есть в его коллекции также снимки дикой природы Алтая, Монголии, Грузии.

Последние 10 лет фотографией Станислав занимается профессионально, а лет шесть назад увлекся еще и видео. Теперь совмещает две профессии — фотографа и оператора. Причем работает исключительно для души — снимает только то, что ему нравится. Фотографии покупают разные издательства для календарей, а также туристические агентства. Большим спросом его работы пользуются в зарубежных фотобанках.

— Кадры, которые вошли в фильм, я тоже снимал в режиме своей повседневной работы, — продолжает Станислав. — Москвичи просто увидели на ютьюбе мои ролики о Байкале, и они им понравились. Некоторые были выкуплены сразу, что-то пришлось доснимать позже. В итоговый монтаж попали не только съемки с животными, но и виды Байкала.

Сотрудничество Станислава Толстнева с московскими кинематографистами началось два года назад. К тому времени работа над картиной о Юме шла уже три года. Это был кропотливый процесс: всего 14 экспедиций с арендой кораблей и использованием глубоководной техники, больше 180 часов отснятого материала только о подводном мире Байкала, и все это — в «сказочно живом качестве», в формате 4К HDR. Но если московским профессионалам отснять пугливых нерп еще удавалось, то с хозяевами тайги им крупно не везло.

— Я прекрасно понимаю, почему у них не получилось снять медведей, — говорит Станислав. Даже по голосу чувствуется, что он улыбается. — Они специально отправлялись в самые медвежьи места, но ходили на корабле, а с корабля заснять медведя практически невозможно! Я сам всегда пользуюсь бесшумной байдаркой с веслами. Только так можно подплыть близко, не отпугнув зверя.

В результате всех медведей, которых зритель видит в фильме, снимал именно Станислав. Ему же принадлежат и редкие кадры с нерпами.

— В прошлом году мне посчастливилось снять уникальнейшие кадры на Ушканьих островах, — рассказывает фотохудожник. — Весной там скопилось просто нереальное количество нерп. Даже старожилы отмечали, что такое зрелище наблюдали впервые в жизни.

Все случилось из-за того, что лед на Байкале сошел слишком быстро (исчез буквально за два дня, да еще в начале мая — редчайший случай!). Обычно лед раскалывается на куски, которые дрейфуют еще недели две, и нерпы вылезают на них, чтобы отдохнуть и погреться на солнышке. А в прошлом году льдин не было. Это и привело к тому, что на острова приплыли нерпы едва ли не со всего озера.

— От их тел было черным-черно! — вспоминает Станислав. — И я все это отснял: с квадрокоптера, на камеру. Именно эти кадры и взяла московская группа.

Когда фильм был уже почти готов, его создателям пришла идея добавить виды церкви на фоне озера. И тогда они снова связались с коллегой из Иркутска. Виды монастыря в поселке Посольское (Бурятия) — единственная съемка, которую Станислав сделал на заказ, да еще и буквально за три недели до премьеры кинокартины.

Предварительные показы «Удивительных приключений Юмы» стартовали в Иркутске 5 июня. Среди зрителей, разумеется, был и Станислав Толстнев.

— Очень понравилось! — комментирует он. — Кадры-то я отдал, но не знал, что получится. А в итоге даже я остался под впечатлением. Подводные съемки потрясающие! Более того — решил купить акваланг и гидрокостюм, чтобы самому под водой снимать. Очень важно также, что фильм затрагивает серьезную тему экологии: показаны и сети, и спирогира.

Наталья Федотова

Фото Станислава Толстенева («Инстаграм»)

Документальный фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы» собрал за этот уик-энд в 929 кинотеатрах 13 млн рублей и 16,75 млн рублей за 11 дней показов. Фильм стал самой кассовой российской документальной лентой о природе, побив рекорд, принадлежавший ранее документальной картине «Медведи Камчатки. Начало жизни», заработавшей в 2018 году 7,6 млн руб.

Кадры Станислава Толстнева: и нерпа, и медведь — рукой подать! В начале июля Станислав отправляется в новую экстремальную экспедицию — в Охотское море. Будет снимать китов, касаток и безумно красивые Шантарские острова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио